Содержание
-
Раздел 1. Методология научных исследованийОпорные схемы лекции 1. Наука и его значение
Вопрос 1. Закономерности и движущие силы развития науки
-
Закономерности развития науки Обусловленность развития практикой Относительная самостоятельность Гетерохронность и волнообразность развития науки Взаимообусловленность развития, взаимодействие и взаимосвязанность отраслей науки Свободное выражение противоречивых точек зрения Преемственность в развитии идей и средств познания Непрерывность Преемственность Рис. 1. Общие закономерности развития и свойства науки Дифференциация и интеграция науки Конечность и незавершенность процесса познания; Свойства науки как результат реализации закономерностей Кумулятивность, Творческая деятельность по получению новых знаний, подчиняющихся определенным законам Наличие системы знаний, связанных внутренним единством Стремление к постижению истины, разработка теорий и концепций, позволяющих прогнозировать путь и результат науки и практики Рациональность объяснений явлений и процессов Основные признаки науки как производное реализации закономерностей и свойств Отсутствие догм и признанных и неопровержимых правил и ценностей,
-
Развитие науки Внешние факторы - влияние государства, экономических, культурных, национальных факторов и ценностных установок ученых Внутренние факторы, определяемые внутренней логикой развития науки Рис. 3 Рис. 3 Рис. 2. Логическая схема развития науки
-
Функции Формирование целей и задач для научной области, определение направленности и масштаба изменений Факторы воздействия Опосредованное и прямое влияния совокупности факторов образующих социально- экономические регулятивы развития научного знания: социальный и экономический заказ (потребности, порождаемые особенностями развития цивилизации), культурные ресурсы общества (ценностно-мировоззренческие и национально-культурные характеристики), материальный и духовный потенциал общества (естественнонаучные факторы эволюции знания, текущие потребности предметно-практического преобразования мира); текущая политическая коньюктура Экстерналистский взгляд (от лат. externus — внешний) признает решающим движущим фактором развития науки воздействие потребностей общества. «Знание – сила» (Ф.Бекон) Внесистемные факторы - влияние государства, экономических, культурных, национальных факторов и ценностных установок ученых Развитие науки Интерналистский взляд - главную движущую силу развития науки составляют имманентноприсущие ей внутренние цели, средства и закономерности Объективная логика возникновения и решения научных проблем, эволюция научных традиций, внутренняя потребность самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы Внутрисистемные факторы Рис. 3. Внешние и внутренние факторы развития науки и научного знания
-
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ. Античная наука.Натурфилософия Время существования, особенности мировоззрения, яркие представители Древнегреческая натурофилософия. С 4 в. до нашей эры – 1 в. нашей эры. Знаниевая характеристика Под наукой понимается система знаний, являющаяся результатом деятельности группы людей по получению новых знаний. Вселенная состоит из атомов и пустоты. Атомы находятся в постоянном движении. Все предметы материального, мира образуются из атомов (Демокрит). Афинский подэтап развития – атомистика. Ликей. Концепия «стихий» (земля, вода, воздух, огонь). Эмпедокл, Демокрит, Аристотель. Ионийский подэтап развития – учение о первоначалах мира, Пифагореизм. Милетская школа. Гераклит Эфесский, Фалес Милесский, Анаксимен, Анаксимандр, Пифгор, Боэция. Земля пребывает в мировом пространстве, ни на что не опираясь (Анаксимандр). Жизнь – способность к самообеспечению, независимому росту и распаду. Земля имеет форму шара (Аристотель). Элленский подэтап развития – развитие математики и механики. Мусейон. Евклид и его труд «Начало». Метод аксиом и Евклидова геометрии. Эпикур. Архимед и его основные идеи (π; закон Архимеда, касающийся плавучести тел, изобретения Архимеда). Причины изменение направления движения атома лежат внутри самого атома (Эпикур) Древнеримский период Античной натурфилософии. Вечность материи. Лукерий. Сенеки. Диофант. Клавдий Птолемей и его «Матемтическая система». Вещи временны, распадаются на атомы - свои первичные составные части. Атомы же вечны. (Лукерий) Рис. 4. История науки. Натурфилософия и его значение для развития современности
-
Пифгор, Боэция. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ. Наука эпохи Средневековья Со второй половины 8 в. – научное лидерство. Перведены на арабский язык: труд Птолемея «Альмагест», Евклида «Начало», сочинения Аристотеля. Мухаммед аль-Баттани (астрономические таблицы), Ибн-Юнас (успехи в тригонометрии, наблюдения лунных и солнечных затмений), Ибн-аль-Хайсам (работы в области отики), Ибн-Рушд (филисоф и естествоиспытатель). Успехи в химии. С 12 века – развитие университетов (Парижский, Болонский, Оксфордский, Кембриджский и др.), постепенный переход от подготовки духовенства к изучению наук. Парижский университет. Иордан Неморарий и учение о равновесии простых механических устройств. Использование математическихметодов и прогресс точного естествознания. Оксвордский университет. Томас Брадвадин и его трактат «О пропорциях». Стадия «преднауки» и го характеристика Рис. 5. История науки. Наука Средневековья Европейскаянаука Ближневосточная наука Закат греко-римской культуры Усиление влияния церкви на всю духовную жизнь общества Сближение философии с теологией и принятие ею функций «служанки» церкви Непреодолимые противоречия между наукой и богословием. Упадок науки (до 12-13 вв.) Взаимодействие
-
Разрешение потребности – «микрореволюции» в отдельных науках или глобальная «научная революция» Кумулятивистское развитие науки Приращение научных знаний Накопление новых фактов Формулирование законов и определение закономеростей Формулирование теорий, понятий и принципов, обясняющих совокупность фактов Увеличение аномалий, накопление фактов, не объясняющихся в рамках парадигмы Создание новых методов и получение научных фактов Парадигмально-поворотные моменты развития науки, появление пробламных ситуаций и противоречий (см. рис. 7 ), потребность в появлении новой парадигмы (концепция Т. Куна; концепция ИмреЛакотоса) Парадигма фиксирует определенный способ организации знания, подразумевающий набор предписаний задающих видение мира Рис. 6. Причинно-следственные отношения факторов развития науки
-
Возникновение и выдвижение научной проблемы Противоречие между: старым знанием и вновь обнаруженными результатами эмпирического или теоретического исследования; отсутствие или несоответствие наличных средств функциональным, социальным, экономическим, экологическим и другим требованиям; противоречия, вызываемые ростом научного знания (между мнениям ученых, вновь обнаруженные факты, требующие пояснения и др.) Проблемная ситуация Осознание Рис. 7. Противоречия и их разрешения как фундаментальное условие возникновения научной проблемы Последовательность выдвижения проблем (по К. Попперу, цитируется по Г.И. Рузавину, 1999): TT P1 EE P2 гдеP1- исходная проблема; ТТ-пробная теория или гипотеза; ЕЕ- алиминация ошибок теории;P1- новая проблема.
-
Первая научная революция: Коперниканская (конец 15 и начала 16 вв. Автор (ы) Польский астроном Николай Коперник (1473-1543) Доминировавшее утверждение Аристотелевско-птоломеевская геоцентрическая система мира, признававшая центральное положение Земли, определявшая человека на ней центром и высшей целью мироздания Введенное в научный оборот утверждение Гелоцентрическая система мироздания, признававшая Землю одним из планет, движущихся вокруг солнца по круговым орбитам Активный сторонник, внесший вклад в реализацию идеи Итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600), развил теорию и объяснил тезис о бесконечности Вселенной (в1592 году арестован, через 8 лет, как нераскаившийся еретик был сожжен на костре). Вторая научная революция: Ньютоновская (17 в). Автор (ы) Галилео Галилей (1564-1642), Иоганн Кеплер (1571-1630), Исаак Ньютон (1643 -1727) Доминировавшее утверждение до Галилео Галилея Аристотелевское понимание движения – тело движется только при оказании на него воздействие. Нет воздействия - нет движения Введенное в научный оборот утверждение Тело находится в состоянии покоя или прямолинейного и равномерного движения, если на него не оказывается внешнее воздействие (принцип инерции) «Открытие, сделанное Галилеем, и применение им методов научного рассуждения были одним из самых важных достижений в истории человеческой мысли, и она отмечает действительное начало физики» (Энштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965). Продолжение – рис.9 Рис. 8. Парадигмально-поворотные моменты развития науки (начало)
-
Доминировавшее утверждение до Иоганна Кеплера Коперниковское представление о круговом движении планет вокруг солнца. Введенное в научный оборот утверждение Каждая планета движется вокруг солнца по эллипсу, в одном из фокусов которой находится Солнце. Радиус-вектор, проведенный от Солнца к планете, в равные промежутки времени описывает равные площади и, следовательно, скорость движения планеты по орбите тем больше, чем ближе планета к Солнцу. Квадраты времен обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от него. Доминировавшее утверждение до Исаака Ньютона Начальные предположения Галилео Галелея о принципе инерции при движении Введенное в научный оборот утверждение Три основных закона движения: 1) уточнение принципа инерции (всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения до тех пор, пока оно не вынуждено изменить его под дейтвием каких-то сил); 2) приобретаемо телом под действием какой-то силы ускорение прямо пропорционально этой действующей силе и обратно пропорционально массе тела; 3) действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и направлены в противоположные стороны. Закон всемирного тяготения (все тела, независимо от от их свойств и свойств среды, в которой они находятся, испытывают взаимное притяжение, прямо пропорциональное их массам и обратно пропорционально квадрату расстоянии между ними). «В истории естествознания не было события, более крупного, чем появление «Начал» Ньютона….. Сложные перипетии развитии механики, физики и астрономии, выраженные в именах Аристотеля, Птоломея, Коперника, Галилея, Кеплера, Декарта, поглащались и заменялись гениальной ясностью и стройностью «Начал» (Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М., 1989. С. 117) Рис. 9. Парадигмально-поворотные моменты развития науки (продолжение) Продолжение – рис. 10
-
Третья научная революция: диалектизация (середина 18 века), всеобщей взаимосвязи развития. Автор (ы) Немецкий ученый и филосов Иммануил Кант(1724-1804) Доминировавшее утверждение Картина развивающегося мира на основании Нютоновских законов и законов враждебной эволюции. Введенное в научный оборот утверждение Небулярная (от лат. nebula- туман) гипотеза происхождения Солнечной системы. Солнце, планеты, их спутники возникли из некоторой безформенной туманной массы под влияием силы притяжения. Единство и взаимосвязь явлений в природе. Активные сторонники, внесший вклад в реализацию идеи Пьер Симон Лаплас (1749-1824) независимо от И. Канта высказал идеи, развившие и дополнившие кантовское космогоническое учение. Жан Батист Ламарк (1744-1829) Изменяющиеся условия окружающей среды представляют ведущую силу эвалюцииорганическоо мира. Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882). Виды животных с их относительно целесообразной организацией возникли и возникают в результате отбора и накопления качеств, полезных для организмов в их борьбе за существование. Немецкий врач Юлиус Роберт Майер (1814-1878), английский исследователь Джеймс Прескотт Джоуль (1818-1889), датский инженер Людвиг Кольдинг (1821-1894), немецкий физик Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821-1894): закон сохранения и превращения энергии, доказательство идеи единства и взаимосвязи материального мира (природа представляет непрерывный процесс превращения универсального движения материи из одной формы в другую. Фридрих Велер (1800-1882), Шарль Фредерик Жерар (1816-1856), Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) – закономерная связь между свойствами химических элементов и их атомными весами. Шарль Огюст Кулон (1736-1806) – закон электомагнитизма (положительные и отрицательные заряды притягиваются друг к другу прямо пропорционально величине зарядов и обратно-пропорционально квадрату расстояния между ними). Майл Фарадей (1791-1867) –электромагнитное поле. Рис. 10. Парадигмально-поворотные моменты развития науки (продолжение)
-
Четвертая научная революция: теория относительности (первая десятилетие 20 века)эйнштейновская революция Автор (ы) Альберт Эйнштейн (1879-1955) Доминировавшее утверждение Представления И. Ньютона об абсолютности пространства и времени Введенное в научный оборот утверждение Специальная теория относительности: пространство и время не абсолютны, они органически связаны с материей и между собой. («Раньше полагали, что если бы из Вселенной исчезла вся материя, то пространство и время сохранились бы, теория относительности утверждает, что вместе с материей исчезли бы также и пространство и время» А. Эйнштейн) (цит. по: Парнов Е.И. На перекрестке бесконечностей. М., 1967. С. 294) Активные сторонники, внесший вклад в реализацию идеи Русский физик П.Н. Лебедев в 1899 доказал существование светового давления; Луи де Бройль в 1924 г – выдвинул идею о волновых свойствах материи; американские физики Клинтон Дэвиссон и Лестер Джермер в 1927 г подтвердили существование волновных свойств материи в эксперименте Рис. 11. Парадигмально-поворотные моменты развития науки (завершение) Некоторые последствия эйнштейновская революция Пересмотрены ранее существовавшие взгляды на мир. Исчезла убежденность в универсальности законов классической механики, разрушены представления о неделимости атома, о постоянстве массы, о неизменности химических элементов. Развивается квантная механика.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.