Содержание
-
Мультимедийная разработка учебного занятия
Тема: правила поведения в условиях вынужденной автономии на природе.
-
Цель урока:научить готовиться к походу, ориентироваться на местности и выживать в природных условиях.
Задачи: обучающие:
1.Определить причины автономного существования человека на природе;
2. научить способам ориентирования на местности;
3. познакомить с требованиями для подготовки к походу;
4. знать способы постройки временного жилья, разведения костра, добычи пищи и воды;
5. знать приёмы самопомощи и сигналы бедствия.
развивающие:
1. развивать самостоятельность в принятии решений;
2. развивать выносливость, трудолюбие и толерантность в общении.
воспитательные:
1. воспитывать любознательность, бережное отношение к природе, чувство товарищества и взаимопомощи, необходимые в коллективе;
Оборудование: туристический рюкзак, снаряжение для похода, учебник по ОБЖ 10 класс, компьютер или видео, видеопрограммы по ОБЖ.
-
План урока:
1. Проверка домашнего задания: карточки и фронтальный опрос – 6 минут;
2. Основная часть – 28 минут;
Введение в новую тему и связь с предыдущей темой.
Изучение новой темы:
- причины автономного существования человека;
- подготовка к походу;
- способы ориентирования на местности;
- выживание;
- как развести костёр и защититься от жары и холода?;
- тесты для закрепления знаний;
- как выбрать место и построить жилище для ночлега?;
- добыча пищи и воды. Ядовитые и полезные растения;
- приёмы самопомощи и сигналы бедствия;
- тесты для закрепления знаний.
3. Игра по карточкам – 8 минут;
4. Подведение итога игры – 2 минуты;
5. Доведение домашнего задания – 1 минута.
-
IПроверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
История и задачи МЧС России;
История и задачи полиции РФ;
Организация скорой медицинской службы в РФ.
Одновременно работа с карточками или тестами.
-
IIОсновная часть
Введение в новую тему и связь с предыдущей темой. Учитель говорит:
-Как мы узнали с вами, что основной задачей МЧС России, полиции и скорой медицинской помощи является охрана жизни и здоровья граждан РФ и других жителей на территории РФ, а иногда и за её пределами.
Чтобы облегчить эту задачу службам спасения человеку необходимо знать и соблюдать ряд правил поведения. Сегодня мы поговорим о правилах поведения в условиях вынужденной автономии на природе.
-
Изучение новой темы ( демонстрация звуковой мультимедийной программы по данной теме )
Причины автономного существования человека на природе:
1. авария на транспорте;
2. потеря ориентирования на местности;
3. чрезвычайные ситуации природного характера ( например пожар )
-
Способы ориентирования на местности
Понятие ориентирования.
Способы ориентирования:
- по солнцу;
- по звёздам;
- по часам;
- по местным признакам и предметам.
-
Ориентирование по Солнцу и часам
В северном полушарии направление на север определяем став в полдень спиной к солнцу. Тень укажет направление на север.
Местный полдень определяется по наименьшей длине тени от шеста-гномона – длиной 1м.
По часам стороны света определяются так: часы в горизонтальном положении поворачиваются часовой стрелкой к Солнцу. Через центр циферблата мысленно проводим линию к цифре 1. Биссектриса угла показывает направление север-юг.
Юг до 12 часов находится справа от Солнца, а после 12 часов – слева.
-
Ориентирование по звёздам
В Северном полушарии направление на север определяется с помощью Полярной звезды. Находим созвездие Большой Медведицы (расположение звёзд в виде ковша с ручкой).
Через крайние две звезды ковша провести воображаемую линию и на ней отложить расстояние, в пять раз больше, чем отрезок между этими звёздами. Направление на неё будет соответствовать направлению на север.
-
Ориентирование по местным признакам и предметам
Направление на юг определяют по:
- скопление смолы на южной стороне хвойного дерева;
- в оврагах на южных склонах снег тает быстрей;
- на пнях на южной стороне годичные кольца шире;
- Мох нарастает на северной стороне дерева, а на южной больше веток;
- приподнятый край нижней перекладины креста на куполе церкви направлен на юг, а опущенный на север;
- пологая сторона муравейника направлена к югу.
-
Выживание
Выживание – это активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях
-
Как развести костёр и защититься от жары и холода?
Необходимо правильно выбрать место для костра:
- Открытое безветренное место;
- Недалеко от воды;
- Очистить место от сухой травы и листьев;
- Не ближе 4-6 метров от деревьев;
- Не разжигать в хвойных молодняках;
- Приготовить воду для заливки огня;
- Когда костёр развели, то нужно оставить возле него дежурных.
От жары можно укрыться в шалаше или под навесом, а от холода соорудить утеплённый снегом шалаш или снежный домик, как строят эскимосы, с маленьким входом и отверстием наверху для дыма.
-
Электронные тесты для закрепления знаний по 1 части( работа группами по рядам )
- Проведите прямую линию до полярной звезды;
- Покажите соответствующую югу сторону ствола дерева;
- Что является причиной вынужденного автономного существования в природе?
- Покажите на компасе угол, соответствующий магнитному азимуту;
- Как нужно себя вести в походе, если вы отстали от группы?
-
Как выбрать место и построить жилище для ночлега?
Место для ночлега и жилища выбирают учитывая следующее:
- Недалеко от воды;
- На возвышенном и сухом месте;
- Если это джунгли, то место должно быть не в пойме реки и проветриваться;
- Если открытое место, то в низине, защищённой от ветра;
- Жилище строится из подручных материалов, если нет палатки.
-
Добыча пищи и воды. Ядовитые и полезные растения.
На природе пищей может служить всё, что не угрожает здоровью: ягоды, грибы, лягушки, змеи, корни и стебли некоторых растений.
Воду можно пить из проточных источников, заранее профильтровав её. Есть несколько способов очистки воды:
- через песок;
- Через ткани, марлю;
- Путём конденсации.
- Лучше всего, если есть возможность воду вскипятить.
К ядовитым растениям относят волчье лыко и вороний глаз.
Подорожник и ромашку можно использовать, как антисептики.
-
Приёмы самопомощи и сигналы бедствия.
Всегда в походе или при выезде за город необходимо иметь с собой аптечку. Чтобы защититься от мошки и комаров нужно смазать открытые участки кожи глиной или илом.
Сигналы бедствия:
- Ночью – костёр, сигнальный патрон ПСНД ярко-малиновый. Патрон «Мортирка», трассирующие патроны, фонари;
- Днём – дым, яркая ткань, зеркало, сигнальный патрон ПСНД ярко-оранжевый.
-
Электронные тесты для закрепления знаний по 2 части.
- Как следует накрывать крышу шалаша?
- Что запрещается делать при разведении костра?
- Что служит простейшим фильтром для очистки воды?
- Какой из сигналов бедствия чаще применяется при крушении судна?
-
Игра по карточкам между группами:
Класс делится на три команды по рядам. На каждой парте лежат карточки с картинкой и вопросами.
Учитель объясняет задание и условия игры:
-Чья команда первая поднимает руку на вопрос в карточке та отвечает. За неправильный ответ команда получает -1 бал, а за правильный +1.
Вопросы карточки:
1.Сколько туристов живёт в этом лагере?
2.Когда они сюда приехали?
3.На чём они сюда приехали?
4.Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
5.Откуда дует ветер: с севера или юга?
6.Какое сейчас время дня?
7.Куда ушёл Шура?
8.Кто был вчера дежурным? Назовите по имени;
9.Какое сегодня число? Какого месяца?
-
Подведение итога игры.
Команда набравшая больше всех балов побеждает и получает бонусные очки, которые учитываются при выставлении отметок по теме.
Кроме этого отмечаются учащиеся наиболее полно и грамотно ответившие на вопросы по карточке.
-
Доведение домашнего задания.
В конце урока учитель в течении одной минуты доводит до учащихся домашнее задание, обращая внимание на самостоятельную подготовку дома.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.