Содержание
-
Методическая разработка урокапо курсу обществознания для 10-го класса.Тема: «Общество и человек.Происхождение человека и становление общества» Профильный уровень.
Разработана учителем истории, обществознания и права высшей категории Бережной Ольгой Николаевной. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 135» Г. Омск. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru _____________________________________________________________________________________
-
План урока:
1. Наука о происхождении человека: версии и гипотезы; 2. Становление общества; 3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции; 4. Становление культуры. (План урока размещен на интерактивной доске для мотивации учащихся) Форма урока: урок – усвоение новых знаний с использованием интерактивной доски. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru _____________________________________________________________________________________
-
1. Рассмотреть современные теории происхождения человека; 2. Сравнить эти версии с официальной теорией Ч.Дарвина; 3. Изучить процесс становления общества; 4. Определить человечество как результат биологической и социокультурной революции; 5. Проследить процесс становления культуры. Цели урока: Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru _____________________________________________________________________________________
-
Формирование навыков работы с учебной литературой; умения анализировать предложенные теории, делать выводы на основании имеющихся фактов и материала; видеть особенности в каждом конкретном случае, а так же умения обобщать на основании имеющихся общих признаков. Формирование общих знаний, умений и навыков: Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru _____________________________________________________________________________________
-
1-й этап урока На 1-м этапе урока рассматриваются проблемы, связанные с изучением происхождения человека: 1. Какие лишние ветви, линии отходят от общего предка человека; 2. Какие стадии развития Homo sapiens выделяются на сегодняшний день; устанавливаются недостающие звенья; 3. Исследуются биологические и генетические причины и механизмы трансформации предков человека, а так же формирование отличительных свойств современного человека; 4. Уточняются теории антропогенеза, социогенеза и антропосоциогенеза. После обсуждения данных проблем происходит работа с новой терминологией: социогенез, антропогенез и антропосоциогенез. Термины помещены на отдельном слайде на интерактивной доске. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru _____________________________________________________________________________________
-
Поиски недостающих звеньев эволюции.2-й слайд
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru _____________________________________________________________________________________
-
Далее происходит работа по схемам современных теорий происхождения человека. Схемы так же размещены на слайдах на интерактивной доске. 3-й слайд 1-я версия: Рамапитек ------------------ Австралопитек ------- (14-20 млн.лет назад) (5-8 млн.лет назад) --- Homo habilis (2 млн. лет назад) Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru _____________________________________________________________________________________
-
4-й слайд 2-я версия Homo erectus--------------Homo sapiens (1-1,3 млн. лет назад) (150-200 тыс. лет назад) Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru _____________________________________________________________________________________
-
5-й слайд В работе над этой схемой учащиеся вспоминают сведения из курса Всеобщей истории. ДРИОПИТЕК приматы(в хор. усл-х) люди (в жест. усл-х) неандертальцы австралопитеки (Homo habilis-150 тыс. ? лет назад) кроманьонцы (Homo sapiens – 20-30 тыс.лет назад) Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru _____________________________________________________________________________________
-
После работы со схемами идет обсуждение: Чем можно объяснить такую разницу в современных теориях? Давайте вспомним официальную теорию происхождения человека. Кто ее автор? (Учащиеся восстанавливают теорию Ч.Дарвина и сравнивают ее с современными версиями) Почему теория Ч.Дарвина в настоящее время так активно оспаривается? Какие выводы мы можем сделать из всего вышесказанного? (Дети делают вывод о том, что все, что известно современной науке – это результат осмысления отдельных фактов и теорий, т.к. создать целостную картину невозможно из-за крайней древности происходивших процессов.) Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru _____________________________________________________________________________________
-
На этом этапе решается важнейший вопрос: что было раньше – человек или общество? Путем фронтальной работы с классом идет работа со схемой, представленной на слайде доски, с опорой на уже имеющиеся знания. 2-й этап урока Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru _____________________________________________________________________________________
-
3-й этап урока
Данный этап начинается с работы над понятием – «человечество». Учащиеся находят его в учебнике и выписывают в тетрадь. Затем рассматриваются две теории: 1-я теория: Культура – это единая судьба народов, населяющих земной шар, следовательно, выработка впоследствии единой межпланетной культуры. 2-я теория: Культура – это собирательное понятие, т.к. культур много. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru _____________________________________________________________________________________
-
После обсуждения этих теорий учащиеся обращаются к учебнику и находят понятие «Культура». Оно зачитывается вслух и записывается в тетради. Затем детям предлагается сделать вывод: какая из предложенных теорий более правильная? Далее учащимся объясняется, что вне культуры человечество не существует, и задается вопрос: Почему? Что является одним из важнейших средств культуры? (Данные вопросы базируются на том, что курс обществознания изучается с 8-го класса и данный материал детям в общих чертах знаком.) Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru _____________________________________________________________________________________
-
После краткого обсуждения учащиеся делают вывод и записывают его в тетради: !Культура – это совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленная как на внешнюю среду, так и на него самого. Урок заканчивается ответом учащихся на вопрос: Что мы сегодня узнали на уроке? (Таким образом делается обобщение). Далее выставляются оценки за работу на уроке и дается задание на дом: прочитать материал учебника и выучить записи в тетради. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru _____________________________________________________________________________________
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.