Содержание
-
Аспекты изучения логопсихологии. Междисциплинарный объект изучения логопсихологии. Принципы и содержание психологического исследования речевых нарушений.
-
Предмет, цель и задачи логопсихологии
Логопсихология — часть специальной психологии, посвященная изучению причин, механизмов, симптоматики, течения, структуры психических расстройств у людей с нарушениями речи первичного характера; определению механизмов их психической адаптации, а также разработке системы психологической помощи этим людям.
-
Предмет логопсихологии-психические особенности лиц с нарушениями речи и методы психологической помощи. Объект логопсихологии- лицо с речевым нарушением Цель логопсихологии — оказание психологической помощи лицам с нарушениями речи.
-
Задачи логопсихологии
изучение механизмов взаимодействия психических и речевых процессов; оценка психики человека, имеющего расстройство речи, с позиций целостного подхода в качестве основы для оптимальной диагностической и коррекционной практики; изучение психологических особенностей лиц, страдающих различными формами речевой патологии; разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложных недостатков развития); совершенствование методов психологической профилактики коррекции психики лиц с речевыми нарушениями.
-
Связь логопедии с другими науками
Различают внутри- и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой в целом, а также с различными отраслями специальной педагогики: сурдо-, тифло- олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой; общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.Логопсихология тесно связана с: общей анатомией и физиологией, нейрофизиологией; невропатологией, ,психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией; лингвистикой и психолингвистикой; общей и специальной психологией, психодиагностикой.
-
Принципы анализа речевых нарушений
Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки; внутренние убеждения человека. По данным современной литературы направление и содержание исследование нарушений речи у детей определяются следующими принципами анализа нарушений: принципом развития; принципом системного подхода; принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Эти принципы разработаны Р.Е.Левиной и составляют основу их классификации речевых нарушений.
-
Общедидактические принципы
Принцип развивающего обучения; Принцип систематичности; Принцип научности; Принцип доступности; Принцип наглядности; Принцип сознательности и активности; Принцип системности- опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и во взаимодействии. Принцип дифференцированный подхода – осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей, учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
-
Специальные принципы
1)Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы. 2) Принцип комплексности в диагностике, коррекции и профилактике речевых нарушений, позволяющий учитывать в логопедической работе не отдельные разрозненные проявления, а все показатели внешней и внутренней картины речевой патологии в совокупности; 3) Принцип развития позволяет изучать и преодолевать нарушения речи, основываясь, с одной стороны, на глубоком анализе его возникновения, выделении первичных и вторичных причин, структуры, системных последствий. С другой стороны, принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех потенциальных возможностей, которые находятся в зоне ближайшего и актуального развития (по Л.С. Выготскому) лиц с нарушениями речи;
-
4) В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена. 5) Принцип деятельностного подхода, позволяющий рассматривать нарушения речи как расстройства/недостаточность особого вида психической деятельности человека в неразрывной связи с другими его видами деятельности 6) Этиопатогенетическийпринцип- учет этиологии механизмов речевого нарушения при осуществлении его изучения. 7) Онтогенетический– учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.
-
Вывод
Таким образом, при анализе речевых нарушений важно учитывать все вышеперечисленное, а также соматическое состояние ребёнка, особенности его эмоционально-волевой и двигательной сфер, возраст, микросоциальной окружение, состояние зрения, слуха и интеллекта, что является комплексным подходом в изучении ребёнка с учётом структуры дефекта.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.