Презентация на тему "«Формирование естественно-научной грамотности у дошкольников. Технологии и методы.»"

Презентация: «Формирование естественно-научной грамотности у дошкольников. Технологии и методы.»
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.12 Мб). Тема: "«Формирование естественно-научной грамотности у дошкольников. Технологии и методы.»". Предмет: окружающий мир. 20 слайдов. Добавлена в 2025 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    20
  • Слова
    окружающий мир
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: «Формирование естественно-научной грамотности у дошкольников. Технологии и методы.»
    Слайд 1

    ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДЫ:«Формирование естественно-научной грамотности у дошкольников»

    Составители: Васильева Ксения Игоревна Васильева Любовь Альбертовна МБДОУ «Детский сад № 34 «Крепыш»

  • Слайд 2

    Естественно-научная грамотность-

    это способность человека использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

  • Слайд 3

    В результате формирования естественно-научной грамотности дошкольники научатся:

    объяснять естественно-научные явления на основе научных знаний; называть, характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между естественно-научными явлениями и объектами; прогнозировать и объяснять изменения предметов и объектов в результате воздействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний.

  • Слайд 4

    Методы, способствующие формированию ЕНГ:

    Проблемного обучения. «Путешествие по карте». Корректу́рные таблицы Моделирования: Триз (теория решения изобретательских задач):

  • Слайд 5

    Метод проблемного обучения (В. Оконь, М.И. Махмутов)

    Задача:  «Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?» Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

  • Слайд 6

    Метод «Путешествие по карте» (Н. А. Короткова)

    Задача:  «Расширить представления о культурных памятниках, развивать внимательность.» Детям предлагается по три карточки, на одной из которой изображен памятник культуры другой страны (например, Московский Кремль, Сызранский Кремль, Статуя Свободы). Ребенок должен убрать то, чего в России нет. Работа с картой: с помощью воспитателя показать на карте страны, где расположены эти культурные памятники.

  • Слайд 7

    Корректу́рные таблицы (Б. Бурдон)

    это информационно-игровое поле с различным количеством ячеек, заполненных предметными картинками (цифрами или буквами, символами или знаками, геометрическими фигурами). Без особых усилий, благодаря регулярному использованию корректурных таблиц, дети приучаются «считывать» зрительный образ напечатанного слова. А так же описывать явления, сравнивать, объяснять.

  • Слайд 8

    Метод Моделирования (Р. Ю Рахматуллин)

    Предметные модели, например, воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Например, аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре. Самая простая предметная модель – заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыб. Моделирование процессов позволяет понять сущность многих явлений природы: почему идет дождь, почему на Земле бывает день и ночь и т.д Например, можно вести календарь погоды.

  • Слайд 9

    Триз (теория решения изобретательских задач) (Генрих Альтшуллер)

    «Мозговой штурм» «Синектика» Противоречий Морфологического анализа Фокальных объектов «Золотой рыбки» «Данетка» Типовых приёмов фантазирования «Робинзона»

  • Слайд 10

    Метод «Мозговой штурм» (Алекс Осборн)

    Детям ставят задачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать любые, даже самые нереальные версии решения. Запрещена любая критика выдвигаемых идей как со стороны взрослых, так и со стороны товарищей по группе. Можно лишь дополнять и предлагать усовершенствования чужих идей. Задачи для мозгового штурма выбирают из числа понятных детям: Как спасти бабушку от серого волка Как тушить пожар без воды Где спрятаться от жары летом Как оставить кусочек лета в зиму Когда идей накопится много, участники обсуждения все вместе выбирают оптимальный вариант.

  • Слайд 11

    Метод «Синектика»( Дж.Принс и Уильям Гордон)

    Это так называемый метод аналогий. Прямая аналогия Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолёт – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т.д.) Личностная аналогия (эмпатия) Предлагаем ребёнку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. («Представь, что ты цветочек на клумбе, которую забыли полить. О чём думает цветочек в данной ситуации?»)

  • Слайд 12

    Метод противоречий(Генрих Альтшуллер)

    Помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить детей их формулировать. Игры: «Чёрное-белое», «Хорошо-плохо», «Нравится- не нравится», «Маятник». Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением чёрного домика – дети перечисляют отрицательные качества. (Например, книга. Хорошо – из книг узнаёшь много интересного…, плохо – они быстро рвутся… и т.д.)

  • Слайд 13

    Метод морфологического анализа (Фриц Цвикки)

    Суть метода в том, чтобы попытаться скомбинировать разные характеристики предмета при создании некоего нового объекта. Допустим, если нужно изобрести новую игру, для наглядности рисуют две оси. Вдоль одной рисуют части тела, которые будут задействованы в игре (руки, ноги, руки+ноги), а вдоль другой игровые приспособления, которые можно использовать (мяч, теннисная ракетка, скакалка). Далее всем коллективом перебирают возможные варианты сочетаний и использования частей тела и игровых приспособлений в игре, а в завершении можно предложить всем вместе сыграть в новую игру, которую дети придумали только что. Такие игры очень развивают и фантазию, и воображение, и умение взаимодействовать.

  • Слайд 14

    Метод фокальных объектов (Э. Кунце)

    Этот метод предполагает в какой-то степени обратную ситуацию: нужно перенести свойства одного объекта на другой. Простейший пример: придумать и нарисовать, как может выглядеть собака с крыльями, птица с рогами, водоплавающий верблюд. Аналогичным образом можно попытаться «создать» гибрид корабля и самолета, поезда и подводной лодки, машины и вертолета. Главное, ни в чем не ограничивать детскую фантазию!

  • Слайд 15

    Метод «золотой рыбки» (Г. С. Альтшуллер)

    Заключается в разделении ситуации на составные элементы, оценке элементов как реальных или фантастических и поиске обоснования для элементов, которые кажутся невозможными и фантастическими. Данный метод получил название согласно сюжету всем известной сказки, да и рассматривать применение метода проще всего именно на примере сказки про золотую рыбку. Детям предлагается построчный анализ произведения с оценкой по шкале «реальное – фантастическое». (Реальное: старик действительно мог жить со своей старухой на берегу моря и действительно неводом вместо рыбы можно вытащить и водоросли, и тину. Фантастическое: золотая рыбка.) Детям и предлагается найти объяснение этому явлению. Например, рыбья чешуя сверкала в лучах солнышка и потому казалась золотой. Или море было далеким и южным, где водятся рыбки самых причудливых расцветок. Так дети находят обоснование непонятным и нереальным на первый взгляд явлениям. Поэтому метод «Золотой рыбки» еще часто называют методом обоснования новых идей.

  • Слайд 16

    Метод «Данетка» (Пол Слоун)

    Дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Игры « Да-нетки», «Чёрный ящик», «Угадай, что я загадала». «Игра в ситуации» Например, пять кусочков угля, морковка и старое ведро лежат посреди двора. Никто их туда не клал. Объясните, как они туда попали. (Раньше это были части снеговика, который потом растаял).

  • Слайд 17

    Методика типовых приёмов фантазирования (Г.С. Альтшуллер)

    Предполагает изменение свойств предмета с помощью волшебства. На помощь детям приходит Волшебник Увеличения, Волшебник Уменьшения, Волшебники Деления и Объединения, а еще Волшебники, способные переносить нас в прошлое или будущее. Детям нужно пофантазировать, что случится, если тот или иной предмет увеличить, уменьшить, разделить на части или перенести в другую эпоху.

  • Слайд 18

    Метод «Робинзона» (Кулеш Алла Александровна)

    Это мысленный эксперимент: вы находитесь на необитаемом острове, у вас есть бесконечное количество предметов одного вида, и больше ничего. Нужно удовлетворить все свои потребности с помощью только этих предметов. Метод позволяет бороться с психологической инерцией, помогает увидеть и использовать обычно неявные, скрытые свойства предметов, причем самым непривычным способом. Подойдет любой простой предмет в неограниченном количестве: карандаши, тарелки, ботинки, чайники, шляпы…

  • Слайд 19

    Опытная деятельность и экспериментирование

    Также способствуют формированию ЕНГ: Опыты с различными веществами и материалами Создание и изучение моделей (например, солнечной системы) и макетов (например, природных зон, «Этажи леса») Наблюдение за ростом растений (например, лука-севка или «От семян до цветов») Создание карт местности, группы и т.д.

  • Слайд 20

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке