Содержание
-
Урок № 26
Тема: «Досуг и отдых».
-
- Легко ли быть молодым? Во все времена было нелегко. А сейчас возникло много новых молодёжных проблем. Но в то же время молодость – это ещё и прекрасная пора, когда энергия бьёт через край и хочется всё постичь, обо всём узнать. Мы уже во многом самостоятельны, но ещё не озабочены в такой степени, как взрослые, проблемами дома, семьи, денег, здоровья. И в этот неповторимый период надо успеть познать, постичь и сделать как можно больше. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Поэтому во все времена, в том числе и сегодня, молодых самыми различными способами учат, наставляют, упрашивают, угрожают, берегут, заставляют и т.д.
- Но только ли в трудовой деятельности человек проявляет себя?
- Обществоведы утверждают, что досуг – самая простая и доступная площадка для конкретных дел. В нём можно проявить собственную самостоятельность – умение принимать решение и руководить, организовывать.
- Так ли это?
-
Цели и задачи:
Понимать:
- значение досуга и отдыха в формировании личности подростка;
- противоречивость влияния досуга и отдыха на процесс социализации подростка.
Знать:
- термины и понятия «досуг», «отдых», «свободное время», «культурный досуг»;
- как люди проводили свой досуг в древности, как проводят в наши дни;
- современные трактовки психологической науки о влиянии досуга и отдыха на поведение подростков.
Уметь:
- давать характеристику культурному досугу подростка;
- определять факторы, влияющие на выбор того или иного досуга подростков;
- высказывать суждения на обществоведческие темы;
- работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
- осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.
Отношения, ценности, внутренние установки:
- дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию досуга и отдыха на формирование подростка;
- объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
-
План урока:
1. Понятия «досуг» и «отдых».2. Проведение досуга разными народами в разные исторические времена.3. Культурный досуг.4. Практическая часть.
-
Введение в новый материал
- Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о том, как человек проводит свободное время. Обществоведы дают следующее определение:
- Свободное время – часть внерабочего времени, остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат.
- Так ли уж важно знать, как человек проводит свое свободное время? Ведь это личное дело каждого?
- Попробуем ответить на эти вопросы.
-
1. Понятия «досуг» и «отдых»
Задание: посмотрите на схему и прокомментируйте ее.
Досуг
- Часть свободного (нерабочего) времени
- Этим временем человек распоряжается по своему усмотрению
Основные черты досуга
- Продолжительность
- Место
- Способ проведения:
- активный
- пассивный
Структура:
- Активная творческая деятельность
- Учеба
- Самообразование
- Культурное (духовное) потребление
- Спорт
- Любительские занятия
- Общение с другими людьми
-
Задание:
Обществоведы различают следующие основные типы свободного времени:
I тип: рекреационный – отдых и восстановление сил после работы.II тип: рационально-потребительский – с материальной и духовной точки зрения.III тип: деятельный – совмещение времяпрепровождения с каким-либо видом деятельности.
Приведите примеры, отражающие суть этих типов досуга и отдыха.
-
- Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества. Досуг – это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, государства в целом.
- Задание: разбившись на группы, предположите, какую роль играет досуг в развитии подростка.
-
В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать:
- уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности;
- досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности, таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.;
- досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей;
- любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье;
- досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств;
- досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей;
- особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.
-
Задание:
- Всегда ли досуг подростка носит полезный характер?
- Приведите примеры.
-
Досуг подростков:
- Реальный досуг (общественно полезный):
Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения
- Мнимый(асоциальный, личностно значимый) досуг:
Мнимый досуг – это прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат – разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.
-
Таким образом, правильно организованный досуг играет большую роль в жизни человека и особенно подростка:
- досуг формирует и развивает личность;
- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;
- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
- досуг стимулирует творческую инициативу детей;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
- досуг способствует объективной самооценке детей;
- досуг формирует позитивную «Я-концепцию»;
- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности;
- досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.
-
2. Досуг у разных народов и в разные исторические времена
- Как же проводили и проводят свой досуг разные народы в прежние времена и в наши дни?
Задание: работая с текстом § 24, познакомьтесь с особенностями досуга разных народов и ответьте на следующие вопросы:
- Приведите примеры различного отношения к досугу у разных народов.
- Как развлекались римляне? Выскажите свое отношение к подобному времяпрепровождению.
- Вспомните, каким самым любимым видом отдыха увлекались греки?
- Как обстояло дело с отдыхом в Средневековье?
- Что нового добавил в понятие «отдых» ХIХ век?
- Сравните отдых в развитых и развивающихся странах.
- Опишите и проанализируйте досуг в странах Африки.
- Чем занимают свободное время россияне? Выскажите свое отношение к приведенной статистике.
- Что является характерной чертой нашего времени?
- Приведите примеры, подтверждающие переход от активного отдыха к пассивному.
- Как вы оцениваете это явление? Свое мнение аргументируйте.
-
3. Культурный досуг
- Обществоведы выделяют понятие «культурный досуг».
- Задание: какие ассоциации возникают у вас при этом слове?
-
Подведем итоги…
- Итак, мы пришли к выводу, что культурным досугом является только такой досуг, который направлен на познание, духовное и эстетическое развитие человека.
- Скажите, где мы можем расширить свой кругозор, где можем приобщиться к прекрасным произведениям искусства?
-
Задание: разбившись на две группы, работая с текстом учебника, выполните задание:
- Первая группа: дайте характеристику роли музеев в расширении кругозора и приобщения человека к миру прекрасного. Докажите, что музей – составная часть нашего культурного досуга.
- Вторая группа: дайте характеристику роли библиотек в расширении кругозора и приобщения человека к миру прекрасного. Докажите, что библиотеки – составная часть нашего культурного досуга.
-
Вопросы для первой группы:
- Как переводится с древнегреческого «музей»?
- Дайте определение понятию «музей».
- Расскажите о первых музеях в Античной Греции.
- Какую роль они играли в жизни древних греков?
- Назовите наиболее известные музеи Древней Греции. Чем они знамениты?
- Докажите, что эпохе Ренессанса был характерен повышенный интерес к наследию прошлого.
- Какие изменения произошли в содержании работы музеев в это время?
- Расскажите историю создания музеев в России.
- Какие типы музеев существуют в наши дни?
- В чем вы видите главное предназначение музеев?
-
Вопросы для второй группы:
- Что означает слово «библиотека» в переводе с греческого языка?
- Дайте определение понятию «библиотека».
- Где и когда появились первые библиотеки?
- Какую роль в их развитии сыграло Средневековье?
- Как развивались библиотеки в России?
- Что собой представляют библиотеки в наши дни?
- На какие типы они подразделяются? Дайте им характеристику.
- Назовите наиболее крупные российские библиотеки.
- Докажите, что термин «библиотека» применим не только к учреждениям.
- Какую роль играют личные библиотеки?
- Познакомившись с дополнительным материалом, выскажите свое мнение относительно одной из загадок истории.
-
Подведение итогов
Задание: объясните смысл приведенных пословиц и высказываний:
- Это ужасно тяжёлая работа – ничего не делать. (Оскар Уайльд)
- Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. (Русская пословица)
- Делу время, а потехе – час. (Русская пословица)
- Какие проблемы испытывает молодежь в организации досуга?
-
Домашнее задание:
Выучить § 24 и выполнить разноуровневые задания:
- 1 вариант: ответьте на вопрос, как характеризует человека его отдых? Приведите примеры. Ответ аргументируйте.
- 2 вариант: дайте советы, как лучше организовать досуг для молодежи.
- 3 вариант: разработайте учебный проект «Проблемы подросткового досуга: пути решения».
-
Желаю успеха!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.