Содержание
-
тема урока:« подземные воды, ледники, болота.»
Раздел: «Вода – кровеносная система Земли »
-
Цели урока:
- Обучающая–Сформировать знания об болотах, подземных водах, ледниках, снежном покрове, многолетней мерзлоте.
- Развивающая – развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей.
- Мотивационная – побудить интерес к изучению географии
-
Задачи урока
- Воспитательная – формирование нравственно-ценностного отношения к водным ресурсам; воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе
- УчебнаяСформировать знания об болотах, подземных водах, ледниках, снежном покрове, многолетней мерзлоте; об их особенностях, размещении, значении в природе и в жизни человека;
- Развивающая –
- Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
-
-
Подземные воды
-
Подземные воды — воды, находящиеся в земной коре.
Как вода попала под землю?
- Основной источник пополнения подземных вод – атмосферные осадки.
- Вода просачивается сквозь горные породы сразу после дождя, или таяния снега, либо поступает постепенно через реки и озёра.
-
Подземные воды бывают
-
Образование подземных вод
-
Запасы межпластовых вод называют артезианскими бассейнами. Получают их, пробурив скважину в межпластовые воды.
-
- Подземные воды — часть водных ресурсов Земли; общие запасы подземных вод составляют свыше 60 млн км³. Подземные воды рассматри-ваются как полезное ископаемое. В отличие от других видов полезных ископаемых, запасы подземных вод возобновимы в процессе эксплуатации.
- Подземные воды имеют разное происхождение: одни из них образовались в результате проникновения талых и дождевых вод до первого водоупорного горизонта (то есть до глубины 1,5-2,0 м, которые образуют грунтовые воды, так называемая верховодка); другие занимают более глубокие полости в земле.
-
Значение подземных вод
Подземные воды
- Питьевое водоснабжение
- Регулируют уровень воды в реках и озёрах
- Водоснабжение промышленных предприятий
- Орошение полей
- Используются в лечебных целях
-
Болота в России занимают около 10% территории 80 % торфа
-
Площадь болот в России около 2 млн.км2 (свыше 10% всей территории)
Наиболее заболочены северо-запад Русской равнины (до 20-30 %), Васюганье на Западно-Сибирской равнине (до 70 %), бассейн Амура (10-12%)
Болото –это участок суши с застойным увлажненным грунтом, заросший влаголюбивой растительностью. Для болот характерен процесс накопления неразложившихся остатков растительности и образования торфа. Болота и заболоченные земли занимают в России примерно 2 млн.км.кв. или около 12% территории. Болота – это своеобразная среда обитания для ряда животных (ондатры, выдры и др.) птиц (журавлей, цапель, уток, птиц и др.) и растений (осоки, рогоза, багульника и др.)
Болота
-
Болота бывают :
-
- избыточное увлажнение (k>1);
- плоский рельеф, замедленный сток;
- близость к поверхности водоупорного слоя ( вечная мерзлота, щит платформы);
- близость грунтовых вод;
- зарастание озёр.
Условия образования болот:
-
Значение болот
- очистка воды, питание рек;
- ценные ягоды – клюква,
- морошка, брусника;
- образование торфа;
- места обитания
- водоплавающих птиц.
- Добыча торфа
- морошка
- клюква
- брусника
-
Природные льды бывают:
-
- Многолетняя мерзлота - подземные воды, находящиеся в мерзлом состоянии в осадочных горных породах и не оттаивающие в течение долгого (десятки и многие сотни лет) времени.
- Причина образования многолетней мерзлоты: низкие температуры воздуха и почвы, малоснежные и продолжительные (до 2/3 года) зимы.
- Многолетняя мерзлота широко распространена в нашей стране (более 60 % площади России в той или иной мере ею заняты). В зону мерзлоты попадают: побережье Северного Ледовитого океана в европейской части России, включая Кольский полуостров, вся Сибирь (за исключением юга Западной Сибири и дальневосточного Приморья).
Многолетняя мерзлота
-
-
- Покровныеледники(95 % всех российских ледников) покрывают острова Северного Ледовитого океана и северные полуострова.
- Горные ледники в России распространены на Кавказе (около 1000), на Алтае, Северном Урале, в Хибинах, Саянах, северо-востоке Сибири, на Камчатке и в Забайкалье .
- Крупнейшие горные ледники: Безенги (17,6 км) на Кавказе и Богдановича (17,1 км) на Камчатке.
- Крупнейший из ледниковых щитов (340 х 70 км): северный остров Новой Земли.
- Ледник — масса льда преимущественно атмосферного происхождения, испытывающая вязко - пластическое течение под действием силы тяжести и принявшая форму потока, системы потоков, купола или плавучей плиты.
-
-
-
Россию можно смело назвать страной озер и вечной мерзлоты. Страна необычайно богата подземными водами, образующими обширные подземные моря. А в ряде районов на Крайнем Севере и высоко в горах все еще продолжается оледенение – распространены покровные и горные ледники.
-
-
Релаксация
- Что-то понравилось, что-то нет, скучновато!
- Урок понравился, узнал много нового и интересного!
- Скучно, неинтересно, ничего нового!
-
Домашнее задание
- § , учить определения.
- Творческое задание: найти дополнительный материал о пещерах и оползнях.
Спасибо за работу!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.