Презентация на тему "Культура как понятие и феномен"

Презентация: Культура как понятие и феномен
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Культура как понятие и феномен" по обществознанию. Состоит из 15 слайдов. Размер файла 0.13 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: Культура как понятие и феномен
    Слайд 1

    Культура как понятие и феномен

    Лектор – кандидат искусствоведения Чащина С.В.

  • Слайд 2

    Этимология (происхождение) слова

    от лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание. Исходная форма заменяла понятие Агрикультура. Именно в этом смысле слово впервые встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н.э) DeAgriCultura (ок. 160 г. до н. э.) — самом раннем памятнике латинской прозы.

  • Слайд 3

    ПротовопоставлениеCultura  - Natura

    Трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Если не будет душевного отношения к земле, то не будет и хорошего ухода, т.е не будет культуры.

  • Слайд 4

    География и хронология использования термина

    Древний Рим – не позднее 2 в. до н.э. Древняя Греция – собственное слово «Пайдейя» (греч. παιδεία — «воспитание детей», однокоренное с παιδος «мальчик», «подросток») — категория древнегреческой философии, соответствующая современному понятию «образование»: составная часть слов «энциклопедия» и «википедия», определенная модель воспитания.

  • Слайд 5

    Эволюция смыслового поля

    Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: - «culturejuries» — выработка правил поведения, - «culturelingual» — совершенствование языка и т.д Используется ли подобная практика сегодня? Приведите примеры

  • Слайд 6

    Когда и как начал формироваться современный смысл

    Рим, 1 в. до н.э. -  Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.), римский оратор и философ в своих «Тускуланских беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» («culturaanimae»).

  • Слайд 7

    Формирование современного значения

    18 век – эпоха Просвещения. 1782 -  немецкий филолог, деятель Просвещения Иоганн Кристоф А́делунг выпустил книгу «Опыт истории культуры человеческого рода», где сформулировал просветительское определение культуры как деятельности по облагораживанию склонностей и способностей человека и народа, их самовоспитанию (точнее — само-образованию, приданию им идеального образа).

  • Слайд 8

    Переходное звено

    есть предшественник в 17 в. - немецкий юрист и историк  СамуэльПуфендрф (1632—1694), Употреблял термин культура противопоставляя «человека искусственного» (воспитанного в обществе) – человеку «естественному», необразованному.

  • Слайд 9

    Закрепление современного смысла

    Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803), 8-я книга своего труда «Идеи к философии истории человечества» (1784—1791): характеризует «воспитание человеческого рода» как «процесс и генетический, и органический», писал: «Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать  просвещением...»

  • Слайд 10

    Россия XVIII - XIX в.

    В XVIII – первой четверти XIX лексема «культура» в составе русского языка отсутствовала, вместо нее использовался термин «просвещение». Слово «культура» вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века, а выросло до научного термина и в России, и за рубежом – на рубеже XIX-XX веков.

  • Слайд 11

    Современное смысловое поле

    Существует более 2.000 различных подходов к интерпретации термина «культура».

  • Слайд 12

    Наиболее значимые смыслы

    МютьюЭрнольд «Культура и анархия» (1869) - «the best that has been thought and said in the world» «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» - БСЭ, Антропология: «way of life», Фрейд: все, что отличает человека от животного, «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман)

  • Слайд 13

    ВолтерТайлор, 1948: «Соединительная археология» (conjunctive archeology)

  • Слайд 14

    Структура культуры

  • Слайд 15

    Функции культуры

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке