Презентация на тему "ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ"

Презентация: ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Включить эффекты
1 из 42
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ". Презентация состоит из 42 слайдов. Материал добавлен в 2019 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.34 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    42
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
    Слайд 1

    ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

  • Слайд 2

    Вопросы:

    Понятие и эволюция термина «культура» «Культура» в истории философии Культура и цивилизация. Функции культуры Особенности Восточной и Западной культур Место России в диалоге Западной и Восточной культур Культура и современный мир

  • Слайд 3

    Что означает понятие «культура»? Культура - одновременно является и совокупностью ценностей, созданных человеком, и самим процессом их создания, и условием их интерпретации, усвоения и потребления.

  • Слайд 4

    «Культура» в обыденном языке - означает духовную жизнь общества в целом, что подразумевает такие качества, как: образованность, воспитанность, нравственность, такие сферы человеческой деятельности, как: искусство, наука, религия, образование, философия и т. д.

  • Слайд 5

    Эволюция понятия «культура»

    Термин «культура» (лат. cultura) - «возделывание, обрабатывание, уход». Первоначально культура понимается как обработка земли, разведение растений и животных. В трудах знаменитого римского оратора и общественного деятеля, Цицерона (I в. до н. э.), встречается выражение «culturaanimi» — «обработка и совершенствование души». Френсис Бэкон прямо говорил о «культуре и удобрении умов». На рубеже XVIII-XIX вв. началась сложная современная история слова культура.

  • Слайд 6

    Понятие «цивилизация»

    civis - гражданин и civilis - принадлежащий, относящийся к гражданину. Термин «цивилизация» стал выражать смысл исторического процесса и его достижений: очищение нравов, воцарение законности и социального порядка, т.е., в принципе, оно получило то же значение, что и слово культура.

  • Слайд 7

    Слово «культура» в России появилось в Словаре иностранных слов, изданном Н. Кирилловым в 1845 г. Культура, согласно В.И. Далю, это «обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать вместо обрабатывать, возделывать, образовать». Под цивилизацией (а иногда цивилизованность или civility) стали понимать общее состояние общества или даже уровень воспитания, поведения или манер конкретных персон, противопоставляемое дикости или варварству.

  • Слайд 8

    Поворот в интерпретации понятия «культура»

    В конце XVIII в., в Германии И.Г. Гердер сделал едва ли не решающее нововведение в истории изучения культуры: он заговорил не о культуре, а о культурах. Гердер И.Г.

  • Слайд 9

    основные смысловые составляющие слова культура в современных европейских языках

    1) абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития как человечества в целом, так и общественных групп и даже отдельных личностей; 2) обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.; 3) абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду; 4) абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной, и прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и т.д.

  • Слайд 10

    Философия культуры. Античность

    софисты выдвинули антиномию природного и нравственного (понимаемого как культурное). Согласно софисту Гиппию, человеческие установления (обычаи, законы) «...насилуют нас часто вопреки природе» Гиппий

  • Слайд 11

    Платон, в противоположность софистам, стремился гармонизировать оба начала. Он был уверен, что государство (город-государство, полис) есть критерий всех ценностей и единственно возможная форма общежития, что понятия индивида и гражданина совпадают, и что сущность человека - это его душа. Платон

  • Слайд 12

    Киники, прежде всего Антисфен и Диоген Синопский развили линию софистов, доведя ее до логического вывода о необходимости возврата к природе и простоте изначальных человеческих отношений. они выступили в качестве первых на европейском континенте критиков культуры. Антисфен Диоген Синопский

  • Слайд 13

    Философия культуры Средневековья

    В христианстве, прежде всего у Фомы Аквинского, вместо характерной для античной мудрости антиномии культуры и природы возникла антиномия культуры и Бога. Фома Аквинский

  • Слайд 14

    Философия культуры Нового времени

    В подлинном своем виде философия культуры возникает в XVII в., в трудах Дж. Вико в Италии, Руссо во Франции и особенно Гердера в Германии. Этих выдающихся мыслителей можно считать подлинными основоположниками философии культуры.

  • Слайд 15

    Джамбатиста (Джованни Батиста) Вико

    Открыл новые пути в философии культуры, философии истории, заложил основы сравнительного исследования мифов и психологии народов. Его «Новая наука о природе наций» до сих пор остается источником вдохновения для историков и философов. Вико соединил культуру с историей; после него стало невозможно рассматривать философию культуры в отрыве от философии истории.

  • Слайд 16

    Жан-Жак Руссо

    «Человек рожден свободным, а повсюду он в оковах» - ключ к пониманию соотношения природы и культуры, как оно понималось философами Просвещения. Разделил все социальные неравенства на две группы: 1) природные неравенства; 2) неравенства, как он выражался «политического», а мы бы сказали культурного характера.

  • Слайд 17

    «Я вижу в человеческом роде два неравенства: одно, которое я называю естественным или физическим, потому что оно установлено природою и состоит в различии возраста, здоровья, телесных сил и умственных или душевных качеств; другое, которое можно назвать неравенством условным или политическим, потому что оно зависит от некоторого рода соглашения и потому что оно устанавливается или, по меньшей мере, утверждается с согласия людей. Это последнее заключается в различных привилегиях, которыми некоторые пользуются за счет других: как то, что они более богаты, более почитаемы, более могущественны, чем другие, или даже заставляют их себе повиноваться». Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми //Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С. 45.

  • Слайд 18

    Гердер И.Г.

    «Идеи к философии истории человечества» 1) дал более точное описание культур и народов; 2) проанализировал разные культуры как альтернативные ответы на требование приспособления человеческой природы к окружающей среде; 3) предложил познавать самих себя, т.е. собственную культуру, через познание других культур.

  • Слайд 19

    открытие понятия культуры стало возможным тогда, когда были открыты культуры (во множественном числе). Открытие культур сделало культуру как таковую предметом научного изучения.

  • Слайд 20

    Культура и цивилизация

    Противопоставление культуры и цивилизации возникло в Германии в XVIII-XIX вв. Немецкий социолог Ф. Теннис в конце XIX столетия сформулировал представление о направлении эволюционирования социальной организации от «общины» (Gemeinschaft) к «обществу» (Gesellschaft). О. Шпенглер, опубликовавший в 1919 г. знаменитую книгу «Закат Европы», увидел в цивилизации свидетельство грядущей гибели Запада.

  • Слайд 21

    В марксистской традиции тоже можно увидеть элементы критики цивилизации, а именно: торгашеской буржуазной цивилизации, уничтожающей подлинность человеческих отношений.

  • Слайд 22

    Современная точка зрения принадлежит Г. Маркузе. Он противопоставил цивилизацию культуре как жесткую и холодную повседневность - вечному празднику, как реальность - утопии. Культура для него - это плоды работы литературы, искусства, музыки, философии, накапливающиеся и пронизывающие всю историю человечества.

  • Слайд 23

    Функции культуры

    Функция приспособления к среде. Познавательная (гносеологическая) функция. Информативная функция. Коммуникативная функция. Регулятивная или нормативная функция. Оценочная (аксиологическая) функция. Функция разграничения и интеграции. Функция социализации.

  • Слайд 24

    Особенности Восточной и Западной культур

    «Свет — с Востока» Восток — это прежде всего традиционное общество и традици­онный путь развития. Традициязаимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

  • Слайд 25

    Принято выделять арабо-исламскую, индо-буддийскую, китайско-конфуцианскую: Основной культурной доминантой здесь являются мифы, религиозные культы, ритуалы и обряды; Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является «восточная деспотия». Деспотизм как форма власти и генеральная структура общества возникает там, где у частной собственности нет приоритета и земля принадлежит сельской общине.

  • Слайд 26

    Самоценность человеческой жизни и ее личное своеобразие ничего не значат. Личность заменена ролью, т.е. место живой личности занимает сословная отвлеченная схема. В ее рамках нет простора для личной воли и личного поступка.

  • Слайд 27

    Под термином «Запад» понимают особый тип цивилизованного и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в XV – XVII вв. Одним из важнейших факторов, оказавших влияние на формирование западной цивилизации, была древнегреческая философия. Вторым фактором, способствовавшим оформлению западного типа культуры, было христианство, где Логос становится Богом.

  • Слайд 28

    Не менее важной компонентой, характеризующей духовную жизнь Запада, является демократия. Демократия — это определенный тип власти. В условиях демократии существуют представительные органы власти и большинство определяет внутреннюю и внешнюю политику страны.

  • Слайд 29

    Но достижения западной культуры не абсолютны. Технологический, экономический и правовой рационализм плохо уживаются с нравственной верой в добро. Частнопредпринимательская деятельность, жесткая конкуренция резко ограничивают сферу сострадания и милосердия, деформируют нравственные принципы братства и уважения к каждой личности.

  • Слайд 30

    Место России в диалоге Западной и Восточной культур

    Характерные черты русской культуры: соборность, коллективизм, служение своему народу, приоритет общенациональных интересов над личными заботами, антипрагматический настрой

  • Слайд 31

    XVIII век – критический период петровских реформ Западники (П. Я. Чаадаев, Н. В. Станкевич, В. Г. Белинский, А. И. Герцен) связывали будущее страны с усвоением и адаптацией исторических достижений стран Западной Европы. Против европеизации, но за диалог с Западом выступали славянофилы (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин). Они предложили учение о соборности, самодержавии и православии.

  • Слайд 32

    В 1921 г. во взглядах на место России в диалоге Запада с Востоком сложилась и третья точка зрения – евразийство. Его представители —Н.С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилев. Оригинальной чертой евразийства является акцент на Азии, азиатской компоненте России. Запад скептически относится к претензии России быть европейской державой. Его политики полагают, что Россия в Европе – некое чужеродное тело. Особую неприязнь у них вызывает православие.

  • Слайд 33

    Только союз с Востоком позволил русскому народу отстоять свою независимость и не попасть «к немцам на галеры». Только как евразийская держава и только через евразийство Россия сможет сохранить свою культурную самобытность, политическую и экономическую независимость и избежать американских галер. Гумилев Л.Н.

  • Слайд 34

    Россия – уникальная страна, в которой существует самобытная культура, адекватная как географическим условиям, так и ее историческим традициям и национальному характеру русской нации. И для нее неприемлемы ни европейский национализм, ни космополитизм.

  • Слайд 35

    В С. Соловьев резко отзывался о той части русской интеллигенции, которая «вместо образа и подобия Божия все еще продолжает носить образ и подобие обезьяны» и обезьянничает перед Западом, и призывал «восстановить в себе русский народный характер, перестать творить себе кумира изо всякой узкой ничтожной идейки... стать равнодушнее к ограниченным интересам этой жизни, свободно и разумно уверовать в другую, высшую действительность»

  • Слайд 36

    Культура как Запада, так и Востока полна непреходящих духов­ных ценностей. В наше время безостановочно идет процесс интеграции, взаимообогащения культур. Занимая выгодное географическое положение, учитывая свое евразийство и опираясь на богатство своей культуры, Россия способна содействовать диалогу Запада и Востока и внести в этот диалог свой посильный вклад. Участвуя в диалоге Запада и Востока, Россия сохранит свою само­бытность и самостоятельность, свое православное лицо и коллективистские принципы. Только в этом случае ей посчастливится стать образцовым государством как в политико-экономическом, так и в научно-техническом и культурно-нравственном отношениях.

  • Слайд 37

    Культура и современный мир

    Сегодня культура не пассивное отражение, а активная «форма» реальных процессов поведения. Индивиды сознательно используют культуру для организации и нормализации собственной деятельности. Культура оказывается логически и фактически впереди того, что происходит «в реальности».

  • Слайд 38

    Термин «постмодернизм» возник в 30-е годы в контексте художественной критики, а слово «постмодерн» впервые употребил в 1947 г. знаменитый историк А. Тойнби для обозначения нового периода в развитии западной цивилизации А. Тойнби Теоретические основы постмодернизма как своеобразной философии культуры заложены в философии французского постструктурализма - у М. Фуко, затем - Лиотара, Бодрийара и других.

  • Слайд 39

    отказ от метаистории (универсальной исторической концепции), выстраивающей всю историю в одну стройную и последовательную схему. усложненность семантических, технологических и социальных систем, утрата ими в процессе их развития основополагающих организационных основ, смешение разнообразных принципов и стилей в рамках одной и той же системы как результат ее развития - все это просто исключило возможность рационального познания многих систем, возникших в результате человеческой деятельности.

  • Слайд 40

    тенденция многих систем и групп к закрытости, сознательно культивируемая эзотеричность означают просто нежелание расколдовываться расцвет и приумножение иррационалистических движений, сект, кругов именно в конце XX столетия.

  • Слайд 41

    бывшая «высокая культура» обретает субкультурный статус Культурная индустрия, которая раньше рассматривалась как производительница непрестижной и «дешевой» массовой культуры, оказывается приобретающей новую, не присущую ей ранее функцию, - функцию производителя и распространителя жизненных форм и жизненных стилей.

  • Слайд 42

    БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке