Презентация на тему "В гостях у Аленушки"

Презентация: В гостях у Аленушки
Включить эффекты
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "В гостях у Аленушки" содержит картины, изображающие персонажей русских народных сказок (Аленушку, Бабу-Ягу, Ивана-царевича, Спящую красавицу и др.) художника В.М. Васнецова. К презентации имеется подробный конспект с изложение отрывков из сказок и сценарий самого урока.

Краткое содержание

  • Картина "Аленушка" В.М. Васнецова;
  • Описание картины "Аленушка" В.М. Васнецова;
  • В.М. Васнецова "Ковер-самолет";
  • Иван-царевич на сером волке;
  • "Баба-Яга" В.М. Васнецова и др.

Содержание

  • Презентация: В гостях у Аленушки
    Слайд 1

    В гостях у Аленушки

  • Слайд 2

    «Там русский дух … там Русью пахнет!»

    А. С. Пушкин, 1848 - 1926

  • Слайд 3

    Алёнушка 1881 г., ​Государственная Третьяковская галерея, Москва​

  • Слайд 4

    Аленушка убежала из дома в (……) лес, к (……) омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет (……) заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на (……..) воду омута. (……..) природа перекликается с тоской девочки. В (…….) молчании застыли вокруг (…….) березки и осины. (……..) листья тихо падают на (………) поверхность пруда. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим (……..) щебетанием как бы стараются успокоить ее.

  • Слайд 5

    Описание картины В.М. Васнецова «Аленушка»

    Аленушка убежала из дома в дремучий лес, к глубокому омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет вечерняя заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на холодную темную воду омута. Тихая и грустная родная природа перекликается с тоской девочки. В печальном молчании застыли вокруг тонкие молодые березки и осины. Желтые листья тихо падают на зеркальную поверхность пруда. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим нежным щебетанием как бы стараются успокоить ее.

  • Слайд 6

    В.М. Васнецов. Ковер-самолет.

    В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой - победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Земля отходит ко сну.

  • Слайд 7

    Иван-Царевич на Сером Волке

    Среди старых деревьев, похожих на великанов, обнявших друг друга за плечи, несётся огромный косматый зверь. (Художник писал его с настоящего волка, которого приводили в мастерскую.) Под ногами у зверя открытая вода — то ли озеро, то ли болото — с кувшинками. Волк парит над этой водой, распластавшись в прыжке. Ясно, что следующий прыжок он сделает, оттолкнувшись от воздуха...На спине волка — царевич и прекрасная царевна, которую он выкрал у её отца. Царевич тревожно озирается, ожидая погони. Девушка в страхе прижалась к своему похитителю и закрыла глаза. Нежность, с которой она склонила голову ему на плечо, и бережность, с которой он обнимает её, говорят о взаимной симпатии похитителя и пленницы, способной перерасти в более серьёзное чувство.

  • Слайд 8

    В.М. Васнецов Баба-Яга

  • Слайд 9

    Васнецов В. М. Сивка-Бурка

  • Слайд 10

    Васнецов В. М. Спящая царевна

  • Слайд 11

    В. Васнецов. Кащей Бессмертный

  • Слайд 12

    Бой Ивана-Царевича с трехглавым змеем

  • Слайд 13

    Подбери нужную картину!

    1. Горе горевать – не пир пировать.
    2. Где любовь да совет, там и горя нет.
    3. Один в поле не воин.
    • «Иван-царевич на сером волке» 1889 г.
    • «Богатыри» 1898 г.
    • «Алёнушка» 1881 г.
  • Слайд 14

    В.М. Васнецов. Автопортрет. 1913. Xолст, масло. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва

Посмотреть все слайды

Конспект

Цели занятия:
ознакомить учащихся с творчеством великого художника В. М. Васнецова;
развить эстетическое внимание, творчество, привить любовь к народному искусству.
Оборудование: выставка книг с иллюстрациями В. М. Васнецова; подборка картин художника: презентация к уроку.
Ход занятия.
I. Организационный момент
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Он посвящен Виктору Михайловичу Васнецову – художнику сказочнику. Мы познакомимся с творчеством великого художника.
II. Сценка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Рассказчик
Жили в Тридевятом царстве,
В Тридесятом государстве
За Кудыкиной горой
Брат со старшею сестрой.
Год прошел и две недели,
Как они осиротели,
А наследства-то всего –
Дом и больше ничего!
Да и тот на ладан дышит –
Провалилась в подпол крыша,
И осталась мышь стеречь
Две стены, плетень и печь.
Нечего им стало кушать,
И Аленушка с Ванюшей,
В город собрались пойти
И работу там найти.
Из-за деревьев слева появляется Аленушка с Иванушкой. Они медленно идут направо.
Аленушка
Трудно детушкам жить без батюшки,
Кто накормит их, кто заступится?
Не к кому им, бедным, без матушки,
Приласкаться да приголубиться.
А без батюшки да без матушки,
Без заботы их, без участия
Пропадут и вовсе ребятушки,
И не будет в жизни им счастия!
Слева из-за деревьев появляется корова, пробегает по лугу и скрывается за деревьями справа. Иванушка догоняет сестру и дергает ее за рукав. Они останавливаются.
Иванушка
Ой, Аленушка, сестрица,
Пить хочу!
Иванушка наклоняется к земле.
Аленушка (испуганно)
Стой! Ты куда?
Кто пьет воду из копытца,
С тем случается беда!
Превратишься ты в теленка,
Будешь говорить: «Му-му!»
Иванушка
Очень пить хочу, Аленка!
Аленушка
Потерпи!
Иванушка
Ну почему?
Аленушка
Вот дойдем мы до колодца…
Иванушка
А колодец далеко?
Аленушка
Там он, где заходит солнце!
Иванушка
Но ведь солнце высоко.
Аленушка и Иванушка скрываются за деревьями справа и через некоторое время снова появляются из-за деревьев слева. Мимо них пробегает лошадь.
Иванушка
Вон, под кустиком, водица!
Иванушка бросается вперед, Аленушка его хватает за рубашку.
Аленушка (испуганно)
Ванечка, нельзя туда!
Кто пьет воду из копытца,
С тем случается беда!
Превратишься в жеребенка,
Будешь по полю скакать.
Иванушка (жалобно)
Ну, пожалуйста, сестренка,
Что ж теперь мне – помирать?
Аленушка и Иванушка идут дальше. Мимо них пробегает коза.
Иванушка
Ну, пожалуйста, сестрица!
Разреши. Ну, можно, да?
Иванушка наклоняется к земле.
Аленушка
Кто пьет воду из копытца,
С тем случается беда!
Превратишься ты в козленка…
Иванушка
Ну, и ладно! Ну, и пусть!
Иванушка исчезает, вместо него появляется козленок.
Козленок (в ужасе)
Ме-е! Спаси меня, сестренка!
Быть козленком я боюсь!
Аленушка гладит козленка по голове.
Аленушка (плача)
Что ж ты натворил, Ванюша,
Как же нам с тобою быть?
Зря меня ты не послушал,
Ведь нельзя из лужи пить!
Ты не бойся, я не брошу,
Братца Ваню никогда!
Что ж ты сделал, мой хороший?
III. Работа по картине Васнецова «Аленушка»
Репродукция картины В. М. Васнецова “Аленушка
- Картина называется “Аленушка". Написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов. Художник написал “Аленушку" под впечатлением известной народной сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее.
- Вспомните, о чем рассказывает русская народная сказка? Кто ее герои? Какое зло приключилось с ними? Ответы детей.
Кто изображен на картине?
(На берегу озера, на камне, сидит, задумавшись, девушка.)
- Есть ли в сказке то, что изображено на картине В. Васнецова? (Нет, в сказке по берегу пруда бегал козленочек и жалобно звал сестрицу, а Аленушка лежит на дне пруда с тяжелым камнем на шее. Картина не соответствует сюжету сказки.)
- В. Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо, сироты.
- Как изображена Аленушка? Что можно сказать о выражении лица, настроении, о ее одежде
- (Аленушка изображена почти в центре картины. Лицо ее выражает тревогу, печаль. Особенно ярко выделяются на нем глаза. Аленушка смотрит на воду, но как будто не видит ее. Чувствуется, что девушка чем-то озабочена, она грустит. Одета девушка очень просто, бедно: на ней старый пестрый сарафан и голубая кофточка..)
- Что делает девушка?
(Она босиком сидит на камне. Аленушка положила голову на колени.)
- Какие чувства вызывает она у вас?
(Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своею печалью в темном лесу на берегу озера).
- Какие краски использует Васнецов для изображения Аленушки? (Серо-голубые для одежды; светло-розовые для лица и рук, для рисунка на сарафане; зеленые различных оттенков: от светлого до темно- зеленого, почти черного.)
Представьте себе, что у меня пропали некоторые слова,часть слов утеряна, и мы должны их восстановить.
Аленушка убежала из дома в (……) лес, к (……) омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет (……) заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на (……..) воду омута. (……..) природа перекликается с тоской девочки. В (…….) молчании застыли вокруг (…….) березки и осины. (……..) листья тихо падают на (………) поверхность пруда. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим (……..) щебетанием как бы стараются успокоить ее.
Аленушка убежала из дома в дремучий лес, к глубокому омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет вечерняя заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на холодную темную воду омута. Тихая и грустная родная природа перекликается с тоской девочки. В печальном молчании застыли вокруг тонкие молодые березки и осины. Желтые листья тихо падают на зеркальную поверхность пруда. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим нежным щебетанием как бы стараются успокоить ее.
IV часть Творчество В.М.Васнецова
Воспитатель. В детстве В. М. Васнецов слышал много рассказов, песен, сказок, пословиц и поговорок. Художник верил в будующую хорошую жизнь. Для В. М. Васнецова мир сказки – это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты. Полюбуйтесь иллюстрациями
Экскурсовод: В.М. Васнецов. «Ковер-самолет» В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой - победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Земля отходит ко сну.
«Иван-Царевич на Сером Волке.»Среди старых деревьев, похожих на великанов, обнявших друг друга за плечи, несётся огромный косматый зверь. (Художник писал его с настоящего волка, которого приводили в мастерскую.) Под ногами у зверя открытая вода — то ли озеро, то ли болото — с кувшинками. Волк парит над этой водой, распластавшись в прыжке. Ясно, что следующий прыжок он сделает, оттолкнувшись от воздуха...На спине волка — царевич и прекрасная царевна, которую он выкрал у её отца. Царевич тревожно озирается, ожидая погони. Девушка в страхе прижалась к своему похитителю и закрыла глаза. Нежность, с которой она склонила голову ему на плечо, и бережность, с которой он обнимает её, говорят о взаимной симпатии похитителя и пленницы, способной перерасти в более серьёзное чувство.
Воспитатель. Художник показывает, что русский человек способен преодолеть все трудности и добиться своего счастья. В народных сказках хорошие добрые люди всегда выходят из беды: им помогают звери, птицы, природы. Народ сам видел и пережил много горя, поэтому сочувствует людям, попавшим в беду. Художник любит своих героев – молодых, неопытных, доверчивых, скромных .
Подберите нужную картину к поговоркам.
VI. Итог
Воспиатель. Художник, написавший эти картины – В.М. Васнецов (1848 – 1926) провёл своё детство среди дремучей природы Вятской губернии. Он родился в селе Лопьял (Уржумский уезд). Его отец, сельский священник, не создал своим сыновьям (брат Виктора Михайловича тоже стал художником) препятствий к дружбе с их сверстниками – крестьянскими подростками. В детстве Виктор Михайлович слышал много рассказов, песен и сказок о разных чудесах, о русских богатырях и их подвигах. Его картины ещё долго будут радовать нас.
Назовите какие картины вы запомнили
Спасибо за внимание!

Цели занятия:
ознакомить учащихся с творчеством великого художника В. М. Васнецова;
развить эстетическое внимание, творчество, привить любовь к народному искусству.
Оборудование: выставка книг с иллюстрациями В. М. Васнецова; подборка картин художника: презентация к уроку.
Ход занятия.
I. Организационный момент
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Он посвящен Виктору Михайловичу Васнецову – художнику сказочнику. Мы познакомимся с творчеством великого художника.
II. Сценка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Рассказчик
Жили в Тридевятом царстве,
В Тридесятом государстве
За Кудыкиной горой
Брат со старшею сестрой.
Год прошел и две недели,
Как они осиротели,
А наследства-то всего –
Дом и больше ничего!
Да и тот на ладан дышит –
Провалилась в подпол крыша,
И осталась мышь стеречь
Две стены, плетень и печь.
Нечего им стало кушать,
И Аленушка с Ванюшей,
В город собрались пойти
И работу там найти.
Из-за деревьев слева появляется Аленушка с Иванушкой. Они медленно идут направо.
Аленушка
Трудно детушкам жить без батюшки,
Кто накормит их, кто заступится?
Не к кому им, бедным, без матушки,
Приласкаться да приголубиться.
А без батюшки да без матушки,
Без заботы их, без участия
Пропадут и вовсе ребятушки,
И не будет в жизни им счастия!
Слева из-за деревьев появляется корова, пробегает по лугу и скрывается за деревьями справа. Иванушка догоняет сестру и дергает ее за рукав. Они останавливаются.
Иванушка
Ой, Аленушка, сестрица,
Пить хочу!
Иванушка наклоняется к земле.
Аленушка (испуганно)
Стой! Ты куда?
Кто пьет воду из копытца,
С тем случается беда!
Превратишься ты в теленка,
Будешь говорить: «Му-му!»
Иванушка
Очень пить хочу, Аленка!
Аленушка
Потерпи!
Иванушка
Ну почему?
Аленушка
Вот дойдем мы до колодца…
Иванушка
А колодец далеко?
Аленушка
Там он, где заходит солнце!
Иванушка
Но ведь солнце высоко.
Аленушка и Иванушка скрываются за деревьями справа и через некоторое время снова появляются из-за деревьев слева. Мимо них пробегает лошадь.
Иванушка
Вон, под кустиком, водица!
Иванушка бросается вперед, Аленушка его хватает за рубашку.
Аленушка (испуганно)
Ванечка, нельзя туда!
Кто пьет воду из копытца,
С тем случается беда!
Превратишься в жеребенка,
Будешь по полю скакать.
Иванушка (жалобно)
Ну, пожалуйста, сестренка,
Что ж теперь мне – помирать?
Аленушка и Иванушка идут дальше. Мимо них пробегает коза.
Иванушка
Ну, пожалуйста, сестрица!
Разреши. Ну, можно, да?
Иванушка наклоняется к земле.
Аленушка
Кто пьет воду из копытца,
С тем случается беда!
Превратишься ты в козленка…
Иванушка
Ну, и ладно! Ну, и пусть!
Иванушка исчезает, вместо него появляется козленок.
Козленок (в ужасе)
Ме-е! Спаси меня, сестренка!
Быть козленком я боюсь!
Аленушка гладит козленка по голове.
Аленушка (плача)
Что ж ты натворил, Ванюша,
Как же нам с тобою быть?
Зря меня ты не послушал,
Ведь нельзя из лужи пить!
Ты не бойся, я не брошу,
Братца Ваню никогда!
Что ж ты сделал, мой хороший?
III. Работа по картине Васнецова «Аленушка»
Репродукция картины В. М. Васнецова “Аленушка
- Картина называется “Аленушка". Написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов. Художник написал “Аленушку" под впечатлением известной народной сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее.
- Вспомните, о чем рассказывает русская народная сказка? Кто ее герои? Какое зло приключилось с ними? Ответы детей.
Кто изображен на картине?
(На берегу озера, на камне, сидит, задумавшись, девушка.)
- Есть ли в сказке то, что изображено на картине В. Васнецова? (Нет, в сказке по берегу пруда бегал козленочек и жалобно звал сестрицу, а Аленушка лежит на дне пруда с тяжелым камнем на шее. Картина не соответствует сюжету сказки.)
- В. Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо, сироты.
- Как изображена Аленушка? Что можно сказать о выражении лица, настроении, о ее одежде
- (Аленушка изображена почти в центре картины. Лицо ее выражает тревогу, печаль. Особенно ярко выделяются на нем глаза. Аленушка смотрит на воду, но как будто не видит ее. Чувствуется, что девушка чем-то озабочена, она грустит. Одета девушка очень просто, бедно: на ней старый пестрый сарафан и голубая кофточка..)
- Что делает девушка?
(Она босиком сидит на камне. Аленушка положила голову на колени.)
- Какие чувства вызывает она у вас?
(Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своею печалью в темном лесу на берегу озера).
- Какие краски использует Васнецов для изображения Аленушки? (Серо-голубые для одежды; светло-розовые для лица и рук, для рисунка на сарафане; зеленые различных оттенков: от светлого до темно- зеленого, почти черного.)
Представьте себе, что у меня пропали некоторые слова,часть слов утеряна, и мы должны их восстановить.
Аленушка убежала из дома в (……) лес, к (……) омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет (……) заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на (……..) воду омута. (……..) природа перекликается с тоской девочки. В (…….) молчании застыли вокруг (…….) березки и осины. (……..) листья тихо падают на (………) поверхность пруда. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим (……..) щебетанием как бы стараются успокоить ее.
Аленушка убежала из дома в дремучий лес, к глубокому омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет вечерняя заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на холодную темную воду омута. Тихая и грустная родная природа перекликается с тоской девочки. В печальном молчании застыли вокруг тонкие молодые березки и осины. Желтые листья тихо падают на зеркальную поверхность пруда. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим нежным щебетанием как бы стараются успокоить ее.
IV часть Творчество В.М.Васнецова
Воспитатель. В детстве В. М. Васнецов слышал много рассказов, песен, сказок, пословиц и поговорок. Художник верил в будующую хорошую жизнь. Для В. М. Васнецова мир сказки – это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты. Полюбуйтесь иллюстрациями
Экскурсовод: В.М. Васнецов. «Ковер-самолет» В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой - победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Земля отходит ко сну.
«Иван-Царевич на Сером Волке.»Среди старых деревьев, похожих на великанов, обнявших друг друга за плечи, несётся огромный косматый зверь. (Художник писал его с настоящего волка, которого приводили в мастерскую.) Под ногами у зверя открытая вода — то ли озеро, то ли болото — с кувшинками. Волк парит над этой водой, распластавшись в прыжке. Ясно, что следующий прыжок он сделает, оттолкнувшись от воздуха...На спине волка — царевич и прекрасная царевна, которую он выкрал у её отца. Царевич тревожно озирается, ожидая погони. Девушка в страхе прижалась к своему похитителю и закрыла глаза. Нежность, с которой она склонила голову ему на плечо, и бережность, с которой он обнимает её, говорят о взаимной симпатии похитителя и пленницы, способной перерасти в более серьёзное чувство.
Воспитатель. Художник показывает, что русский человек способен преодолеть все трудности и добиться своего счастья. В народных сказках хорошие добрые люди всегда выходят из беды: им помогают звери, птицы, природы. Народ сам видел и пережил много горя, поэтому сочувствует людям, попавшим в беду. Художник любит своих героев – молодых, неопытных, доверчивых, скромных .
Подберите нужную картину к поговоркам.
VI. Итог
Воспиатель. Художник, написавший эти картины – В.М. Васнецов (1848 – 1926) провёл своё детство среди дремучей природы Вятской губернии. Он родился в селе Лопьял (Уржумский уезд). Его отец, сельский священник, не создал своим сыновьям (брат Виктора Михайловича тоже стал художником) препятствий к дружбе с их сверстниками – крестьянскими подростками. В детстве Виктор Михайлович слышал много рассказов, песен и сказок о разных чудесах, о русских богатырях и их подвигах. Его картины ещё долго будут радовать нас.
Назовите какие картины вы запомнили
Спасибо за внимание!

Скачать конспект

Сообщить об ошибке