Содержание
-
Муниципальное образовательное учреждение Лемешкинская средняя общеобразовательная школа Урок окружающего мира.
Тема: Природные зоны России. Пустыни.
Автор: Хоц Надежда Фёдоровна, учитель начальных классов
-
Цели урока: познакомить с природой пустыни, географическим положением, особенностями растений и животных данной зоны.
Задачи урока:
- Cформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире, раскрыть ее экологические проблемы.
- Развивать умение работать с географической картой, атласом – определителем, дополнительной литературой. Развивать мышление, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к природе; умение выслушивать мнение товарища.
-
- Переживаю за товарищей, за себя.
- Спокойно на душе.
- Что-то беспокоит, тревога.
- Я не боюсь за себя и за товарищей.
- Мне тепло, хорошо, комфортно, интересно.
-
?
Природные зоны России
- Зона арктических пустынь
- Тундра
- Лесная зона
- Степи
- Пустыни
-
ПЛАН.
1.Географическое положение.
2.Поверхность земли в пустыне.
3.Растительный мир.
4.Животный мир.
5.Экологические проблемы пустыни.
-
С.И. Ожегов.
1. «Пустыня» - обширное, обычно безводное пространство со скудной растительностью или вовсе без неё.
2.Безлюдное необитаемое место.
-
Географическое положение
В России пустыни занимают небольшую площадь: часть их находится в Прикаспии, к западу и востоку от низовьев Волги, часть – в восточном Предкавказье.
-
-
физминутка
-
К л и м а т
Это самая засушли –вая зона России. Летом температура воздуха в тени до +40,+50 C. Осадков выпа-дает ничтожно мало. Поверхность днём накаливается до +50,+70 С.
-
Жаркий летний день сменяется очень холод- ной ночью. Зима короткая, средняя темпера- тура января -10 C, в отдельные годы бывают сильные морозы до - 30 С.
-
Каменистая пустыня
Каменистые пустыни покрыты щебнем и камнями, образующими россыпи.
-
Глинистые и солончаковые пустыни
-
Глинистые пустыни отличаются плотным грунтом. В низменных участках появляютсяровные, сухие, твердые площадки без растений, которые при высыхании растрес - киваются на небольшие многоугольники -такыры.
-
Но самую большую территорию на Земле занимают песчаные пустыни: одну пятую нашей планеты.
-
Здесь образуются подвижные скопления песка - барханы, возникают пыльные бури.
-
Растения пустыни.
Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни- верблюжья колючка.
Джузгун-это небольшой кустарник.Его листья зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк.
-
- Перекати- поле
- саксаул
- кактусы
- Полынь сероземная
-
-
Вдоль рек, в оазисах, где складываются благо- приятные для растений условия, люди выращи-вают теплолюбивые культуры. Чтобы растения не испытывали недостатка в воде, построили водохранилища, провели в пустыню каналы.
-
Животный мир
- Песчаный удавчик
- Ящерка быстрая
- Ящерица - круглоголовка
- Ушастый еж
-
- мохноногий тушканчик
- песчанка
- Змея- эфа
- кобра
-
варан
Самая крупная ящерица нашей фауны. Длина 150см, поэтому варана зовут пустынным крокодилом. Варан – сильное животное. Гюр-за, кобра, эфа избегают встреч с ним. Взрослый варан в единоборстве победит любую змею.
-
кулан джейран
-
Пустыня, особенно песчаная, богата муравьями, жуками, хрущамии навозниками. Из паукообразных характерны скорпионы и настоящие пауки ( тарантул и каракурт ).
- каракурт
- тарантул
-
Менее характерны для пустынь птицы. Только в этой зоне обитают пустынный и саксаульный воробьи.
-
Верблюда называют кораблем пустыни. Существуют одногорбые и двугорбые верблюды. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у него мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь. Он поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя. Может обходится без питья 3-4 дня. В горбах находится запас жира.
-
Экологические проблемы пустыни.
- Неумеренное орошение
- Выпас скота
- браконьерство
-
Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкии создан заповедник « Чёрные земли». Здесь встречаются все виды животных, а на озере Маныч- Гудило обитают утки, гуси, лебеди
-
- Много полезного даёт людям эта земля. Но человек нанёс огромный вред пустыням.
- Осваивая пустыню, люди должны очень заботливо относиться к их удивительной природе !
-
Диктант.
Задание: Найти ошибки. Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали от жары. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили свою жажду, мучившую их, и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса, раскинувшего у самой воды. Стали думать, что же делать дальше? Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения.
-
Рефлексия.
1.Урок полезен, все понятно.
2.Лишь кое- что чуть- чуть не ясно.
3. Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться.
-
Информационные ресурсы:
1. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. – 2-е изд., перераб. и допол. – М.: ВАКО, 2007.
2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. /А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. М.: Просвещение, 2006.
3. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Животные /Сост. Л.А. Багрова; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
4. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Растения /Сост. П.Р. Ряхов; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.5. http://www.naturall.ru/node/90 – Пустыня и полупустыня
6.Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. 4 класс.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.