Содержание
-
Проект Что такое счастье?
Лазгиева Диана ученица 10 класса, филиала МБОУ СОШ № 22, Владимирская область, г. Ковров Руководитель проекта: Чернышева Ольга Геннадьевна учитель 1 категории 5klass.net
-
Цель проекта – изучение понимания и значения слова «счастье». Объект исследования – смысл и значение слова «счастье». Предмет исследования – понимание значения слова «счастье» у учащихся 4 класса и у взрослых. Задачи проекта: • провести опрос; • проанализировать понимание слова «счастье» у учащихся 4 класса; • проанализировать понимание слова «счастье» у взрослых; • рассмотреть толкование и этимологию слова «счастье»; • рассмотреть слово «счастье» в орфоэпическом словаре; • рассмотреть значение и употребление слова «счастье» в толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля; • сделать выводы. Методы исследования: опрос, изучение специальной литературы, анализ и обобщение результатов. Гипотеза. Смысл слова «счастья» учащиеся 4 класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его происхождение и значение.
-
Очень часто в поздравительных открытках наряду с различными пожеланиями пишут такие слова: «Желаю счастья!» или «Будьте счастливы!». Я не понимала значения этих выражений, но они мне очень нравились, чувствовалась какая-то загадочность в слове «счастье». Сама я рассуждала так: счастье – это когда в семье или друзей происходит что-нибудь хорошее. На день рождения своей маме я подписала открытку и закончила поздравление словами: «Желаю щастья!». Мама улыбнулась, прочитав мое поздравление, и сказала: «Щастье, ты, мое!». После этого я еще больше задумалась о слове «счастье»: что означает это слово? как оно появилось в русском языке? Почему мы пишем: «Счастье», а произносим: «Щастье».
-
Маме, бабушке, дяде, старшему брату и старшим сестрам я задала вопрос: «Что такое счастье?» и выслушала очень интересный ответ. Моя семья Затем я спросила у подружек, у девочек, живущих на моей улице, у одноклассников и у взрослых. Мои одноклассники Все мне отвечали по-разному, но встречались и очень похожие трактовки понимания слова «счастье». В своей исследовательской работе я решила выяснить, что же такое счастье и что означает слово «счастье». Мои старшие сестры
-
У нас в классе вместе со мной 11 человек. Я каждому раздала листочки и попросила дать ответ на вопрос «Что такое счастье?». Для удобства анализа я ответы ровесников разместила в таблице 1. Таблица 1. Ответы учеников 4 класса на вопрос: «Что такое счастье?» Анализируя ответы своих одноклассников, я сделала вывод, что счастье у большинства четвероклассников (7 человек) ассоциируется со словом «радость». Остальные ребята (3 человека) счастье связывают с успешностью (когда все получается, все хорошо складывается).
-
Продолжила я свой опрос среди родственников. Опросила 9 человек. Результаты опроса среди взрослых родственников представила в таблице №2. Таблица 2. Ответы взрослых на вопрос: «Что такое счастье?» Анализируя ответы взрослых, я отметила, что 4 взрослых человека (мама, папа, старший брат, 1 старшая сестра), как и мои одноклассники, связывают понимание слова «счастье» со словом «радость». Один из опрошенных взрослых (1 дядя) понимает счастье как здоровье всех людей. Я выяснила, что 5 взрослых: бабушка, дедушка, 2 дядя, старшие сестры, вкладывают в понятие о счастье еще и любовь, при этом подчеркнули «без этого человек не может жить».
-
Сопоставляя результаты опроса учащихся 4 и взрослых, можно сделать вывод: слово «счастье» четвероклассники и взрослые в основном ассоциируют со словом «радость». Чтобы понять истинный смысл и значение слова «счастье» я взяла словари. В школьной библиотеке есть «Универсальный словарь по русскому языку». В универсальный словарь входят толковый словарь, этимологический словарь, орфоэпический и другие. В толковом словаре на стр. 947 о слове «счастье» говорится: «Счастье, - я. 1. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения. Стремление к счастью. 2. Успех, удача. Во всем счастье кому-нибудь». Объяснение толкового словаря помогло мне разобраться в ответах учащихся 4 и взрослых. Счастье – это чувство, к которому стремится человек. Не случайно некоторые взрослые отметили, что без счастья человек не может жить. Каждый человек стремится к счастью. Радостное событие в жизни человека – это тоже счастье. Несколько ребят из 4 класса подчеркнули: счастье – это когда хорошо складываются дела, все получается. Второе значение слова «счастье» в словаре толкуется как успех, удача. Таким образом, смысл слова «счастья» учащиеся 4 класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его.
-
Для того, чтобы узнать происхождение слова «счастье» я обратилась за помощью к этимологическому словарю. На странице 1156 данного словаря говорится: «Счастье образовано от слова «часть». Приставка -с имеет значение «хороший». По всей видимости, изначальное значение «хорошая часть». Ср. доля, участь». Благодаря этимологическому словарю я узнала происхождение слова «счастье». Мне было особенно радостно сделать еще один вывод: мои одноклассники, отвечая на вопрос «Что такое счастье?» не знали о том, что приставка –с в русском языке имеет значение - хороший. Но 4 человека из 10 написали: счастье – это «когда все хорошо», «человек радуется, когда у него все хорошо», «когда у человека все хорошо», «когда дела складываются хорошо». Эти ребята интуитивно ухватили значение слова «хороший». В орфоэпическом словаре на стр. 651 я узнала, как правильно произносить слово «счастье» в устной речи: «Счастье. Произн. [ща]стье». Теперь мне стало понятно, почему в открытке маме я написала «щастье» вместо «счастья». Написание и произношение данного слова не совпадает.
-
В школьной библиотеке не было словаря В.И. Даля, поэтому я обратилась к Интернету. Ввела в поисковик «Словарь В. Даля». В электронной версии словаря я нашла объяснение значения и употребление слова «счастье»: «СЧАСТЬЕ (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля». Помимо этого у Владимира Ивановича я нашла интересные пословицы с этим словом. Особенно мне понравились следующие: • Счастье дороже ума и богатства; • Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив; • Со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь; • Всякому свое счастье, в чужое счастье не заедешь; • Счастье в нас, а не вкруг да около.
-
Выводы 1. Анализ понимания слова «счастье» у учащихся 4 класса показал, что ребята ассоциируют слово «счастье» со словом «радость», связывают с успешностью в делах. 2. Анализ понимания слова «счастье» у взрослых показал, что они связывают это слово с радостью, любовью, здоровьем; указывают о невозможности человеку жить без счастья. 3. Большинство учащихся 4 класса и взрослые «счастье» понимают как радость. 4. Исследование подтвердило гипотезу о том,чтосмысл слова «счастье» учащиеся 4 класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его происхождение и значение. Практические результаты 1. В процессе исследования я выяснила понимание слова «счастье» у учащихся 4 класса и взрослых. 2. Узнала токование, этимологию (происхождение), правильное произношение слова «счастье». 3. Рассмотрела значение и употребление слова «счастье» в словаре В.И. Даля. 4. Результаты исследования были представлены одноклассникам на классном часе. 5. Результаты исследования можно применять на уроках предметов «русский язык» и «литературное чтение». 6. В дальнейшем я планирую провести исследования: «Употребление слова «счастье» в пословицах», «Употребление и понимание слова «счастье» в современной русской литературе».
-
Список литературы Универсальный словарь по русскому языку. – Спб.: Весь, 2009. Интернет-ресурсы: Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля (он-лайн) // http://slovardalja.net/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.