Содержание
-
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОРКалягин Григорий Владимирович e-mail: gkalyagin@yandex.ru
1
-
Тема 6. Разделение властей
Таблица 6.1 2
-
Меры противодействия узурпации власти: Запрет переизбрания; Коллегиальное президентство; Ограничения власти президента парламентом; Совместное осуществление власти (с другими органами исполнительной власти); Импичмент; Создание независимых от президента правительственных структур; Другие меры. 3
-
4 Доминирование парламента (ассамблейные) ПАРЛАМЕНТСКИЕ СИСТЕМЫ Доминирование исполнительной власти Сбалансирован-ные системы
-
Доминирование исполнительной власти: Премьерское правление: премьер-министр возглавляет не только правительство и исполнительную власть, но и полностью контролирует принятие решений парламентом, так как обладает там большинством. Кабинетное правление: правительство является центром власти, но влияние премьер-министра и отдельных министров ограничивается многопартийными коалициями. Министерское правление: министры принимают решения в рамках своей компетенции, а координация деятельности министерств практически отсутствует. 5
-
Ассамблейное правление: Кабинет не осуществляет руководство легислатурой. Власть рассеяна и атомизирована. Партийная дисциплина отсутствует. Правительство не может действовать быстро и решительно. Коалиции неустойчивы. Правительство полностью подчинено парламенту. 6
-
Рационализированный парламентаризм: система, в которой при доминировании парламента, роль последнего ограничивается институционально: Усложнение процедуры вынесения вотума недоверия правительству. Контроль правительства за повесткой дня. Введение ограничений на право отдельных депутатов вносить законопроекты на рассмотрение парламента. 7
-
Полупрезидентская система: форма правления, при которой глава государства (президент) избирается на всеобщих выборах, обладает значительными полномочиями и сосуществует вместе с премьер-министром, ответственным перед парламентом. Парламентско-президентская система: полупрезидентская система, в которой кабинет несет ответственность только перед парламентом. Президентско-парламентская система: полупрезидентская система, в которой кабинет несет ответственность и перед парламентом, и перед президентом. 8 Тема 6. Разделение властей
-
Тема 6. Разделение властей
Функции выборов: Агрегирование и представление несовпадающих друг с другом интересов избирателей; Агрегирование рассеянной информации о надлежащих политических решениях; Решение проблемы неблагоприятного отбора: выбор наиболее компетентных политиков; Решение проблемы морального риска: механизм ответственности политиков перед избирателями. 9
-
Функция ожидаемой полезности избирателей (многочисленных и абсолютно одинаковых): (6.1) E– оператор ожидания; 0
-
– случайный фактор, отражающий, в частности, продуктивность работы государственного сектора; xt>0 – показатель отвлечения ресурсов на частное потребление правительства (исполнительной власти). Функция ожидаемой полезности правительства: (6.3) v(xt) – полезность правительства, как монотонно возрастающая функция xt. Положим, для простоты: (6.4) 11
-
Если избиратели располагают достоверной информацией о величине θt, условие повторного выбора действующей исполнительной власти выглядит как: (6.5) xFtнаходится из: (6.6) Где: (6.7) 12
-
При условии, что xFи δ одинаковы для всех периодов. Из (6.4), (6.6) и (6.7) получим: (6.8) Из (6.8) и (6.5): (6.9) Если перевыборы исполнительной власти проходят в два раза реже: (6.10) 13
-
И: (6.11) Пусть избиратели не имеют представления о величине θ. Если θθ*, x(θ)=1-c*/θ, c=c*, и исполнительная власть будет переизбрана на следующий срок (см. рис. 6.1). 14
-
Рисунок 6.1 15 Ө C, X C* 1 Ө* x(Ө*) C x(Ө) x(Ө)
-
В полупрезидентской системе функции ожидаемой полезности избирателей и исполнительной власти формально не изменяются (уравнения (6.1) и (6.3), соответственно), однако: (6.12) Где lt>0 – показатель отвлечения ресурсов на частное потребление парламента. Функция ожидаемой полезности парламента: (6.13) 16
-
v(lt)– полезность парламента, как монотонно возрастающая функция lt. Пусть снова: (6.14) Если процесс принятия решений не предусматривает никаких сдержек и противовесов (см. рис. 6.2) благосостояние избирателей сокращается по сравнению с чистой президентской системой. 17
-
Рисунок 6.2 18
-
В наилучшей возможной ситуации равновесия для избирателя обе ветви власти выбирают одинаковые доли отвлечения ресурсов и их сумма меньше 1. Пусть парламент, по какой-то причине выбирает: (6.15) Тогда условие равновесия для исполнительной власти выглядит как (см. (6.8)): (6.16) 19
-
Откуда: (6.17) При δ
-
Пусть одна из ветвей власти (например, исполнительная) может контролировать повестку дня (см. рис. 6.3). Правительство вносит в парламент предложение (x, l), которое должно удовлетворять условию: (6.19) Если данное предложение не принимается парламентом, сохраняется статус-кво: (6.20) Так как исполнительная ветвь власти контролирует повестку дня, она присваивает всю ренту, то есть l=lS. 21
-
Рисунок 6.3 22
-
Если избирателям известна величина θ и неизвестно распределение присваиваемых средств между ветвями власти, избирателями будет установлено следующее правило перевыборов законодательной и исполнительной властей: (6.21) Исполнительная власть может или, следуя долгосрочной стратегии, выполнить условие (6.21), предложив парламенту lS, или выбрать краткосрочную стратегию поведения. 23
-
В этом случае придется предложить парламенту компенсацию lA>lS. (6.22) Равновесная величина xFдля исполнительной власти: (6.23) Откуда: (6.24) 24
-
Таким образом: (6.25) Пусть принятие решения происходит в две стадии, на каждой из которых одна из ветвей власти обладает возможностью контроля за повесткой дня. Исполнительная власть предлагает на утверждение парламенту совокупный дискреционный бюджет (g=x+l), если парламент не принимает предложение, сохраняется статус-кво (gS) (см. рис. 6.4). 25
-
Рисунок 6.4 26
-
На второй стадии парламент предлагает правительствураспределение дискреционного бюджета (x, l). Если предложение отвергается, сохраняется статус-кво (xS, lS). Если избирателям неизвестно распределение присваиваемых средств между ветвями власти, будет установлено следующее правило перевыборов законодательной и исполнительной властей: (6.26) 27
-
Где: (6.27) (6.28) При этом: (6.29) 28
-
Пусть θ неизвестно избирателям, однако известно обеим ветвям власти. Законодательная и исполнительная ветви власти информируют избирателей о величине θ (см. рис. 6.5). Эта информация может быть истинной или ложной. Если одна из ветвей власти (например, исполнительная) обладает полным контролем над повесткой дня, для выполнения θL= θ избирателям нужно принять следующее правило перевыборов обеих ветвей власти: (6.30) 29
-
Рисунок 6.5 30
-
Рисунок 6.6 31
-
Если правительство продолжит свою работу вне зависимости от результатов парламентских выборов возможен сговор между ветвями власти. Правительство может предложить парламенту бюджет (x>xF, l>lA) в обмен на обещание X’=X. Чтобы не допустить такой возможности избиратели должны установить следующее правило перевыборов парламента: (6.31) Где (6.32) 32
-
Из (6.31) и (6.32): (6.33) Из (6.20), (6.22) и (6.33): (6.34) Если сговор между ветвями власти невозможен, или, если правительство распускается после парламентских выборов, устанавливаемое избирателями правило перевыборов законодательной власти должно быть идентично (6.21), а объем потребления общественных благ соответствует (6.25) (cF(θ)=δθ). 33
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.