Содержание
-
Рынок и рыночные отношения
-
Товар
Продукт труда, изготовленный для обмена путем купли продажи на рынке. Свойства товара: -стоимость – сумма затрат на производство товара (абстрактный человеческий труд) -Потребительная стоимость – полезность товара – удовлетворять потребность человека
-
Деньги
Эквивалент стоимости товара, упрощающий процесс обмена. Деньги – это товар и мерило стоимости. Современные формы денег: Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное письменное распоряжение чекодателя (владельца текущего счета) банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму. Чеки бывают именные, на предъявителя и ордерные (выписанные в пользу определенного лица или по его приказу) Кредитная карта – именной денежный документ, выпущенный кредитным учреждением, удостоверяющий личность владельца счета в банке и дающий ему право на приобретение товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными деньгами.
-
Инфляция
Количество денег, находящихся в обращении, должно соответствовать сумме цен имеющихся товаров. При нарушении этого закона денежного обращения наступает инфляция. Инфляция – обесценивание денег в результате превышения количества денежных знаков, находящихся в обращении, над суммой товарных цен, и появление массы денежных знаков, не обеспеченных товарами.
-
Виды инфляции
Гиперинфляция (до 100% в год) Галопирующая (цены растут на 100-150% в год) Ползучая (до 100% в год) Подавленная, государство регулирует цены, это вызывает дефицит товаров Открытая, цены не регулируются, дефицит денег
-
Последствия инфляции
Диспропорции в экономике Перераспределение доходов в обществе Нарушение в механизм действия денежной, финансовой, кредитной системы Падение реальных доходов населения Государство либо приспосабливается к инфляции и проводит индексацию доходов населения; либо ведет борьбу с инфляцией, проводя жесткую денежно-кредитную политику, сокращая бюджетные расходы.
-
Закон стоимости -
Это объективный экономический закон, согласно которому обмен товаров совершается в зависимости от количества воплощенного в них абстрактного общественно необходимого труда.
-
Функции закона стоимости
Регулирует распределение средств производства и рабочей силы между отраслями производства Стимулирует технический прогресс и развитие производительных сил Способствует через рыночную конкуренцию расслоению товаропроизводителей
-
Рынок
Это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, где формируется спрос и предложение, а также цены на них.
-
По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
Рынок товаров и услуг Рынок средств производства Рынок труда Рынок инвестиций Финансовый и денежный рынок Фондовый рынок (рынок ценных бумаг) Рынок иностранных валют Рынок научно-технических разработок
-
По географическому положению:
Местный Национальный Региональный мировой
-
По степени развития конкуренции
Рынок свободной конкуренции Монополистический рынок Олигополистический – раздел рынка между несколькими крупнейшими компаниями
-
Субъекты рынка
Домашние хозяйство, с помощью рынка удовлетворяют свои потребности Предприятия, используют факторы производства для изготовления и продажи своей продукции, стремятся к максимально высокой прибыли Финансово-кредитные учреждения, регулируют и обслуживают движение денежной массы Государство, правительственные учреждения, осуществляющие контроль над рынком для осуществления общественных целей
-
Объекты рынка
Товары Услуги Факторы производства Ценные бумаги информация
-
Классическая модель рынка
Множество независимых товаропроизводителей, самостоятельно решающих, что производить и как реализовывать продукцию Множество независимых потребителей, самостоятельно решающих у кого покупать Эквивалентный обмен по стоимости Установление цен на основе спроса и предложения Наличие конкуренции
-
Категории рынка
Спрос – отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести. Закон спроса – чем ниже цена товара, тем большее количество покупателей хотят и могут его приобрести. Предложение – связь между ценой товара и его количеством, которые продавцы хотят и могут продать. Закон предложения – при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца произвести этот товар и предложить его на рынке. В соответствии со спросом и предложением устанавливается рыночная (равновесная) цена, которая устраивает и продавца, и покупателя.
-
Структура рынка
Товарная биржа Биржа труда Фондовая биржа. Продажа ценных бумаг - специально оформленные финансовые документы, в которых зафиксированы права их владельца или предъявителя (облигации – ценная бумага, дающая её держателю доход в виде процента от ее нарицательной стоимости или возможность выигрыша, векселя) Банки. Верхний уровень – ЦБ, нижний – коммерческие банки и другие финансово-кредитные организации
-
Признаки рынка
Нерегулируемое предложение Нерегулируемый спрос Нерегулируемая (свободная) цена Законы регулирующие рынок: закон стоимости, закон спроса и предложения
-
Преимущества рынка
Высокая эффективность использования ресурсов Высокая степень приспосабливаемости к изменившимся условиям Свобода выбора действий производителя и потребителя Активное использование достижений НТР Способность удовлетворять разнообразные потребности
-
Негативные стороны рынка
Неэффективное использование невосполнимых ресурсов Отсутствие полной занятости и стабильности цен Игнорирование негативных последствий от принимаемых решений Нестабильность развития (кризисы, инфляция)
-
Меры социальной защиты
Финансирование различных социальных программ Пособия, дотации, компенсационные выплаты Индексация доходов населения Государственное и частное страхование Организация служб занятости
-
Конкуренция
Соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
-
Типы конкуренции:
совершенная, под которой понимают состязательную борьбу между отдельными независимыми производителями, при которой каждому из соперников принадлежит незначительная доля производства продукции в сравнении с ее совокупным рыночным объемом, что не позволяет отдельному производителю господствовать на рынке и оказывать существенное влияние на рыночную цену товара. При несовершенной конкуренции на рынке господствует несколько (две-четыре) крупных фирм, которым принадлежит основная доля производства данного товара, благодаря чему эти фирмы существенно влияют на рыночную цену товара.
-
Внутриотраслевая конкуренция – соперничество предприятий одной и той же отрасли за господство на рынке данного товара. Межотраслевая конкуренция – борьба за наиболее выгодные сферы приложения ресурсов и господство на рынке.
-
Методы конкуренции
Ценовая – ведется посредствам «сбивания» цен Неценовая – усовершенствование техники и организации производства, снижение стоимости, повышение качества товара.
-
Монополия -
Исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее отдельному лицу, группе лиц или государству.
-
Виды монополий
Картель – объединение производителей однородной продукции, сохраняющих производственную и коммерческую самостоятельность, договаривающихся об объемах ее производства, ценах и рынках сбыта Синдикат – объединение предпринимателей, которое берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности, при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий. Трест – объединение ряда предприятий, теряющих свою производственную и коммерческую самостоятельность, подчиненных единому управлению; бывшие владельцы этих предприятий превращаются в пайщиков (акционеров) Концерн – форма монополистического объединения с высоким уровнем концентрации капитала и производства, включающая в себя предприятия разных отраслей промышленности, транспорта, банки и т. Д. Холдинг – компания, владеющая контрольными пакетами акций других компаний и осуществляющая общее управление ими.
-
Монопольная цена -
Особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара в целях получения монопольных доходов (чаще всего монопольной сверхприбыли).
-
Банк
Финансовое предприятие, которые сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады) и предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд). Прибыль банка формируется из процентов, получаемых за кредит.
-
Банковская система
Банковская система - совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений и организаций ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК Коммерческие банки Другие финансово- кредитные учреждения
-
Центробанк
Эмиссия денег в стране Банк правительства Кредитование и контроль деятельности коммерческих банков Поддержание устойчивости нац. Валюты Хранение золотовалютных запасов страны
-
Коммерческие банки
виды
-
Пассивные – операции по мобилизации денежных ресурсов: прием вкладов (депозитов); получение кредитов от других банков и центрального банка; выпуск собственных ценных бумаг Активные – операции по размещению средств: предоставление различных по срокам и размерам кредитов Банковские услуги – валютные операции, предоставление банковских ячеек и др.
-
Банковские операции
Пассивные – операции по мобилизации денежных ресурсов: прием вкладов (депозитов); получение кредитов от других банков и центрального банка; выпуск собственных ценных бумаг Активные – операции по размещению средств: предоставление различных по срокам и размерам кредитов Банковские услуги – валютные операции, предоставление банковских ячеек и др.
-
Финансовые институты
-
ЦБ
Центральный банк выдает денежные займы коммерческим банкам, а те своим клиентам за определенную плату – процент за кредит
-
Равновесная цена в рыночной экономике – это цена совпадения
Денежной и товарной массы Спроса и предложения Производства и сбыта Производства и потребления
-
Спроса и предложения
-
Запишите пропущенное слово
Виды бирж: товарная, валютная, фондовая, ……
-
Биржа труда
-
В росте цен на товары и услуги, не обусловленном повышением их качества, проявляет себя
Глобализация Стагнация Инфляция ревальвация
-
Инфляция
-
Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда
Инвестиционный фонд Коммерческий банк Кредитная организация Страховое общество Сберегательная касса
-
Кредитная организация
-
Предприятие покупает дорогостоящие товары. Люди стремятся «тратить деньги сейчас». Такие действия обусловлены
Ростом инфляции Подъемом экономики Товарным дефицитом Товарным перепроизводством
-
Ростом инфляции
-
К рынку экономических ресурсов относится
Рынок труда Товарный рынок Фондовый рынок Валютный рынок
-
Рынок труда
-
К ценным бумагам относится
Дивиденд Вексель Кредитная карта купон
-
Вексель
-
Верны ли следующие суждения о функциях Банка России?
А. Основной целью деятельности Банка России (Центробанка) является получение прибыли Б. Важнейшая задача Банка России состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
-
Верно только Б
-
Основным источником дохода коммерческого банка является
Сдача в аренду недвижимости Оплата населением коммунальных услуг Налоговые отчисления Плата за предоставляемый кредит
-
Плата за предоставляемый кредит
-
Верны ли следующие суждения о функциях коммерческих банков
А. Основной целью коммерческих банков является получение прибыли. Б. Для осуществления своей деятельности коммерческие банки должны получить специальное разрешение (лицензию) Банка России Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны
-
Верны оба суждения
-
В2 задания С1-С4 с. 24
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.