Содержание
-
"Гражданская защита как системы предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени"
Кафедра медицины катастроф и военной медицины
Автор:
Д-р. мед. наук, профессор
Гудыма Арсен Арсенович
Лекция 1
-
1. Чрезвычайная техническая нагрузка тери-тории.
2. Значительная моральная и физическая изношенность основных производственных фондов большинства предприятий Украины.
3. Ухудшение материально-технического забез-печет предприятия, снижение производственной и техно-логической дисциплины.
4. Неудовлетворительное состояние сохранения, утилизации и захоронения высокотоксичных, радиоактивных и бытовых отходов.
У нас в Украине: Что реально угрожает жизни и здоровью каждого из нас...
-
5. Игнорирование экологических факторов, требований и стандартов.
6. Недостаточное внимание руководителей соответствующих органов государственного управления к проведению комплекса мероприятий, которые направлены на предотвращение и снижение последствий аварий и катастроф.
-
Постановлением Кабинета Министров Украины от 15 июля 1998 года № 1099 принято Положение о классификации чрезвычайных ситуаций в Украине, в котором определены основные понятия и класси-фикация чрезвычайных ситуаций.
-
Авария:
- выход из строя, разрушение сооружений, зданий, оборудования, транспортных средств и пору-шення производственного или транспортного процесса, в результате которого на объекте, определенной территории создается угроза для жизни и здоровья людей.
Катастрофа:
- внезапное, быстротекущее событие, вызванное силами природы или деятельностью человека и повлекла численные человеческие потери, нанесло вред и угрозу здоровью значительному количеству людей, разрушения или уничтожения объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также повлекла вред окружающей среде.
-
Авария
- ситуация на объекте или территории, при которой возникли или могут возникнуть человеческие и материальные потери, нарушенные нормальные условия жизне-деятельности людей в результате аварий и катастроф.
-
За происхождением чрезвычайные ситуации бывают:
1. Техногенного характера
- транспортные аварии (катастрофы), пожары, неспрово-цированные взрывы или их угроза, аварии с выбросами (угрозой выбросов) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, внезапное разрушение сооружений и зданий, аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии на дамбах.
-
2. Природного характера
- опасные геологические, метеорологические, гидрологические морские и пресноводные явления, деградация почв или недр, естественные пожары, изменение состояния воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость людей, сильскогосподарсь-ких животных, массовое поражение сильскогоспо-дарских растений болезнями и вредителями, изменение состояния водных ресурсов и биосферы.
-
3. Социально-политического характера
- противоправные действия террористического и анти-конституционного направление (осуществление или реальна угроза террористического акта, похищения (попытка похищения) или уничтожения судов, захвата заложников, установления взрывных устройств в общественных местах, похищение или увлечение оружия, выявления обветшалых боеприпасов.
-
4. Военного характера
- связанные с использованием Вооруженных сил Украины в локальных вооруженных конфликтах, в борьбе из банд-формуваннями. Могут сопровождаться катастрофами техногенного характера (результаты атак враждебной стороны на хозяйственные объекты на территории Украины).
-
Классификация чрезвычайных ситуаций за уровнями
Уровни чрезвычайных ситуаций
- Государственный
- Региональный
- Местный
- Объектовый
За величиной территориального распространение, объему нанесенных или ожидаемых экономических убытков, количеством людей, которые погибли
-
ЧС государственного уровня:
ЧС, каторая развивается на территории двух и больше областей (Автономной Республики Крым, мост Киева и Севастополя) или угрожает трансграничным перенесением, а также в случае, когда для ее ликвидации нужны материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности отдельной области (Автономной Республики Крым, мост Киева и Севастополя), но не меньше одного процента объема расходов соответствующего бюджета. При этой ситуации количество пострадавших будет превышать 300 человек, количество населения, у которого существенно ухудшатся условия обитания - 3000 человек, а количество погибших превышает 5 человек.
-
ЧС регионального уровня:
ЧС, какая разворачивается на территории двух и больше административных районов (мост областного значения), Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя или угрожает перенесением на территорию смежной области Украины, а также в случае, когда для ее ликвидации нужны материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности отдельного района, но не менее одного процента объема расходов соответствующего бюджета. При этой ситуации количество пострадавших может быть от 50 до 300 человек, погибших от 3 до 5 человек, существенно будут ухудшены условия для обитания на длительное время от 300 до 3000 человек.
-
ЧС местного уровня:
ЧС, какая выходит за пределы потенциально опасного объекта, угрожает распространением самой ситуации или ее вторичных последствий на окружающую среду, соседние населенные пункты, инженерные сооружения, а также в случае, когда для ее ликвидации нужны материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности потенциально опасного объекта, но не менее одного процента объема расходов соответствующего бюджета. К местному уровню также принадлежат все чрезвычайные ситуации, которые возникают на объектах жилищно-коммунальной сферы и других, что не входят в утвержденные перечни потенциально опасных объектов. При этой ситуации количество пострадавших может быть от 20 до 50.
-
ЧС объектового уровня:
ЧС, какие не подпадают под отмеченные выше определения. При этом количество пострадавших не будет превышать 20 человек, погибших 1
-
Факторы риска возникновения чрезвычайных ситуаций в Украине:
1. Отсутствие современных систем управления опасными процессами.
2. Низкая профессиональная подготовка персонала и население к действиям в экстремальных условиях.
3. Возрастающий дефицит квалифициро-ванных кадров.
4. Низький уровень применения совре-менных ресурсосберигающих и экологически-безовасных технологий.
-
Чрезвычайные ситуации за период 1991 - 2002 годов в Украине
Количество ____________________________ 12476
Общее количество пострадавших _______ 19337 чел.
Количество погибших___________________ 4815 чел.
Среднее ежегодное количество жертв от несчастных случаев - свыше 60 тыс. граждан Украины
-
Смертность от травм и отравлений, все возрастные группы (на 100 тыс. чел.)
-
Интегральный показатель техногенной и естественной опасности регионов Украины за 2003 год
-
В нашей стране защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера положена на систему Гражданской защиты, которая является правопреемником системы Гражданской обороны Украины и должна трансформи-роваться во всенародную службу спасения.
- в каждой державе мира должна быть система защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
-
-
Государство как гарант этого права создает систему гражданской защиты, которая имеет по свою цель:
1. Реализацию государственной политики, направленной на обеспечение безопасности и защиты населения и территорий, мате-риальних и культурных ценностей и окружающей среды от негативных последствий НС в мирное время и в особенный период.
2. Преодоление последствий НС, в т.о. последствий НС на территориях иностранных государств в соответствии с международными договорами Украины (при согласии Верховной Рады Украины).
-
Основные понятия:
Гражданская защита:
Система организационных, инженерно-техни-ческих, санитарно-гигиенических, противо-эпидемических и других мероприятий, которая осуществляется органами исполнительной власти и местного самоуправления, подчиненными им силами и средствами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, добровольными спасательными формированиями, которые обеспечивают выполнение этих мероприятий с целью предотвращения и ликвидации ЧС в мирное время и особенный период.
-
Система гражданской защиты в Украине базируется на основных принципах международного гуманитарного права
Международное гуманитарное право: совокупность международных юридических поло-жений, нормативно закрепленных или традиционно принятых, которые обеспечивают преимущество личности человека в случае вооруженного конфликта
-
ПОЛОЖЕНИЯ международного гуманитарного права
Воюющие стороны не должны наносить своим противникам убыток больше, чем это обусловлено целью войны, которая заключается в уничтожении или ослаблении военного потенциала противника
- “женевское право"
- “гражданское право"
-
Женевское право
Защитить военнослужащих, которые прекратили принимать участие в военных действиях, и лиц, которые не принимали в них участие
Гаажское право
Определяет права и обязанности воюющих сторон при проведении военных операций и ограничивает выбор средств нанесения противнику поражения
-
Женевские конвенции (12.08.1949 г.)“Об улучшении доли раненные и больных в действующей армии” и Дополнительные протоколы к ним (03.06.1977 г.)
- Конвенция І. Рененые и больные бойцы сухопутных войск, медицинский персонал и военные священники.
- Конвенция ІІ. Ранены и больные, медицинский персонал и священники военно-морских сил, потерпевшие во время аварий на воде.
- Конвенция ІІІ. Военнопленные.
- Конвенция ІV. Гражданские лица на враждебной или оккупированной территории.
-
Главные положения “женевского” і “гаажского” права
1. Лица, которые прекратили принимать участие в военных действиях, имеют право на уважение к своей жизни, моральной и физической неприкосновенности.
2. Противника, который показался в плен запрещается убивать или наносить ему повреждение.
3. Раненые и больные должны быть подобранными, им должна быть предоставлена медицинская помощь.
4. Лица, которые взяты в плен, гражданские лица, которые находятся в руках противника имеют право на сохранение своей жизни, уважение к своему достоинству, личных праву и убеждений
-
5. Под защитой находятся медицинский персонал, санитарные заведения, их транспорт и оборудование. Эмблема красного креста и красного полумесяца считается знаком этой защиты и должна уважаться.
6. Запрещается использовать оружие или методы ведения боевых действий, которые способны повлечь избыточные телесные повреждения или избыточные страдания.
7. Стороны, которые находятся в конфликте, повинны всегда проводить разницу между гражданским населением и комбатантами. Нападение возможно только против военных объектов.
-
Принципы гражданской защиты
1. Функциональности.
2. Добровольности при привлечении людей к действиям с риском для жизни.
3. Комплексного подхода к решению заданий ГЗ.
4. Создание системы рациональной превентивной безопасности с целью максимально возможного, экономически обоснованного уменьшения вероятности возникновения ЧС и минимизации их последствий.
5. Территориальности и функциональности единственной системы гражданской защиты.
7. Минимизации причинения вреда окружающей среде.
8. Гласности, свободного доступа населения к информации в сфере гражданской защиты в соответствии с зако-нодательства.
-
Задачи государственной защиты
- Сбор и аналитическая проработка информации о ЧС.
- Прогнозирование и оценка последствий ЧС.
- Присмотр и контроль в сфере ГЗ.
- Разработку и выполнения законодательные и других нормативно-правових актов, соблюдение норм и стандартов в сфере ГЗ.
- Разработка и осуществление мер пресечений в сфере ГЗ.
- Создание, сохранение и рациональное использование материальных ресурсов для предотвращения ГС.
- Разработка и выполнение научно-технических программ для предотвращения ЧС.
-
8. Оперативное оповещение населения о возникновении или угрозе ЧС, своевременном достоверном информировании об обстановке и мероприятиях, которые употребляются для предотвращения ЧС и преодоление их последствий. .
9. Организация защиты населения и территорий от ЧС, предоставление неотложной психологической, медицинской и другой помощи.
10. Проведение безотлагательных работ из ликвидации последствий ЧС та организация жизнеобеспечения пострадавшего населения.
11. Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГЗ для предотвращения НС и ликвидации их последствий.
Задачи государственной защиты
-
12. Предоставление оперативной помощи населению в случае возникновения неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций.
13. Обучение населения способам защиты в случае возникновения чрезвычайных, неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций та организация тренировок.
14. Международное сотрудничество в сфере ГЗ.
Задачи государственной защиты
-
Неблагоприятные бытовые или нестандартные ситуации:
ситуации, которые возникают в быту, непроизводственной сфере, которые не приобрели масштаба чрезвычайной ситуации, но являют собой угрозу жизни и здоровью людей или обусловили материальные убытки.
-
Органы исполнительной власти, местного самоуправления, подчинены им силы и средства, предприятия. учреждения и организации независимо от форм собственности добровольные спасательные формирования осуществляют:
- Оповещение и информирование.
- Наблюдение и лабораторный контроль.
- Укрытие в защитных сооружениях.
- Эвакуацию.
- Инженерная защита территории.
- Медицинская защита населения.
- Психологическая защита.
- Биологическая защита.
- Экологическая защита.
- Радиационная и химическая защита.
- Защита населения от неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций.
-
Оповещение и информирование
- Оперативное сообщение населению информации о возникновении или возможной угрозе возникновения НС.
- Заблаговременное создание и сочетание постоянно действующих систем оповещения со специальными системами наблюдения и контроля в зонах возможного поражения.
- Централизовано использование сетей связи, радиовещания, телевидения независимо от форм собственности и подчинения в случае возникновения НС.
-
Наблюдение и лабораторный контроль
1. Создание и поддержка постоянной готовности общегосударственной и территориальной сетей наблюдения и лабораторного контроля.
2. Организация сбора, проработки и передачи информации о состоянии окружающей среды, загрязнения продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды радиоактивными, химическими веществамии и инфекционными микроорганизмами.
-
Укрытие в защитных сооружениях
Для обеспечения укрытия население создается фонд защитных сооружений путем:
- комплексного освоения подземного пространства населенных пунктов с возможностью приспособления и использования их для укрытия населения в случае возникновения ЧС;
- обследование и взятие на учет подземных и надземных сооружений, которые отвечают требованиям защиты;
- дооборудование с учетом требований защиты подвальных и других углубляющих помещений;
- строительства углубляющих сооружений, приспособленных для выполнения заданий гражданской защиты;
- строительство самых простых хранилищ и укрытий.
Фонд защитных сооружений в мирное время используется для хозяйственных, культурных и бытовых потребностей в порядке, который определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам ГЗ.
-
Осуществление мероприятий эвакуации населения
В условиях недостаточного обеспечения захис-ними сооружениями возле объектов повышенной опасности и в особенный период ОСНОВНЫМ СПОСОБОМ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ является ЭВАКУАЦИЯ и размещение в зонах, безопасных для обитания.
Эвакуации подлежит население, которое проживает в населенных пунктах, которые находятся в зонах возможного катастрофического затопления, опасного радиоактивного загрязнения, химического поражения, а также во всех случаях других стихийных бедствий, аварий и катастроф, если возникает непосредственная угроза жизни и здоровью людей.
-
Незанято в производстве и сфере обслуживания населения, студенты, ученики, воспитанники детских домов, пенсионеры и инвалиды из домов для лиц преклонного возраста вместе с преподавателями и воспитателями, обслуживающим персоналом и членами их семей эвакуируются в первую очередь.
Осуществление мероприятий эвакуации населения
Предотвращение паники и недопущение гибели людей во время эвакуации достигается: планированием эвакуации населения; определением зон для размещения людей эвакуированных; оповещение руководителей разного уровняи населения о начале эвакуации; управлением проведением эвакуации; созданием минимально необходимых условий для жизнедеятельности эвакуированного населения; учебой населения действиям при проведении эвакуации.
-
Инженерная защита территории
Осуществляется на территориях с повышенной техногенной нагрузкой и риском возникновения НС, который достигается:
учет возможности возникновения на территории НС при разработке генеральных планов застройки; контроль за рациональным розмищением потенциально опасных объектов;
осуществление строительства с заданными уровнями безопасности и надежности; разработка мероприятий безаварийного функционирования потенциально опасных объектов; создание комплексных систем защиты населенных пунктов и объектов от опасных естественных процессов путем организации строительства противооползневые, противопаводковых, противоселевых, противо- лавинных, противоэрозийних и других инженерных сооружений специального назначения.
-
Медицинская защита населения и обеспечение эпидемического благополучия
Планирование и использование существующих сил и средств заведений здравоохранения независимо от форм собственности и ведения хозяйства; развертывание в условиях НС необходимого количества дополнительных лечебных заведений (пунктов);
Цель: предотвращение или уменьшение степени поражения населения, своевременное предоставление помощи постраж-далим и их лечение, обеспечение эпидемического благополучия в районах ЧС. своевременное применение профилактических медицинских препаратов и санитарно эпидемиологических мероприятий; контроль за качеством пищевых продуктов и продовольственного сырья, питьевой воды и источников водоснабжения;
-
- заблаговременное создание и подготовка специальных медицинских формирований;
- накопление медицинских средств защиты, медицинской и другого специального имущества и техники;
- осуществление контроля за состоянием окружающей среды, санитарно-гигиенической и эпидемической ситуацией;
- учебанаселения способам предоставления первой медицинской помощи и соблюдения правил соответствующей санитарии;
- обеспечения недопущения влияния на здоровье людей вредных факторов окружающей среды и последствий НС, а также условий для возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
- санитарная охрана территорий и объектов в зоне НС
Медицинская защита населения и обеспечение эпидемического благополучия
-
Психологическая защита
- планирование деятельности и использование существующих сил и средств подразделов психологического обеспечения;
- своевременное применение психопрофилактических методов;
- выявления с помощью психологических и социологических методов факторов, которые способствуют возникновению социально психологического напряжения;
- использование современных технологий психологического влияния для нейтрализации отрицательноговлияния на население.
-
- выявление ячейки биологического заражения;
- прогнозирование масштабов развития последствий биологического заражения;
- использование коллективных и индивидуальных средств защиты;
- введение режима карантина и обсервации;
- обеззараживание ячейки биологического заражения;
- осуществление мероприятий экстренной и специфической профилактики;
- соблюдение противоэпидемического режима субъектами ведения хозяйства, лечебными заведениями и населением.
Биологическая защита
-
- защита месторождений (газовых, нефтяных, угольных, торфовых) от пожаров, затоплений и обвалов;
- ликвидация лесных пожаров и буреломов, сниголомов, буреломов, техногенного влияния на лесные насаждения, а также их последствий.
Экологическая защита
-
Радиационная и химическая защита
- Это выявление очагов радиационного и химического загрязнения и проведения его оценки;
- организация и проведение радиометрического и химического контроля;
- разработка типичных режимов радиационной защиты;
- обеспечение средствами радиационной и химической защиты;
- организация и проведение специальной и санитарной обработки.
-
- заблаговременным накоплением и поддержкой в постоянной готовности средств радиационного и химического контроля, объемы и места хранения которых определяются выходя из зон возможного поражения;
- своевременным внедрением средств, способов и методов выявления и оценки масштабов и последствий аварий на радиационно и химически опасных объектах;
- созданием унифицированных средств защиты, приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;
- предоставлением населению возможности приобретения в личное пользование средств радиационной и химической защиты;
- разработкой типичных режимов радиационной защиты населения и функционирования объектов в условиях радиоактивного загрязнения местности;
- заблаговременное оборудование радиационно и химически опасных объектов средствами для специальной обработки одежды, имущества и транспортных средств, а также санитарной обработки населения, пострадавшего в результате НС;
- разработка общих критериев, методов и методик наблюдений относительно оценки радиационной и химической обстановки.
Радиационная и химическая защита дистигается:
-
- выявление и оценка таких ситуаций;
- организация и предоставление помощи населению;
- разработка типичных рекомендаций относительно действий в условиях возникновения таких ситуаций;
- проведение специальных аварийно-спасательных работ.
Защита населения от неблагоприятных бытовых илинестандартных ситуаций
-
1.ПОВСЕДНЕВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ (нормальная производственно-промышленная, радиационная, химическая, биологическая (в т.ч. бактериологическая), сейсмическая, обстановка гидрогеологии и гидрометеорологической, отсутствуют эпидемии, эпизоотии, епифитотии).
Обеспечивается наблюдение и контроль обстановки на потенциально опасных объектах, выполняют научно-технические программы относительно предотвращенияЧС, мероприятия по обеспечению безопасности и защите населения от НС, подготовка органов управления и учебы населения к действиям в условиях ЧС, постоянное прогнозирование обстановки относительно ее ухудшения, которое может привести к возникновению ЧС.
Режимы функционирования единственной системы гражданской защиты
-
2. ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ(существенное ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (в т.ч. бактериологической), сейсмической, гидрогеологии и гидрометеорологической обстановка, наличие угрозы возникновения НС).
Обеспечивается, формированиям комиссий для выявления причин ухудшения обстановки и подготовки предложений относительно ее нормализации, усилениям наблюдения и контролю за ситуацией, разработкой мероприятий защиты населения от потенциальной угрозы возникновения ЧС, приведением в состояние повышенной готовности сил и средств реагирования, осуществлением мероприятий предотвращения возникновения ЧС.
Режимы функционирования единственной системы гражданской защиты
-
3. ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ(устанавливается в случае возникновения и во время ликвидации последствий ЧС).
4. ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО СОСТОЯНИЯ;
5. ВОЕННОГО СОСТОЯНИЯ.
Осуществляется определением границ территории, на которой возникла НС, организацией защиты населения и территорий в условиях НС, организацией работ из локализации и ликвидации последствий, НС, привлечением необходимых сил и средств, непрерывным контролем за развитием НС, оперативной связью с высшими органами управления и оповещением населения.
Режимы функционирования единственной системы гражданской защиты
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.