Презентация на тему "Весна - пробуждение природы" 1 класс

Презентация: Весна - пробуждение природы
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.1
7 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Весна - пробуждение природы"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 25 слайдов. Средняя оценка: 4.1 балла из 5. Также представлены другие презентации по окружающему миру для 1 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Весна - пробуждение природы
    Слайд 1

    Окружающий мир1 классУчебник «Я и мир вокруг»(А.А.Вахрушев)

  • Слайд 2

    Снег теперь уже не тот,- Потемнел он в поле. На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. Облака бегут быстрей. Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Всё чернее с каждым днём Стёжки и дорожки, И на вербах серебром Светятся серёжки.

  • Слайд 3

    Весна – природа пробуждается.

    МАРТ- Протальник АПРЕЛЬ- Снегогон МАЙ- Травник

  • Слайд 4

    Какие изменения происходят в неживой природе и как они влияют на пробуждение живой природы?

  • Слайд 5

    Стало холоднее Сталотеплее Образовались проталины Земля покрылась снегом День уменьшается День увеличивается Река замерзает Лёд на реке тает Листья распускаются Листья желтеют Птицы улетают на юг Птицы прилетают с юга Тает снег и лёд

  • Слайд 6

    Первые проталины

  • Слайд 7

    Ледоход И.Левитан. Весна. Большая вода

  • Слайд 8

    Исследовательская работа

    1-я группа. Ветки с водой стояли в холодном месте. Вывод: почки не распустились, так как было холодно. 2-я группа. Ветки в баночке без воды на подоконнике. Вывод: почки не распустились, так как не было влаги.

  • Слайд 9

    3-я группа. Ветки в баночке с водой на подоконнике. Вывод: почки распустились, так как была влага и тепло. Вывод: Главное, чтобы солнце согрело землю, наполнило светом, напоило водой, и тогда природа оживает.

  • Слайд 10
  • Слайд 11
  • Слайд 12
  • Слайд 13
  • Слайд 14

    Грач Скворец Жаворонок Синица А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

  • Слайд 15

    Дрозд Зяблик Горихвостка

  • Слайд 16

    Ласточка Стриж Соловей

  • Слайд 17

    Народные приметы:

    Грач на горе – весна на дворе. Увидел скворца – знай: весна у крыльца. Журавушка курлычет – о тепле весть подаёт.

  • Слайд 18

    Какие изменения происходят в неживой природе и как они влияют на пробуждение живой природы?

  • Слайд 19

    Восстанови последовательность

    Возвращаются из тёплых краёв птицы. Зацветают растения. Тает снег. Появляются насекомые. Больше солнечного света и тепла.

  • Слайд 20

    Возвращаются из тёплых краёв птицы. Зацветают растения. Тает снег. Появляются насекомые. Больше солнечного света и тепла.

  • Слайд 21

    Составь рассказ по плану

    Весна приходит к нам сразу после ________. Весенние месяцы – это_______________. Весну можно узнать по таким признакам_______, Какие раннецветущие растения появляются весной? Какая особенность раннецветущих растений? Охрана раннецветущих растений. Какие птицы прилетают к нам весной? Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись? 9. Какую пользу приносят птицы? 10. Забота о птицах весной.

  • Слайд 22
  • Слайд 23

    Спасибо за урок !!!

  • Слайд 24

    Весна, веснушки, веснянка. 1 марта наступила Весна. На носу и на щеках появились Веснушки. Веснянка – это народная песня с просьбой о приходе весны. Прилетите, скворушки к нам! Принесите из-за моря нам весну ясную, весну красную. Зима нам надоела, ручки-ножки поморозила.

  • Слайд 25

    А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

Посмотреть все слайды

Конспект

Тема урока: Весна – природа пробуждается (1 класс)

Цель урока:

Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Задачи урока:

Дать представление об изменениях в жизни растений и птиц весной

Показать связь этих изменений с неживой природой

Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения

Воспитывать чувство гордости за родной край

Продолжать формирование элементов экологической культуры

Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа;

Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;

Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;

Оборудование:

учебник «Окружающий мир. 1 класс, часть 3» (А.А. Вахрушев),

карточки с заданиями для парной работы (№ 1, № 2),

карточка с заданием для групповой работы (№ 3),

результаты опыта с ветками деревьев,

карточки для саморефлексии,

компьютер,

экран,

диск с презентацией к уроку.

Категория детей:

Ученики младшего школьного возраста общеобразовательных школ и гимназий, обучающиеся по Образовательной системе «Школа 2100». Данный конспект урока можно использовать и для учащихся, обучающихся по другим программам.

Ожидаемый результат.

Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (показать пробуждение природы, научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи).

На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)

Технологии, методы и приёмы, используемые на уроке.

На уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Применяются активные методы обучения (по классификации И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина): проблемное изложение, частично-поисковый метод. На этапе введения применяются проблемные методы, которые проводят учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения и направлены на организацию поисковой познавательной деятельности. На этапе воспроизведения предлагаются задания, позволяющие пройти ещё два творческих звена – выражение продукта и реализацию продукта. Таким образом, ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Частично-поисковый метод позволяет приучить учащихся к самостоятельности мышления и творчеству.

Для организации учебного процесса развивающего типа, использую исследовательский подход (обучение через «открытие») и коммуникативный подход (когда ученик становится автором какой-то точки зрения).

На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи предлагаются задания на повто​рение изученного материала. При этом учитель задаёт проблему, играющую роль мотивации учебной деятельности. Ребята предлагают свои способы решения этой проблемы, выясняют в беседе, что им необходимо для решения проблемы, что они уже знают, а что им предстоит узнать. Зна​ния, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала.

На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных дей​ствий учителя и учеников (система подводящих творческих заданий). Выдвигаются гипотезы, ко​торые затем принимаются или отвергаются, выделя​ются существенные признаки понятия, устанавлива​ются связи с ранее изученным материалом. Новые знания, приобретенные в ходе совмест​ного открытия, являются личностно значимыми и при​сваиваются учениками сразу же, без дополнитель​ных усилий на запоминание.

На этапе первичного закрепления используют​ся задания, которые позволяют начать обучение способам применения. При этом в каждом задании формируется и отрабатывается важнейшее понятие или представление темы, а, кроме того, рассматривается один из многих способов его применения в жизни школьника.

Последним предлагается задание частично-поискового и творческого характера, которое проводится по принципу "опережающей многолинейности".

На этапе подведения итогов урока ученики уча​ствуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каж​дый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.

Структура урока:

Оргмомент.

Постановка проблемного вопроса.

Актуализация знаний и формулирование темы урока.

Совместное открытие нового.

Физминутка.

Первичное закрепление (обучение способам применения)

Практическая часть урока (начало формирования умений).

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Задавание домашней работы.

Ход урока:

Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. (Слайд 2)

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-

внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

Актуализация знаний и формулирование темы урока.

- Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека)

- Какая бывает природа?

- Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)

- А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва)

- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают)

- Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 3)

Снег теперь уже не тот,-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

(С.Маршак)

- (Слайд 4)

Весна – природа пробуждается.

- Назовите весенние месяцы (Слайд 4) (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

-Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.

Постановка проблемного вопроса.

(Слайд 5)

- Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая сова.

Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?

- Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?

(Слайд 6) Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

- Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова, который рисовал картины родной природы.

- Что изображено? Как бы вы озаглавили?

- Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели» (Слайд 6)

- Назовите объекты неживой природы.

- А теперь назовите объекты живой природы.

- Сегодня на уроке мы с вами будем искать взаимосвязь между неживой и живой природой весной.

Совместное открытие нового.

Работа в парах.

- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)

- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 7)

Карточка № 1.

Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается. День увеличивается.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 7)

- Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) (Слайд 7)

- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)

- Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины (Слайд 8); снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед) (Слайд 9)

Физминутка

Первичное закрепление (обучение способам применения).

- Как взаимосвязано потепление и состояние почвы?

Опыт.

- А влияют ли как-нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны.

- Посмотрите на результаты опыта с ветками деревьев. Что мы с вами сделали 2 недели назад? (Одни ветки поставили в воду в тёплом классе, а другие положили в холодильник)

- Что же произошло?

- Давайте сделаем вывод. В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений? (тепло)

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр.48. Рассмотрите нижний рисунок. Что нарисовано?

- Прочитайте вопрос и попробуйте ответить на него.

- Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)

- Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья) (Слайд 10)

- Какие раннецветущие растения вы знаете? (показ раннецветущих растений на слайде)

-Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)

-Из под снега расцветает

Раньше всех весну встречает

(подснежник) – «галантус»

бывают синие и белые

-Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)

медуница-лекарственная (четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий. Посещают пчёлы и шмели)

- Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов)

- Ветреница дубравная. Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые. Цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота)

- Рассказ заранее подготовленного ученика о первоцвете весеннем.

- (Слайд 11) У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.

Охрана растений.

- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.

Цветок на лугу я сорвал на бегу,

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял?

- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)

- Не только растения реагируют на появление тепла.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боиться?

Угадали? Это …(птица)

- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)

- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на стр. 49. Какие птицы зимуют вместе с нами? (Синицы)

- А какие птицы прилетают весной?

- Как называют этих птиц? (Перелётные)

- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…(грач)

(Слайд 12)

- Прочитайте на стр.49 народную примету о граче.

- Сообщение заранее подготовленного ученика о граче.

- А кто же прилетает сразу после грача?

Мы построили вдвоём

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай скорей …(скворец)

(Слайд 12)

- Прочитайте народную примету про скворца.

- У скворцов вскоре появляются птенцы. До 300 раз приносят корм своим птенцам скворцы.

- Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 12)

А вот синицы (Слайд 12) в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки. (Слайд 13)

Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 14)

- А какую пользу приносят птицы? (Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых; грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров, таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).

- Рассмотри рисунки на стр. 50-51. Как люди заботятся о птицах?

- Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо?

- А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц.

Практическая часть урока (начало формирования умений).

- Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу урока. (Слайд 15)

Можем ли мы на него сейчас ответить?

Работа в парах

- Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения). (Слайд 16)

Карточка № 2.

Возвращаются из тёплых краёв птицы.

Зацветают растения.

Тает снег.

Появляются насекомые.

Больше солнечного света.

- Проверка по слайду. (Слайд 17)

Работа в группах.

- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану (Слайд 18)

Карточка № 3.

Весна приходит к нам сразу после ________.

Весенние месяцы – это_______________.

Весну можно узнать по таким признакам_______,

Какие раннецветущие растения появляются весной?

Какая особенность раннецветущих растений?

Охрана раннецветущих растений.

Какие птицы прилетают к нам весной?

Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?

Какую пользу приносят птицы?

Забота о птицах весной.

- Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает по 2 пункта плана).

Подведение итогов.

- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Вызвало затруднения?

Самооценка. (Слайд 19)

- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке

(человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.

человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:

«Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека».

- Как вы понимаете их?

- Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

Домашнее задание.

- Как вы думаете, каким будет домашнее задание? (Составить рассказ о весенних изменениях в природе)

- По желанию вместе с родителями изготовить синичник (чертёж на стр. 51). А в День птиц ребята вместе со старшими школьниками могут развесить искусственные гнездовья.

Тема урока: Весна – природа пробуждается (1 класс)

Цель урока:

Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Задачи урока:

Дать представление об изменениях в жизни растений и птиц весной

Показать связь этих изменений с неживой природой

Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения

Воспитывать чувство гордости за родной край

Продолжать формирование элементов экологической культуры

Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа;

Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;

Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;

Оборудование:

учебник «Окружающий мир. 1 класс, часть 3» (А.А. Вахрушев),

карточки с заданиями для парной работы (№ 1, № 2),

карточка с заданием для групповой работы (№ 3),

результаты опыта с ветками деревьев,

карточки для саморефлексии,

компьютер,

экран,

диск с презентацией к уроку.

Категория детей:

Ученики младшего школьного возраста общеобразовательных школ и гимназий, обучающиеся по Образовательной системе «Школа 2100». Данный конспект урока можно использовать и для учащихся, обучающихся по другим программам.

Ожидаемый результат.

Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (показать пробуждение природы, научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи).

На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)

Технологии, методы и приёмы, используемые на уроке.

На уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Применяются активные методы обучения (по классификации И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина): проблемное изложение, частично-поисковый метод. На этапе введения применяются проблемные методы, которые проводят учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения и направлены на организацию поисковой познавательной деятельности. На этапе воспроизведения предлагаются задания, позволяющие пройти ещё два творческих звена – выражение продукта и реализацию продукта. Таким образом, ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Частично-поисковый метод позволяет приучить учащихся к самостоятельности мышления и творчеству.

Для организации учебного процесса развивающего типа, использую исследовательский подход (обучение через «открытие») и коммуникативный подход (когда ученик становится автором какой-то точки зрения).

На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи предлагаются задания на повто​рение изученного материала. При этом учитель задаёт проблему, играющую роль мотивации учебной деятельности. Ребята предлагают свои способы решения этой проблемы, выясняют в беседе, что им необходимо для решения проблемы, что они уже знают, а что им предстоит узнать. Зна​ния, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала.

На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных дей​ствий учителя и учеников (система подводящих творческих заданий). Выдвигаются гипотезы, ко​торые затем принимаются или отвергаются, выделя​ются существенные признаки понятия, устанавлива​ются связи с ранее изученным материалом. Новые знания, приобретенные в ходе совмест​ного открытия, являются личностно значимыми и при​сваиваются учениками сразу же, без дополнитель​ных усилий на запоминание.

На этапе первичного закрепления используют​ся задания, которые позволяют начать обучение способам применения. При этом в каждом задании формируется и отрабатывается важнейшее понятие или представление темы, а, кроме того, рассматривается один из многих способов его применения в жизни школьника.

Последним предлагается задание частично-поискового и творческого характера, которое проводится по принципу "опережающей многолинейности".

На этапе подведения итогов урока ученики уча​ствуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каж​дый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.

Структура урока:

Оргмомент.

Постановка проблемного вопроса.

Актуализация знаний и формулирование темы урока.

Совместное открытие нового.

Физминутка.

Первичное закрепление (обучение способам применения)

Практическая часть урока (начало формирования умений).

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Задавание домашней работы.

Ход урока:

Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. (Слайд 2)

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-

внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

Актуализация знаний и формулирование темы урока.

- Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека)

- Какая бывает природа?

- Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)

- А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва)

- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают)

- Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 3)

Снег теперь уже не тот,-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

(С.Маршак)

- (Слайд 4)

Весна – природа пробуждается.

- Назовите весенние месяцы (Слайд 4) (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

-Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.

Постановка проблемного вопроса.

(Слайд 5)

- Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая сова.

Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?

- Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?

(Слайд 6) Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

- Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова, который рисовал картины родной природы.

- Что изображено? Как бы вы озаглавили?

- Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели» (Слайд 6)

- Назовите объекты неживой природы.

- А теперь назовите объекты живой природы.

- Сегодня на уроке мы с вами будем искать взаимосвязь между неживой и живой природой весной.

Совместное открытие нового.

Работа в парах.

- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)

- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 7)

Карточка № 1.

Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается. День увеличивается.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 7)

- Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) (Слайд 7)

- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)

- Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины (Слайд 8); снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед) (Слайд 9)

Физминутка

Первичное закрепление (обучение способам применения).

- Как взаимосвязано потепление и состояние почвы?

Опыт.

- А влияют ли как-нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны.

- Посмотрите на результаты опыта с ветками деревьев. Что мы с вами сделали 2 недели назад? (Одни ветки поставили в воду в тёплом классе, а другие положили в холодильник)

- Что же произошло?

- Давайте сделаем вывод. В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений? (тепло)

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр.48. Рассмотрите нижний рисунок. Что нарисовано?

- Прочитайте вопрос и попробуйте ответить на него.

- Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)

- Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья) (Слайд 10)

- Какие раннецветущие растения вы знаете? (показ раннецветущих растений на слайде)

-Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)

-Из под снега расцветает

Раньше всех весну встречает

(подснежник) – «галантус»

бывают синие и белые

-Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)

медуница-лекарственная (четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий. Посещают пчёлы и шмели)

- Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов)

- Ветреница дубравная. Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые. Цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота)

- Рассказ заранее подготовленного ученика о первоцвете весеннем.

- (Слайд 11) У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.

Охрана растений.

- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.

Цветок на лугу я сорвал на бегу,

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял?

- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)

- Не только растения реагируют на появление тепла.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боиться?

Угадали? Это …(птица)

- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)

- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на стр. 49. Какие птицы зимуют вместе с нами? (Синицы)

- А какие птицы прилетают весной?

- Как называют этих птиц? (Перелётные)

- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…(грач)

(Слайд 12)

- Прочитайте на стр.49 народную примету о граче.

- Сообщение заранее подготовленного ученика о граче.

- А кто же прилетает сразу после грача?

Мы построили вдвоём

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай скорей …(скворец)

(Слайд 12)

- Прочитайте народную примету про скворца.

- У скворцов вскоре появляются птенцы. До 300 раз приносят корм своим птенцам скворцы.

- Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 12)

А вот синицы (Слайд 12) в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки. (Слайд 13)

Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 14)

- А какую пользу приносят птицы? (Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых; грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров, таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).

- Рассмотри рисунки на стр. 50-51. Как люди заботятся о птицах?

- Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо?

- А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц.

Практическая часть урока (начало формирования умений).

- Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу урока. (Слайд 15)

Можем ли мы на него сейчас ответить?

Работа в парах

- Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения). (Слайд 16)

Карточка № 2.

Возвращаются из тёплых краёв птицы.

Зацветают растения.

Тает снег.

Появляются насекомые.

Больше солнечного света.

- Проверка по слайду. (Слайд 17)

Работа в группах.

- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану (Слайд 18)

Карточка № 3.

Весна приходит к нам сразу после ________.

Весенние месяцы – это_______________.

Весну можно узнать по таким признакам_______,

Какие раннецветущие растения появляются весной?

Какая особенность раннецветущих растений?

Охрана раннецветущих растений.

Какие птицы прилетают к нам весной?

Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?

Какую пользу приносят птицы?

Забота о птицах весной.

- Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает по 2 пункта плана).

Подведение итогов.

- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Вызвало затруднения?

Самооценка. (Слайд 19)

- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке

(человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.

человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:

«Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека».

- Как вы понимаете их?

- Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

Домашнее задание.

- Как вы думаете, каким будет домашнее задание? (Составить рассказ о весенних изменениях в природе)

- По желанию вместе с родителями изготовить синичник (чертёж на стр. 51). А в День птиц ребята вместе со старшими школьниками могут развесить искусственные гнездовья.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке