Содержание
-
Экспериментирование – метод формирования познавательной активности у детей раннего возраста
Королёва Анжелика Валерьевна МДОУ №54
-
Актуальность
Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребёнка с предметами Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.
-
Физиологическая основа познавательной активности
Познавательная активность возникает на основе рефлекса «что такое?», а проявляется она в бесконечных детских «почему?».
-
Познавательная активность успешно формируется в процессе взаимодействия, когда воспитатель используя разнообразные методы и приёмы, побуждает детей к исследовательскому подходу - самостоятельному и творческому поиску ответов на постоянно возникающие вопросы
-
Типы познавательной активности ребёнка(Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков)
Собственная активность, определяется самим ребёнком, его внутренним состоянием Активность, стимулируемая взрослым Ребёнок – творец собственной деятельности Сам ставит цель, ищет пути и способы достижения Реализует свою волю, свои интересы, потребности Взрослый задаёт параметры, обучает определённому алгоритму действий Взрослый организует и направляет деятельность Реализует замысел взрослого Основа детского творчества Основа совместного творчества Совместное творчество, основанное на взаимодействии ребёнка и взрослого
-
В раннем возрасте познавательная активность детей – это экспериментирование с различными предметами или орудийные действия. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый. Он – соучастник, помогающий малышу освоить какое – либо действие, образец того, как нужно делать правильно.
-
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представленияо различных сторонахизучаемого объекта, о его взаимоотношенияхс другими объектами и со средой обитания
-
Условия создания оптимальной предметно - развивающей среды
разнообразие и насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, включение в неё максимального количества предметов взрослого обихода, предоставление свободы исследования («ломания» предметов), резерв свободного места и времени для разворачивания игр, возможность брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению, определение максимального уровня размещения игрушек и материалов согласно росту, универсальность предметно - игровой среды, позволяющей играть совместно, трансформировать её в соответствии с видом игры и содержанием, учёт опыта детей, способности к комбинированию, созданию нового.
-
Способы стимулирования экспериментальных действий
обогащение окружающей среды предметами, объектами и стимулами, максимально усиливающих любознательность, поддержка и поощрение идей и замыслов, создание условий для реализации творческих идей на практике, использование вопросов проблемного характера, использование личного примера, создание проблемно – поисковых ситуаций
-
Во время экспериментирования с предметами постепенно формируются умственные (интеллектуальные) действия.
-
Этапы формирования умственных действий(Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф.):
Ориентировочный этап – основополагающий. На данном этапе воспитатель знакомит детей с тем, как и в каком порядке надо действовать, что надо делать, с чего начинать. Основной акцент ставится на методы и способы выполнения. Педагог показывает и объясняет последовательность. 2. Этап выполнения действий в материальной форме связан с практическим освоением действия с реальными предметами или их заместителями. Для детей раннего возраста этот этап основной.
-
3. Этап выполнения действий в форме внешней (громкой) речи. На этом этапе действие выполняется без опоры на реальные предметы. Последовательность и способы выполнения проговариваются вслух. Громкая (внешняя) речь заменяет манипулирование предметами, т. е. осуществляется речевое выполнение определённого предметного действия. 4. Этап формирования внутренней речи: действие не озвучивается, а выполняется «про себя». 5. Собственно умственное действие – максимально быстрое и результативное. Этапы формирования умственных действий (Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф.):
-
Справедливая оценка взрослого – важный мотив освоения действий с предметами
Если усилия ребёнка не замечаются, а промахи критикуются, то малыш обижается, замыкается в своих переживаниях, развитие его останавливается.
-
Опыты с предметами пробуждают у детей любознательность. Ребёнок учится наблюдать, сравнивать, отвечать на вопросы, соблюдать правила безопасности Чем больше новой информации он получает тем быстрее и полноценнее развивается. Малыш становится более находчивым в достижении поставленной цели
-
Ребёнок раннего возраста:
Инициативен по отношению к взрослому - стремится привлечь его внимание к своим действиям, обращается за помощью и оценкой своих действий, настойчиво требует от него соучастия в своих делах
-
Чувствителен к отношению взрослого, к его оценке. Он умеет перестраивать своё поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различает похвалу и порицание, охотно подражает взрослому, выполняет его просьбы и инструкции.
-
Доверчиво и открыто относится к посторонним взрослым; проявляет ярко выраженную любознательность, умеет найти себе занятие, играет разнообразно и увлечённо, настойчив в достижении поставленной цели, преодолении трудностей в действиях с предметами, своевременно активной речью, пользуется ею в целях общения. овладевает
-
Выводы:
В раннем возрасте дети активно стремятся к новым впечатлениям, с интересом включаются в предложенные взрослым игры и эксперименты, подолгу с увлечением экспериментируют сами, подражая взрослому и изобретая новые действия 2. Экспериментирование как основной способ познавательной активности в раннем возрасте стимулирует развитие таких личностных качеств как инициативность, самостоятельность, целеустремлённость
-
Рекомендации для воспитателей по обучению детей предметным действиям (ПД)
Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программного материала. Организация обучения преимущественно индивидуальная. Организация предметной деятельности должна строго соответствовать алгоритму: - Обучение новым действиям с предметом. - Обучение усложнениям с предметом. Переключение на другие виды деятельности. Повторять одни и те же занятия 5-8 раз, из-за слабо развитой координации движений, низкого сенсорного и моторного опыта.
-
Организуя предметную деятельность детей, надо следить за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался по назначению. В случае отсутствия у ребёнка умения действовать с игрушкой, воспитатель обучает его, пользуясь методом пассивных движений. Во избежание утомления детей, длительность занимающихся одной и той же игрушкой и выполняя их при этом одни и те же заученные действия, следует переключить их на деятельность с другими игрушками. Все действия должны сопровождаться речью воспитателя. Существенное значение имеет объяснение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений. Вопросы должны быть конкретные «Что? Какой, Где? Как?».
-
Литература:
Веракса Н. Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии, 1981, № 3, с.: 123 - 127; Крулехт М. В. Ребёнок познаёт предметный мир, приобщается к труду // Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно–методическое пособие / Сост. Т. И. Бабаева, СПб, «ДЕТСВО – ПРЕСС», с.: 126 – 128; Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников // Вопросы психологии, 1990, №1 с.: 16 – 19; Поддьяков Н. Н. Закономерности психического развития ребёнка. – Краснодар, 1997; Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/под ред. О. В. Дыбиной.- М.: ТЦ «Сфера», 2005; Щетинина А. М. Учим дошкольника думать: игры, занятия, диагностика.- М.: ТЦ Сфера., 2011.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.