Содержание
-
«Пусть гением будет всякий ребенок, лишенный всяческих стереотипов в своем познании мира» Л.С.Выготский
-
Цель:Формирование компетентности педагогов по использованию игровых приемов ТРИЗ, направленных на развитие креативного мышления старших дошкольников.
результат: Смотивированность присутствующих на работу по развитию креативного мышления средствами современной технологии ТРИЗ. Теоретическая часть Задача: 1.Показать значимость использования технологии ТРИЗ в дошкольном детстве как важной предпосылки к формированию креативного мышления. Практическая часть Задачи: 1. Познакомить педагогов с игровыми приемами технологии Триз, способствующими развитию креативного мышления у старших дошкольников.
-
ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач
ТРИЗ – схема системного, талантливого, креативного мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейской ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы. Также ТРИЗ основана на принципах самостоятельного мышления, где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому, а не повторять заученные фразы или предложения. Девиз ТРИЗ-технологии: «Творчество во всем!» В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ для дошкольников –это система игр, занятий, призванная не изменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.
-
-
1. Игра «Что я знаю?», «Занимательная собирайка» Цель: Упражнять детей в умении задавать вопрос, закреплять знания о признаках и их значениях, расширять кругозор детей. Задание: В игру могут играть неограниченное количество участников. Первый игрок кидает три кубика одновременно: «признаки», «объекты», «местоимения». Если выпал кубик «Я» игрок задает вопрос себе и отвечает «Что я знаю о…»? если выпал «Ты» задает вопрос сверстнику «Что ты знаешь о…», если «Вы», задает вопрос взрослому «Что Вы знаете о…?» (следующим кубики бросает тот игрок, который отвечал на вопрос). «Волшебные звуки» Цель: Упражнять детей в умении определять объект по заданным признакам и звуковой схеме слов; закреплять знания обозначения разных звуков через цвет; развивать фонематический слух В игре нужно найти объект из карточек расположенных на столе соответствующий звуковой схеме слова и заданному признаку. Например на планшете изображена звуковая схема, признак рельеф и его значение пушистый, мягкий …..Выбираются все пушистые объекты а затем читает звуковую схему..
-
«Загадочные прятки»
-
Метод мозгового штурма
Проблемная ситуация. И.: Моя бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега. А дедушка живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что бы мне придумать, чтобы бабушка смогла потрогать снег, а дедушка — траву и деревья (только переезжать никуда они не хотят)?.. Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма»: сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируются и из них выбираются наиболее удачные.
-
У нас оказалось очень-очень много чего-либо… допустим, шляп. Свалились с неба (как они туда попали можно подумать позже). Что делать с этим богатством – не выбрасывать же?..
-
Метод фокальных объектов
Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться.
-
Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное). Это прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.
-
Метод «Маленьких человечков»
-
Что –то жидкое в чём-то твёрдом Что-то жидкое на твёрдом
-
Метод аналогий или синектика
Синектика предложен У. Гордоном в50 годы XX столетия– возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на физкультминутках.
-
1.Метод «Синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии. а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий: - изобрази будильник, который забыли выключить; - покажи походку человека, которому жмут ботинки; - изобрази встревоженного кота, восторженного кролика; - представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.; б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем; в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.
-
Приемы разрешения противоречий — объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками. Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий: во времени в одно время объект обладает одним признаком, в другое - противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая растаяла); в пространстве одна часть объекта обладает одним признаком, другая - противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная); в системах один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать); в отношениях объект для одного обладает одним признаком, а для другого — противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)).
-
-
Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребенка
ТРИЗ НОД по различным областям физминутки Работа с педагогами ДОУ Работа с родителями Индивидуальная работа с детьми Кружковая работа Праздники Вечера развлечений
-
Технология ТРИЗ призвана помочь педагогам в воспитании творческих детей. Ведь как сказал Я. Каменский: «Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.