Содержание
-
Культурно-зрелищные учреждения
УЦ ГПС МЧС России по Тюменской области
-
ВЫБЕРИТЕ ВОПРОС ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ:
- Введение.
- Противопожарные требования к театрам.
- Виды и пожарная опасность культурно- зрелищных учреждений.
- Состав и назначение помещений театров, их пожарная опасность.
-
ВВЕДЕНИЕ
-
Обеспечение безопасности людей при пожаре - серьезная проблема, сложность которой с годами возрастает. Происходят значительные изменения в конструктивно-планировочных решениях зданий и технологических процессах: возводят гигантские промышленные и сельскохозяйственные комплексы, увеличивается количество высотных зданий, а также зданий с массовым пребыванием людей и зданий многофункционального назначения.
-
Чтобы обнаружить недостатки в обеспечении безопасности людей, предложить грамотные, эффективные решения по их устранению, нужно уметь анализировать вероятность воздействия на людей опасных факторов пожара, прогнозировать их поведение в условиях пожара и продолжительность эвакуации, определять основные направления защиты людей от последствий пожара и знать конкретные требования пожарной безопасности по этим направлениям.
-
Контроль за обеспечением безопасности людей при пожаре также усложняется из-за того, что он должен осуществляться постоянно: на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации.
-
Здание или сооружение в целом, а также его отдельные объемно-планировочные и конструктивные элементы должны как можно полнее отвечать тем социальным процессам труда, быта и культуры, для осуществления которого здание или сооружение предназначено.
-
Следовательно, основным назначением помещения, здания, сооружения или их комплексов является удовлетворение определенных функций общественной и личной жизни людей. К ним можно отнести различного рода зрелища.
-
ВИДЫ И ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ КУЛЬТУРНО - ЗРЕЛИЩНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
-
Культурно-зрелищные учреждения предназначены для обслуживания населения и является центром проведения культурно -массовых мероприятий.
-
* ТЕАТРЫ ;
* КИНОТЕАТРЫ ;
* КИНОКОНЦЕРТНЫЕ ТЕАТРЫ (КОМПЛЕКСЫ, ЗАЛЫ), ДОМА КУЛЬТУРЫ, КЛУБЫ ;
* ЦИРКИ, СТАДИОНЫ, СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ (КОМПЛЕКСЫ);
* МУЗЕИ, ВЫСТАВКИ;
* БИБЛИОТЕКИ;
* ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ, ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ, ЗОДЧЕСТВА И ДР .
К ОСНОВНЫМ ВИДАМ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОТНОСЯТСЯ:
-
Характерной особенностью указанных учреждений является наличие залов с массовым пребыванием людей, поэтому особое внимание при их проектировании, строительстве и эксплуатации уделяется обеспечению безопасности людей
-
Мероприятия, обеспечивающие безопасность зрителей в кинотеатрах, клубах, театрах, цирках должны осуществляться на стадии проектирования и строительства указанных учреждений.
В театрально-зрелищных учреждениях необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности, а также действующие противопожарные требования Строительных Норм и Правил (СНиП 2.01.02-85; СНиП 21-01-97).
-
Угроза пожара возникает главным образом из-за несоблюдения противопожарного режима (от короткого замыкания, непотушенных окурков и спичек) и наличия на сцене легковоспламеняющихся материалов: декораций, бутафорий, которые чаще всего выполняются из тканей и дерева, окрашенных масляными красками, и других горючих материалов.
-
К сгораемым материалам, имеющимся на сцене, помимо перечисленных ранее относятся : занавесы, мебель, решетки и колосники.
В помещениях сцены хранятся запасные декорации, костюмы персонала.
Наличие в сценических помещениях различного электротехнического оборудования, количество которого все время возрастает, значительно увеличивает опасность пожара.
-
Условия работы в сценических помещениях значительно затрудняют наблюдение за соблюдением противопожарного режима, так как перед началом представления или во время антрактов обслуживающий персонал устанавливает декорации, регулирует освещение, а после окончания спектакля спешит оставить театр.
-
Развитие пожара в помещениях сцены происходит чрезвычайно быстро, если не предусмотрена и не проведена огнезащитная обработка декораций.
В связи с этим должны предусматриваться автоматические средства защиты помещения сцены, позволяющие быстро обнаружить пожар или ограничить его последствия.
На случай пожара в первую очередь предусматриваются меры по спасению людей.
-
Особо важное значение приобретает правильная организация движения людских потоков.
Различают следующиевиды движения:
- заполнение здания перед началом зрелища;
- движение во время антрактов;
- эвакуация зрителей из здания после окончания зрелища;
- эвакуация зрителей при возникновении аварийных условий.
Определяющими видами движения в зрелищных зданиях следует считать эвакуацию зрителей в нормальных и аварийных условиях.
-
СОСТАВ И НАЗНАЧЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ИХ ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ
-
Культурно-зрелищные учреждения разделяются на группы, различающиеся по функциональному назначению в зависимости от состава, параметров помещений, набора услуг, оснащения технологическим оборудованием.
В театре средством выражения является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой с помощью декораций, костюмов, освещения и постановочной техники.
-
Наличие в театрах сцены, на которой находится большое количество сгораемых материалов, электротехнического оборудования, а также применение в ряде случаев в представлениях огневых эффектов обусловливает повышенную пожарную опасность этих предприятий.
-
Источники зажигания на сцене:
1. Неисправность электрических сетей, осветительной арматуры.
2. Постановочные эффекты с применением открытого огня.
При возникновении пожара на сцене линейная скорость распространения пламени:
- по деревянным конструкциям -0,33 - 0,44 м/мин;
- по декорации и «одежде» сцены:
- по горизонтали -0,4 м/мин;
- по вертикали -18 м/мин.
-
1 - вестибюль;
2 - кинопроектор;
3 - фойе;
4 - конференц-зал;
5 - зрительный зал;
6 - оркестровая яма;
7 - механизм управ- ления п/ом;
8 - противопожарный занавес;
9 - механизм транс- формации сцены;
10 - декорации;
11 - колосниковые решетки;
12 - дымовые люки;
13 - трюм;
14 - карманы;
15 - пожарный пост;
16 - гримёрные;
17 - кулуары;
18 - наружный склад декораций;
19 - механизм управления дымо- выми люками.
Помещения театра:
-
Комплексы помещений театра:
- сцена;
- артистические комнаты;
- склады декораций;
- вспомогательные помещения.
- зрительный зал;
- фойе;
- кулуары;
- вестибюли;
- буфеты;
- гардероб;
- курительные комнаты;
- санузлы.
-
Театральная сцена состоит из планшета (игровая площадка), верхней части (колосниковой) и трюма, ограничивается огнестойкими стенами, а со зрительным залом сообщается портальным проемом.
Все дверные проемы, ведущие на сцену, должны быть защищены противопожарными дверями.
При устройстве выхода со сцены непосредственно наружу устраивают огнестойкий тамбур.
-
В сценической коробке может находитьсядо 3000 м2 тканей и десятки тонн древесины.
Планшет сцены представляет собой деревянный настил, под ним расположен трюм, в котором находятся:
- лебёдка противопожарного занавеса;
- механизм трансформации сцены;
- сейф декораций;
- суфлёрская.
Сцена имеет колосники и рабочие галереи, как правило, в виде деревянной обрешетки.
-
Трюм сценыдолжен иметь не менее двух эвакуационных выходов (по одному с каждой стороны).
Выходы защищают противопожарными дверями шириной не менее 1,5 метров.
-
С планшетом сцены (игровой площадкой) сообщаются: арьерсцена, просцениум, карманы сцены, помещения технологического обслуживания, артистические и другие помещения.
Сцены театров в целях сокращения времени на антракты оборудуют вращающейся сценической площадкой.
-
Просцениум сообщается при закрытом занавесе со сценической частью театра боковыми выходами, которые должны иметь огнестойкие шлюзы.
Просцениум располагается перед портальным проемом и является частью игровой площадки.
-
Карманы сцены устраивают для удобства обслуживания игровой площадки и используются как помещения для подготовки сцены художественного оформления постановок на сцене,обычно располагают по бокам сцены на уровне планшета.
-
Боковые карманы сценымогут сообщаться дверными проемами с другими помещениями (склады декораций), а посредством люков - с мастерскими и другими помещениями технологического обслуживания. При этом обязательно должна предусматриваться защита указанных проемов противопожарными дверями и огнестойкими люками.
Карманы сцены высотой более 10 метров могут иметь устройства для отвода дыма на случай возникновения пожара.
-
Арьерсцена располагается за игровой площадкой и служит для связи планшета сцены с другими подсобными техническими помещениями (расходные кладовые реквизита, бутафории и другие театрально-художественные оборудования).
-
Горючую нагрузку зрительного комплекса составляют:
- конструкции полов;
- отделка спец потолков, балконов и ярусов;
- кресла.
Достигает она50 кг / м2.
Зрительский комплекс отделён от сценического портальной стеной
-
ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕАТРАМ
-
ОСНОВНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ ДОКУМЕН-ТАМИ, ПРЕДЪЯВЛЯЮЩИМИ ТРЕБОВАНИЯ К КУЛЬТУРНО - ЗРЕЛИЩНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ, ЯВЛЯЮТСЯ :
1. СНиП 2.01.02-85* «ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ НОРМЫ»
2. СНиП 21-01-97 «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»
3. СНиП 2.08.02-89* «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ»
4. СНиП 2.04.05-96 «ОТОПЛЕНИЕ, ВЕНТИЛЯЦИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ»
5. ППБ - 01 - 93
6. ПУЭ
-
С учетом уникальности и пожарной опасности здания театров проектируютне ниже II степени огнестойкости.
Все несущие элементы партера, амфитеатра, балконов, а также покрытия над зрительным залом выполняют из негорючих материалов.
Огнестойкость зданий (Грушевский Б.В. и др. «Пожарная профилактика в строительстве», стр. 346-347)
При размещении над зрительным залом других помещений балки и фермы защищают снизу и сверху настилом из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа.
Помещения для освещения сцены ограждают перегородками с пределом огнестойкости не менее 0,5 часа.
-
Под зрительным залом запрещается размещать:
Несущие элементы планшета сцены, каркасы и заполнения подвесных потолков выполняют из негорючих материалов, а отвер-стия в них для установки громкоговорителей, светильников и т.д. защищают негорючими крышками с пределом огнестойкостине менее 0,75 часа.
- складские помещения;
- мастерские;
- помещения для монтажа декораций и т.п.
-
Применяемую древесину, горючие декорации, бута-форию подвергают глубокой пропитке антипиренами, о чём составляют акт организации, выполнившей эту работу, с указанием даты пропитки и срока её действия.
Качество этой обработки проверяется адми-нистрацией театра ежегодно по окончании сезона.
В пределах сценической коробки могут находиться декорации и сценическое оформлениене более чем для двух спектаклей. Остальные декорации и оборудование хранятся в отдельно стоящих складах.
Трюмы, колосники и рабочие площадки должны быть всегда свободными.
-
После окончания спектакля все декорации и бута-форию убирают со сцены.
Во время постановок вокруг планшета сцены должен быть обеспечен свободный круговой проход шириной не менее 1 метра.
Хранение декораций, бутафории, деревянных стан-ков, откосов, инвентаря и другого имущества в трюмах, на колосниках и рабочих площадках (галереях), под лестничными маршами и площадками, а также в под-валах под зрительными заламине разрешается.
-
На сцене не разрешается курение, применение открытого огня (факелы, свечи, канделябры и т.п.), дуговых прожекторов, фейерверков и других видов огневых эффектов.
-
Использование пиротехнических изделий должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями специальных правил.
Хранение их в зрелищных учреждениях и других местах с массовым пребыванием людей не разрешается !!!
-
При необходимости проведения специальных огневых эффектов на открытых площадках ответственным постановщиком должны быть разработаны и осуществлены по согласо-ванию с органами Государственного пожарного надзора меры по предупреждению пожаров.
-
ПУТИ ЭВАКУАЦИИ (ППБ-01-93 п. 1.3.3, СНиП 2.01.02 - 85 «Противопожарные нормы»,
Грушевский Б.В. «Пожарная профилактика в строительстве» стр. 347-348)
В зрительных залах все кресла и стулья следует соединять в ряды между собой и прочно крепить к полу.
Допускается не закреплять в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи.
-
Зрительные залы театров и все помещения с массовым пребыванием людей должны иметь необходимое количество эвакуационных выходов, обеспечивающих безопасную эвакуацию людей.
Ширину проходов принимают не менее 1 м, а проходов, расположенных против выходов, - не менее ширины самих дверей.
-
В комплексе зрительских помещений театров открытыми могут быть не более двух лестниц, при этом остальные лестницы (не менее двух) должны быть в закрытых лестничных клетках.
-
Открытые лестницы как эвакуационные учитываются от уровня пола вестибюля до уровня пола следующего этажа.
На последующих этажах из помещений зрительского комплекса следует устраивать изолированные эвакуационные проходы, ведущие к закрытым лестничным клеткам ( см. СНиП 2.01.02 - 85).
-
Сценическая коробка имеет две пожарные лестницы, доведенные до кровли сцены и сообщающиеся с рабочими галереями и колосниками. Для эвакуации с рабочих галерей и колосникового настила допускается предусматривать наружные пожарные лестницы при отсутствии колосниковых лестничных клеток.
-
На путях эвакуации запрещается: применять турникеты, раздвижные двери и другие устройства, препятствующие свободному проходу людей, устраивать фальшивые двери, имеющие сходство с настоящими дверями.
Запрещено при проведении спектаклей двери выходов закрывать на замки и трудно открывающиеся запоры.
-
В зрительных залах запрещается
- устанавливать дополнительные приставные стулья и боковые откидные сиденья;
- применять ковры и ковровые дорожки из горючих синтетических материалов.
Ковры и ковровые дорожки в зрительных залах жестко прикрепляют к полу.
-
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ЗАНАВЕС (СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» с.34 приложение 5, ППБ-01-93 п.п.7.10; 7.11)
Противопожарный занавес предназначен для защиты портального проема в противопожарной стене, отделяющей сценический комплекс зрелищного предприятия от зрительского комплекса.
Причиной быстрого развития пожара в сценической коробке зрелищного предприятия является наличие большого количества пожарной нагрузки.
-
Противопожарный занавес
- следует изготавливать из негорючих материалов, не выделяющих при нагревании токсичных продуктов разложения;
- должен обладать достаточной механической прочностью;
- должен обладать достаточной жесткостью;
- должен обладать огнестойкостью не менее1 часа;
- конструкция занавеса должна быть герметичной;
- механизм перемещения должен быть надежным.
-
При отсутствии противопожарного занавеса интенсивность теплового излучения уже через 0,5 - 0,6 минут становится опаснойдлязрителей, через 1-1,5 минут наступает полная потеря видимости в зрительном зале, поэтому занавес должен достаточно быстро перекрывать портальный проем.
-
На планшете сцены должна быть нанесена красная линия, указывающая границу спуска противопожарного занавеса.
Расстояние от огнестойкого занавеса до первого ряда кресел партера принимают не менее 3 метров.
Декорации и другие предметы оформления сцены не должны выступать за эту линию.
-
Полотно противопожарного занавеса должно:
- перекрывать проем строительного портала:
- с боковых сторон на0,4 м;
- сверху на0,2 м.
- быть газонепроницаемым.
Прогиб металлических элементов каркаса при давлении10 Пана каждый метр высоты сцены от планшета до конька кровли не должен превышать 1/200расчетного пролёта.
-
Дистанционное управление движением занавеса должно осуществляться из трёх мест :
- из помещения пожарного поста;
- с планшета сцены;
- из помещения для лебёдки противопожарного занавеса.
Занавес должен иметьзвуковую и световую сигнализацию, оповещающую о его подъеме и спуске.
По окончании спектакля противопожарный занавес должен опускаться. Он должен плотно примыкать к планшету сцены с помощью песочного затвора (эластичной подушки).
Движение противопожарного занавеса должно происходить от действия собственной силы тяжести со скоростью не менее 0,2 м/с.
-
Системы пожаротушения (СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» приложение 8; приложение 10 п.9)
В театрах вместимостью 600 мест и более со сценами панорамного, трехстороннего и центрального типов следует предусматривать установки пожаротушения.
В производственных помещениях и резервных складах театра следует предусматривать :
- внутренние пожарные краны;
- спринклерные установки.
-
- у входов в зрительный зал;
- у входов на сцену илиэстраду;
- у входов налестничные площадки;
- на планшете сцены;
- на колосниках ирабочих галереях
Пожарные краны устанавливают:
Расходы воды внутреннего пожаротушения изпожарных кранов в зданиях театров следуетпринимать независимо от вместимости:
- 2 струи не менее 2,5 л/с + 2 струи не менее 5 л/с каждая.
- длина рукава - 20 м
- длина рукава- 10 м
-
- на планшете сцены: площадью до 500 м2 - 3 шт; площадью более 500 м2 - 4 шт.
- на каждой рабочей галерее и колосниках -- по одному с правой и левой сторон сцены.
Установка кранов допускается открыто без шкафов.
Количество устанавливаемых ПК:
Каждая точка помещения должна орошаться не менее чем двумя струями из пожарных кранов
Внутренняя сеть пожарных кранов должна быть кольцевой и присоединяться двумя вводами как к наружной сети, так и к распределительной гребёнке спринклерной и дренчерной систем.
-
Напор у пожарных кранов на планшете сцены должен обеспечивать получение компактных струй высотой, превышающей на 2 м расстояние от планшета до колосникового настила.
-
Дренчерную систему устанавливают:
- под колосниками сцены и арьерсцены;
- под нижним ярусом рабочих галерей и соединяющими их нижними переходными мостиками;
- в сейфе скатанных декораций;
- в проёмах сцены, портала, карманов и арьерсцены;
- в части трюма, занятой конструкциями встроенного оборудования сцены и подъёмно-опускных устройств.
-
Орошение противопожарного занавесаследует предусматривать со стороны сцены с помощью дренчерных систем.
Свободный напор в наиболее удалённом верхнем оросителе должен быть не менее500гПа (5 м вод. ст.),а диаметр выходных отверстий у всех оросителей в одном здании одинаковым.
Расход воды должен быть не менее0,5 л/с на 1 м ширины портала при его высоте до 7,5 м и не менее 0,7 л/с при высоте более 7,5 м.
-
Дистанционное-- для секции защиты сейфа скатанных декораций:
- из помещения установки распределительной гребёнки.
Управление дренчерными установками:
Электрическое или гидравлическое-- для секций защиты сцены, арьерсцены и сценических проёмов:
- из двух мест на планшете сцены,
- из помещения пожарного поста.
Дистанционное электрическое или гидравлическое и автоматическое-- для дренчерной завесы сценического портала:
- с этих же мест,
- от датчиков на узле управления спринклерами сцены.
-
1. Покрытия сцены и арьерсцены
2. Рабочие галереи и переходные мостики (кроме нижних)
3. Трюм (кроме встроенного оборудования сцены)
4. Карманы сцены
5. Арьерсцена
6. Складские помещения, кладовые
7. Мастерские
8. Помещения станковых и объемных декораций
9. Камера пылеудаления
Спринклерными установками оборудуются:
-
Их пуск производится:
- дистанционно от кнопок у пожарных кранов - при отсутствии спринклерных и дренчерных устройств;
- автоматически, с дистанционным дублированием (для пуска и остановки) из помещений пожарного поста и насосной -- при наличии спринклерных и дренчерных устройств.
При недостаточном давлении в наружной сети необходимо устанавливать насосы -повысители.
-
Пожарная сигнализация (СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» приложение 9 п.12)
Автоматической пожарной сигнализацией в театрах оборудуются все помещения, кроме:
- вестибюлей;
- умывальных;
- охлаждаемых камер;
- венткамер;
- насосных;
- бойлерных и др.; а также помещений, оборудованных автоматическим пожаротушением.
-
Система противодымной защиты (ППБ-01-93 п. 7.12; СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» приложение 5 п.2)
Дымовые люки служат для удаления продуктов горения и устанавливаются в покрытии над сценой.
Их изготовляют из несгораемых или трудносгораемых материалов.
Клапаны дымовых люков на зимнее время должны утепляться.
Клапаны проверяются на безотказность в работе не реже одного разав 10 дней.
-
Площадь открытого сечения люков принимают2,5%площади колосниковой сцены на каждые 10 мвысоты от пола трюма до покрытия сцены.
Открывание клапанов люков должно происходить под действием собственного веса при освобождении их от удерживающих приспособлений, с учетом силы смерзания кромок по периметру клапана,0,3 кН/м.
-
2. из помещения пожарного поста-диспетчерской;
1. с планшета сцены;
3. из помещения для этой лебёдки.
Управление лебёдкой клапанов должно вестись дистанционно с трёх мест:
-
Пожарный пост (Грушевский Б.В. «Пожарная профилактика в строительстве», стр. 165)
Помещение пожарного поста-диспетчерской необходимо размещать у наружных стен с естественным освещением на уровне планшета сцены или этажом ниже вблизи наружного выхода или лестницы.
-
Смежно или под помещением пожарного поста-диспетчерской должно располагаться помещение насосной пожарного и хозяйственного водопровода с удобным между ними сообщением.
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.