Содержание
-
Профессии прошлых веков
Районный конкурс
-
Ямщик
-
Ф.И.О. автора: Елсуков ДанилМесто учёбы: МБОУ «СОШ» пст. ЧернореченскийКласс: 4Возраст: 10 летАдрес: 169216 Республика Коми, Княжпогостский район, пст. Чернореченский, ул. Школьная, д.3, кв. 4
-
- Ямщи́к (от монг. ямчи — проводник и дзям — дорога) — человек, занимающийся грузовыми и/или пассажирскими перевозками на гужевом транспорте.
-
- До широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важнейшее значение для экономики России, осуществляя львиную долю коммерческих наземных перевозок.
-
- Ямскую гоньбу — российскую почтовую службу – ввели у нас татаро-монголы. Она представляла собой систему почтовых дворов (ямов), расположенных через 40–50 вёрст и предназначенных для смены лошадей.
- В 1516 году для управления почтовой службой был создан централизованный государственный Ямской приказ, позднее переименованный в Ямскую канцелярию.
- Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн писал о русской ямской службе XVI века: «Великий государь имеет по разным местам княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, куда бы ни послал гонца, везде найдутся лошади. Гонец имеет право выбирать коня, который ему кажется лучшим. На каждом яму лошадей меняют, в свежих нет недостатка».
-
- Почту возили как русские, так и ханты, манси, буряты, якуты. Прогоны для Сибири были определены по 3 копейки на почтовую лошадь на 10 вёрст пути. Русское население получало прогоны деньгами, туземцы — товарами: сукном, изделиями из металла. С 40-х годов XVIII века движение по тракту стало регулярным.
-
- По своему сословному положению ямщики в XVIII веке были близки к крестьянам. Это подтверждает выписка из журнала Тюменской воеводской канцелярии 1750 г. «О непринуждении ямщиков брить бороды, ибо нет в них разности от крестьян».
-
- Ямская гоньба перевозила не только почту. Американец Дж. Кеннан, путешествующий по Сибири в XIX веке, считал, что «в мире не найдётся другого так хорошо и широко организованного способа доставки пассажиров на лошадях, как казённая почта в России».
-
- На всём протяжении тракта через 25–30 вёрст были возведены «ямы» с домами для отдыха проезжающих, с амбарами, сеновалами и помещением для ящиков. На любой станции проезжающие могли покупать еду по единой на всём тракте таксе. По внешнему виду почтовая станция мало чем отличалась от большой деревенской избы. В ней обычно имелось два помещения – комната для проезжающих и комната для ямщиков. Во дворе располагались конюшня, сеновал и амбар.
-
Факт
- Почту постоянно грабили. На всем протяжении Сибирского тракта по обе его стороны об этом предупреждали могильные кресты. Чаще – у переездов через мостки, в оврагах и других неблагоприятных для передвижения местах. Нередко названия сёл говорят об особенно опасных участках большой дороги. До сих пор существуют Кистенёвка, Тюкалино, Гирькино, Битово, Поминаево…
-
- Для самозащиты ямщики пользовались разнообразным оружием. В Западной Сибири было популярно такое специфическое приспособление, как «стреляющий кнут»(короткий железный ствол без нарезов калибром 12–14 мм (при длине в 52 см). Часто использовались кистени(цепь с чугунным грузом, на другом – ременная петля для надевания на руку). Кистень носился за поясом.
-
- Ямщики жили трудно, вольно и ярко. Они продолжают жить в долгих дорогах и протяжных песнях нашей Родины. Ямщик – самая востребованная специальность в России с XIII по XIX века. Сколько песен про ямщиков разлетелось по Руси, сколько жутких рассказов спешило вслед за отчаянными, бесстрашными, азартными ямцунами.
-
-
Спасибо за внимание!
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.