Презентация на тему "Чрезвычайные ситуации"

Презентация: Чрезвычайные ситуации
1 из 52
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Чрезвычайные ситуации" подготовлена для показа на уроках ОБЖ. Данный информационный презентационный материал поможет выступающему познакомить школьников с чрезвычайными ситуациями. Разработка состоит из 52 слайдов.

Краткое содержание

  1. Авария
  2. Классификация чрезвычайных ситуаций
  3. Факторы риска ЧС

Содержание

  • Презентация: Чрезвычайные ситуации
    Слайд 1

    "Гражданская защита как системы предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени"

    Кафедра медицины катастроф и военной медицины

    Автор:

    Д-р. мед. наук, профессор

    Гудыма Арсен Арсенович

    Лекция 1

  • Слайд 2

    1. Чрезвычайная техническая нагрузка тери-тории.

    2. Значительная моральная и физическая изношенность основных производственных фондов большинства предприятий Украины.

    3. Ухудшение материально-технического забез-печет предприятия, снижение производственной и техно-логической дисциплины.

    4. Неудовлетворительное состояние сохранения, утилизации и захоронения высокотоксичных, радиоактивных и бытовых отходов.

    У нас в Украине: Что реально угрожает жизни и здоровью каждого из нас...

  • Слайд 3

    5. Игнорирование экологических факторов, требований и стандартов.

    6. Недостаточное внимание руководителей соответствующих органов государственного управления к проведению комплекса мероприятий, которые направлены на предотвращение и снижение последствий аварий и катастроф.

  • Слайд 4

    Постановлением Кабинета Министров Украины от 15 июля 1998 года № 1099 принято Положение о классификации чрезвычайных ситуаций в Украине, в котором определены основные понятия и класси-фикация чрезвычайных ситуаций.

  • Слайд 5

    Авария:

    • выход из строя, разрушение сооружений, зданий, оборудования, транспортных средств и пору-шення производственного или транспортного процесса, в результате которого на объекте, определенной территории создается угроза для жизни и здоровья людей.

    Катастрофа:

    • внезапное, быстротекущее событие, вызванное силами природы или деятельностью человека и повлекла численные человеческие потери, нанесло вред и угрозу здоровью значительному количеству людей, разрушения или уничтожения объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также повлекла вред окружающей среде.
  • Слайд 6

    Авария

    • ситуация на объекте или территории, при которой возникли или могут возникнуть человеческие и материальные потери, нарушенные нормальные условия жизне-деятельности людей в результате аварий и катастроф.
  • Слайд 7

    За происхождением чрезвычайные ситуации бывают:

    1. Техногенного характера

    • транспортные аварии (катастрофы), пожары, неспрово-цированные взрывы или их угроза, аварии с выбросами (угрозой выбросов) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, внезапное разрушение сооружений и зданий, аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии на дамбах.
  • Слайд 8

    2. Природного характера

    • опасные геологические, метеорологические, гидрологические морские и пресноводные явления, деградация почв или недр, естественные пожары, изменение состояния воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость людей, сильскогосподарсь-ких животных, массовое поражение сильскогоспо-дарских растений болезнями и вредителями, изменение состояния водных ресурсов и биосферы.
  • Слайд 9

    3. Социально-политического характера

    • противоправные действия террористического и анти-конституционного направление (осуществление или реальна угроза террористического акта, похищения (попытка похищения) или уничтожения судов, захвата заложников, установления взрывных устройств в общественных местах, похищение или увлечение оружия, выявления обветшалых боеприпасов.
  • Слайд 10

    4. Военного характера

    • связанные с использованием Вооруженных сил Украины в локальных вооруженных конфликтах, в борьбе из банд-формуваннями. Могут сопровождаться катастрофами техногенного характера (результаты атак враждебной стороны на хозяйственные объекты на территории Украины).
  • Слайд 11

    Классификация чрезвычайных ситуаций за уровнями

    Уровни чрезвычайных ситуаций

    • Государственный
    • Региональный
    • Местный
    • Объектовый

    За величиной территориального распространение, объему нанесенных или ожидаемых экономических убытков, количеством людей, которые погибли

  • Слайд 12

    ЧС государственного уровня:

    ЧС, каторая развивается на территории двух и больше областей (Автономной Республики Крым, мост Киева и Севастополя) или угрожает трансграничным перенесением, а также в случае, когда для ее ликвидации нужны материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности отдельной области (Автономной Республики Крым, мост Киева и Севастополя), но не меньше одного процента объема расходов соответствующего бюджета. При этой ситуации количество пострадавших будет превышать 300 человек, количество населения, у которого существенно ухудшатся условия обитания - 3000 человек, а количество погибших превышает 5 человек.

  • Слайд 13

    ЧС регионального уровня:

    ЧС, какая разворачивается на территории двух и больше административных районов (мост областного значения), Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя или угрожает перенесением на территорию смежной области Украины, а также в случае, когда для ее ликвидации нужны материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности отдельного района, но не менее одного процента объема расходов соответствующего бюджета. При этой ситуации количество пострадавших может быть от 50 до 300 человек, погибших от 3 до 5 человек, существенно будут ухудшены условия для обитания на длительное время от 300 до 3000 человек.

  • Слайд 14

    ЧС местного уровня:

    ЧС, какая выходит за пределы потенциально опасного объекта, угрожает распространением самой ситуации или ее вторичных последствий на окружающую среду, соседние населенные пункты, инженерные сооружения, а также в случае, когда для ее ликвидации нужны материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности потенциально опасного объекта, но не менее одного процента объема расходов соответствующего бюджета. К местному уровню также принадлежат все чрезвычайные ситуации, которые возникают на объектах жилищно-коммунальной сферы и других, что не входят в утвержденные перечни потенциально опасных объектов. При этой ситуации количество пострадавших может быть от 20 до 50.

  • Слайд 15

    ЧС объектового уровня:

    ЧС, какие не подпадают под отмеченные выше определения. При этом количество пострадавших не будет превышать 20 человек, погибших 1

  • Слайд 16

    Факторы риска возникновения чрезвычайных ситуаций в Украине:

    1. Отсутствие современных систем управления опасными процессами.

    2. Низкая профессиональная подготовка персонала и население к действиям в экстремальных условиях.

    3. Возрастающий дефицит квалифициро-ванных кадров.

    4. Низький уровень применения совре-менных ресурсосберигающих и экологически-безовасных технологий.

  • Слайд 17

    Чрезвычайные ситуации за период 1991 - 2002 годов в Украине

    Количество ____________________________ 12476

    Общее количество пострадавших _______ 19337 чел.

    Количество погибших___________________ 4815 чел.

    Среднее ежегодное количество жертв от несчастных случаев - свыше 60 тыс. граждан Украины

  • Слайд 18

    Смертность от травм и отравлений, все возрастные группы (на 100 тыс. чел.)

  • Слайд 19

    Интегральный показатель техногенной и естественной опасности регионов Украины за 2003 год

  • Слайд 20

    В нашей стране защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера положена на систему Гражданской защиты, которая является правопреемником системы Гражданской обороны Украины и должна трансформи-роваться во всенародную службу спасения.

    • в каждой державе мира должна быть система защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
  • Слайд 21
  • Слайд 22

    Государство как гарант этого права создает систему гражданской защиты, которая имеет по свою цель:

    1. Реализацию государственной политики, направленной на обеспечение безопасности и защиты населения и территорий, мате-риальних и культурных ценностей и окружающей среды от негативных последствий НС в мирное время и в особенный период.

    2. Преодоление последствий НС, в т.о. последствий НС на территориях иностранных государств в соответствии с международными договорами Украины (при согласии Верховной Рады Украины).

  • Слайд 23

    Основные понятия:

    Гражданская защита:

    Система организационных, инженерно-техни-ческих, санитарно-гигиенических, противо-эпидемических и других мероприятий, которая осуществляется органами исполнительной власти и местного самоуправления, подчиненными им силами и средствами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, добровольными спасательными формированиями, которые обеспечивают выполнение этих мероприятий с целью предотвращения и ликвидации ЧС в мирное время и особенный период.

  • Слайд 24

    Система гражданской защиты в Украине базируется на основных принципах международного гуманитарного права

    Международное гуманитарное право: совокупность международных юридических поло-жений, нормативно закрепленных или традиционно принятых, которые обеспечивают преимущество личности человека в случае вооруженного конфликта

  • Слайд 25

    ПОЛОЖЕНИЯ международного гуманитарного права

    Воюющие стороны не должны наносить своим противникам убыток больше, чем это обусловлено целью войны, которая заключается в уничтожении или ослаблении военного потенциала противника

    • “женевское право"
    • “гражданское право"
  • Слайд 26

    Женевское право

    Защитить военнослужащих, которые прекратили принимать участие в военных действиях, и лиц, которые не принимали в них участие

    Гаажское право

    Определяет права и обязанности воюющих сторон при проведении военных операций и ограничивает выбор средств нанесения противнику поражения

  • Слайд 27

    Женевские конвенции (12.08.1949 г.)“Об улучшении доли раненные и больных в действующей армии” и Дополнительные протоколы к ним (03.06.1977 г.)

    • Конвенция І. Рененые и больные бойцы сухопутных войск, медицинский персонал и военные священники.
    • Конвенция ІІ. Ранены и больные, медицинский персонал и священники военно-морских сил, потерпевшие во время аварий на воде.
    • Конвенция ІІІ. Военнопленные.
    • Конвенция ІV. Гражданские лица на враждебной или оккупированной территории.
  • Слайд 28

    Главные положения “женевского” і “гаажского” права

    1. Лица, которые прекратили принимать участие в военных действиях, имеют право на уважение к своей жизни, моральной и физической неприкосновенности.

    2. Противника, который показался в плен запрещается убивать или наносить ему повреждение.

    3. Раненые и больные должны быть подобранными, им должна быть предоставлена медицинская помощь.

    4. Лица, которые взяты в плен, гражданские лица, которые находятся в руках противника имеют право на сохранение своей жизни, уважение к своему достоинству, личных праву и убеждений

  • Слайд 29

    5. Под защитой находятся медицинский персонал, санитарные заведения, их транспорт и оборудование. Эмблема красного креста и красного полумесяца считается знаком этой защиты и должна уважаться.

    6. Запрещается использовать оружие или методы ведения боевых действий, которые способны повлечь избыточные телесные повреждения или избыточные страдания.

    7. Стороны, которые находятся в конфликте, повинны всегда проводить разницу между гражданским населением и комбатантами. Нападение возможно только против военных объектов.

  • Слайд 30

    Принципы гражданской защиты

    1. Функциональности.

    2. Добровольности при привлечении людей к действиям с риском для жизни.

    3. Комплексного подхода к решению заданий ГЗ.

    4. Создание системы рациональной превентивной безопасности с целью максимально возможного, экономически обоснованного уменьшения вероятности возникновения ЧС и минимизации их последствий.

    5. Территориальности и функциональности единственной системы гражданской защиты.

    7. Минимизации причинения вреда окружающей среде.

    8. Гласности, свободного доступа населения к информации в сфере гражданской защиты в соответствии с зако-нодательства.

  • Слайд 31

    Задачи государственной защиты

    • Сбор и аналитическая проработка информации о ЧС.
    • Прогнозирование и оценка последствий ЧС.
    • Присмотр и контроль в сфере ГЗ.
    • Разработку и выполнения законодательные и других нормативно-правових актов, соблюдение норм и стандартов в сфере ГЗ.
    • Разработка и осуществление мер пресечений в сфере ГЗ.
    • Создание, сохранение и рациональное использование материальных ресурсов для предотвращения ГС.
    • Разработка и выполнение научно-технических программ для предотвращения ЧС.
  • Слайд 32

    8. Оперативное оповещение населения о возникновении или угрозе ЧС, своевременном достоверном информировании об обстановке и мероприятиях, которые употребляются для предотвращения ЧС и преодоление их последствий. .

    9. Организация защиты населения и территорий от ЧС, предоставление неотложной психологической, медицинской и другой помощи.

    10. Проведение безотлагательных работ из ликвидации последствий ЧС та организация жизнеобеспечения пострадавшего населения.

    11. Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГЗ для предотвращения НС и ликвидации их последствий.

    Задачи государственной защиты

  • Слайд 33

    12. Предоставление оперативной помощи населению в случае возникновения неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций.

    13. Обучение населения способам защиты в случае возникновения чрезвычайных, неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций та организация тренировок.

    14. Международное сотрудничество в сфере ГЗ.

    Задачи государственной защиты

  • Слайд 34

    Неблагоприятные бытовые или нестандартные ситуации:

    ситуации, которые возникают в быту, непроизводственной сфере, которые не приобрели масштаба чрезвычайной ситуации, но являют собой угрозу жизни и здоровью людей или обусловили материальные убытки.

  • Слайд 35

    Органы исполнительной власти, местного самоуправления, подчинены им силы и средства, предприятия. учреждения и организации независимо от форм собственности добровольные спасательные формирования осуществляют:

    1. Оповещение и информирование.
    2. Наблюдение и лабораторный контроль.
    3. Укрытие в защитных сооружениях.
    4. Эвакуацию.
    5. Инженерная защита территории.
    6. Медицинская защита населения.
    7. Психологическая защита.
    8. Биологическая защита.
    9. Экологическая защита.
    10. Радиационная и химическая защита.
    11. Защита населения от неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций.
  • Слайд 36

    Оповещение и информирование

    • Оперативное сообщение населению информации о возникновении или возможной угрозе возникновения НС.
    • Заблаговременное создание и сочетание постоянно действующих систем оповещения со специальными системами наблюдения и контроля в зонах возможного поражения.
    • Централизовано использование сетей связи, радиовещания, телевидения независимо от форм собственности и подчинения в случае возникновения НС.
  • Слайд 37

    Наблюдение и лабораторный контроль

    1. Создание и поддержка постоянной готовности общегосударственной и территориальной сетей наблюдения и лабораторного контроля.

    2. Организация сбора, проработки и передачи информации о состоянии окружающей среды, загрязнения продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды радиоактивными, химическими веществамии и инфекционными микроорганизмами.

  • Слайд 38

    Укрытие в защитных сооружениях

    Для обеспечения укрытия население создается фонд защитных сооружений путем:

    • комплексного освоения подземного пространства населенных пунктов с возможностью приспособления и использования их для укрытия населения в случае возникновения ЧС;
    • обследование и взятие на учет подземных и надземных сооружений, которые отвечают требованиям защиты;
    • дооборудование с учетом требований защиты подвальных и других углубляющих помещений;
    • строительства углубляющих сооружений, приспособленных для выполнения заданий гражданской защиты;
    • строительство самых простых хранилищ и укрытий.

    Фонд защитных сооружений в мирное время используется для хозяйственных, культурных и бытовых потребностей в порядке, который определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам ГЗ.

  • Слайд 39

    Осуществление мероприятий эвакуации населения

    В условиях недостаточного обеспечения захис-ними сооружениями возле объектов повышенной опасности и в особенный период ОСНОВНЫМ СПОСОБОМ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ является ЭВАКУАЦИЯ и размещение в зонах, безопасных для обитания.

    Эвакуации подлежит население, которое проживает в населенных пунктах, которые находятся в зонах возможного катастрофического затопления, опасного радиоактивного загрязнения, химического поражения, а также во всех случаях других стихийных бедствий, аварий и катастроф, если возникает непосредственная угроза жизни и здоровью людей.

  • Слайд 40

    Незанято в производстве и сфере обслуживания населения, студенты, ученики, воспитанники детских домов, пенсионеры и инвалиды из домов для лиц преклонного возраста вместе с преподавателями и воспитателями, обслуживающим персоналом и членами их семей эвакуируются в первую очередь.

    Осуществление мероприятий эвакуации населения

    Предотвращение паники и недопущение гибели людей во время эвакуации достигается: планированием эвакуации населения; определением зон для размещения людей эвакуированных; оповещение руководителей разного уровняи населения о начале эвакуации; управлением проведением эвакуации; созданием минимально необходимых условий для жизнедеятельности эвакуированного населения; учебой населения действиям при проведении эвакуации.

  • Слайд 41

    Инженерная защита территории

    Осуществляется на территориях с повышенной техногенной нагрузкой и риском возникновения НС, который достигается:

    учет возможности возникновения на территории НС при разработке генеральных планов застройки; контроль за рациональным розмищением потенциально опасных объектов;

    осуществление строительства с заданными уровнями безопасности и надежности; разработка мероприятий безаварийного функционирования потенциально опасных объектов; создание комплексных систем защиты населенных пунктов и объектов от опасных естественных процессов путем организации строительства противооползневые, противопаводковых, противоселевых, противо- лавинных, противоэрозийних и других инженерных сооружений специального назначения.

  • Слайд 42

    Медицинская защита населения и обеспечение эпидемического благополучия

    Планирование и использование существующих сил и средств заведений здравоохранения независимо от форм собственности и ведения хозяйства; развертывание в условиях НС необходимого количества дополнительных лечебных заведений (пунктов);

    Цель: предотвращение или уменьшение степени поражения населения, своевременное предоставление помощи постраж-далим и их лечение, обеспечение эпидемического благополучия в районах ЧС. своевременное применение профилактических медицинских препаратов и санитарно эпидемиологических мероприятий; контроль за качеством пищевых продуктов и продовольственного сырья, питьевой воды и источников водоснабжения;

  • Слайд 43
    • заблаговременное создание и подготовка специальных медицинских формирований;
    • накопление медицинских средств защиты, медицинской и другого специального имущества и техники;
    • осуществление контроля за состоянием окружающей среды, санитарно-гигиенической и эпидемической ситуацией;
    • учебанаселения способам предоставления первой медицинской помощи и соблюдения правил соответствующей санитарии;
    • обеспечения недопущения влияния на здоровье людей вредных факторов окружающей среды и последствий НС, а также условий для возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
    • санитарная охрана территорий и объектов в зоне НС

    Медицинская защита населения и обеспечение эпидемического благополучия

  • Слайд 44

    Психологическая защита

    • планирование деятельности и использование существующих сил и средств подразделов психологического обеспечения;
    • своевременное применение психопрофилактических методов;
    • выявления с помощью психологических и социологических методов факторов, которые способствуют возникновению социально психологического напряжения;
    • использование современных технологий психологического влияния для нейтрализации отрицательноговлияния на население.
  • Слайд 45
    • выявление ячейки биологического заражения;
    • прогнозирование масштабов развития последствий биологического заражения;
    • использование коллективных и индивидуальных средств защиты;
    • введение режима карантина и обсервации;
    • обеззараживание ячейки биологического заражения;
    • осуществление мероприятий экстренной и специфической профилактики;
    • соблюдение противоэпидемического режима субъектами ведения хозяйства, лечебными заведениями и населением.

    Биологическая защита

  • Слайд 46
    • защита месторождений (газовых, нефтяных, угольных, торфовых) от пожаров, затоплений и обвалов;
    • ликвидация лесных пожаров и буреломов, сниголомов, буреломов, техногенного влияния на лесные насаждения, а также их последствий.

    Экологическая защита

  • Слайд 47

    Радиационная и химическая защита

    • Это выявление очагов радиационного и химического загрязнения и проведения его оценки;
    • организация и проведение радиометрического и химического контроля;
    • разработка типичных режимов радиационной защиты;
    • обеспечение средствами радиационной и химической защиты;
    • организация и проведение специальной и санитарной обработки.
  • Слайд 48
    • заблаговременным накоплением и поддержкой в постоянной готовности средств радиационного и химического контроля, объемы и места хранения которых определяются выходя из зон возможного поражения;
    • своевременным внедрением средств, способов и методов выявления и оценки масштабов и последствий аварий на радиационно и химически опасных объектах;
    • созданием унифицированных средств защиты, приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;
    • предоставлением населению возможности приобретения в личное пользование средств радиационной и химической защиты;
    • разработкой типичных режимов радиационной защиты населения и функционирования объектов в условиях радиоактивного загрязнения местности;
    • заблаговременное оборудование радиационно и химически опасных объектов средствами для специальной обработки одежды, имущества и транспортных средств, а также санитарной обработки населения, пострадавшего в результате НС;
    • разработка общих критериев, методов и методик наблюдений относительно оценки радиационной и химической обстановки.

    Радиационная и химическая защита дистигается:

  • Слайд 49
    • выявление и оценка таких ситуаций;
    • организация и предоставление помощи населению;
    • разработка типичных рекомендаций относительно действий в условиях возникновения таких ситуаций;
    • проведение специальных аварийно-спасательных работ.

    Защита населения от неблагоприятных бытовых илинестандартных ситуаций

  • Слайд 50

    1.ПОВСЕДНЕВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ (нормальная производственно-промышленная, радиационная, химическая, биологическая (в т.ч. бактериологическая), сейсмическая, обстановка гидрогеологии и гидрометеорологической, отсутствуют эпидемии, эпизоотии, епифитотии).

    Обеспечивается наблюдение и контроль обстановки на потенциально опасных объектах, выполняют научно-технические программы относительно предотвращенияЧС, мероприятия по обеспечению безопасности и защите населения от НС, подготовка органов управления и учебы населения к действиям в условиях ЧС, постоянное прогнозирование обстановки относительно ее ухудшения, которое может привести к возникновению ЧС.

    Режимы функционирования единственной системы гражданской защиты

  • Слайд 51

    2. ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ(существенное ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (в т.ч. бактериологической), сейсмической, гидрогеологии и гидрометеорологической обстановка, наличие угрозы возникновения НС).

    Обеспечивается, формированиям комиссий для выявления причин ухудшения обстановки и подготовки предложений относительно ее нормализации, усилениям наблюдения и контролю за ситуацией, разработкой мероприятий защиты населения от потенциальной угрозы возникновения ЧС, приведением в состояние повышенной готовности сил и средств реагирования, осуществлением мероприятий предотвращения возникновения ЧС.

    Режимы функционирования единственной системы гражданской защиты

  • Слайд 52

    3. ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ(устанавливается в случае возникновения и во время ликвидации последствий ЧС).

    4. ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО СОСТОЯНИЯ;

    5. ВОЕННОГО СОСТОЯНИЯ.

    Осуществляется определением границ территории, на которой возникла НС, организацией защиты населения и территорий в условиях НС, организацией работ из локализации и ликвидации последствий, НС, привлечением необходимых сил и средств, непрерывным контролем за развитием НС, оперативной связью с высшими органами управления и оповещением населения.

    Режимы функционирования единственной системы гражданской защиты

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке