Презентация на тему "Характеристика третьего этапа развития отечественной логопедии"

Презентация: Характеристика третьего этапа развития отечественной логопедии
1 из 36
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Характеристика третьего этапа развития отечественной логопедии" для студентов в режиме онлайн. Содержит 36 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Характеристика третьего этапа развития отечественной логопедии
    Слайд 1

    ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕТЬЕГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ (С 1881 ПО 1900ГГ.)

  • Слайд 2

    План:

    1.Краткая характеристика социально-экономического и культурного развития России. 2. Краткая характеристика представлений о патологии речи и голоса в зарубежных и отечественных исследованиях. 3. Представления об этиологии патологии речи и голоса. 4. Представления о симптоматике патологии речи и голоса. 5. Представления о механизмах патологии речи и голоса. 6. Представления о преодолении и профилактике патологии речи и голоса.

  • Слайд 3

    1.Краткая характеристика социально-экономического и культурного развития России.

    На рубеже 70-х - 80-х гг. XIX столетия в России возникает новая революционная ситуация. Вначале 1880-х гг. появились первые признаки нового этапа экономического развития России. В 1890-е гг. в стране начался значительный промышленный подъем. Утверждение в России капитализма, смена стиля научного мышления способствовали активному развитию науки.

  • Слайд 4

    Основные темы философии – темы познания, бытия – находят многообразное отражение и развитие в искусстве этого этапа. Огромную роль в развитии русской философской мысли сыграл В.С. Соловьев, который проповедовал идею «всеединого сущего».

  • Слайд 5

    Русское искусство конца XIX в. переживает значительный подъем и неразрывно связано с русской национальной почвой. Проблемы отношения личности и человечества, индивидуальности и мировой души, смысла жизни поднимаются в произведениях Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  • Слайд 6

    Драматизм и психологизм присутствуют в творчестве русских художников И.Е. Репина, В.И. Сурикова, Н.Н. Ге и музыкантов.

  • Слайд 7

    Важную роль в биологии и медицине сыграло открытие И.И. Мечниковым, И.П. Павловым и другими учеными, которые положили начало целой эпохе в биологии и медицине. В конце XIX в. Н.Е. Введенский начал изучать закономерности жизнедеятельности организма. Человеческий организм вслед за И.М. Сеченовым Н.Е. Введенский рассматривал, как единое целое, находящееся в процессе постоянного развития.

  • Слайд 8

    Идеи Н.Е. Введенского, И.И. Мечникова, И.П. Павлова и других ученых проникали и в область изучения патологии речи, которая на данном этапе начала исследоваться в структуре деятельности организма и в процессе развития, что зависело от действия многих внешних и внутренних факторов. В специальную область знаний выделяется общая патология. Мысль о сопоставлении нормальных и патологических процессов человеческого организма реализуются в исследованиях русских ученых, оказывает влияние на то, что на данном этапе довольно часто стал проводиться сравнительный анализ нормы и патологии речи.

  • Слайд 9

    В 1880-е гг. в России активно создаются экспериментальные психологические лаборатории, где на основе материалистических представлений изучались проблемы психологии, анатомии, физиологии нервной системы, психиатрии, патологии речи. В отечественной науке важное место занимает труд К.Д.Ушинского. В нем, в частности, активно развивается идея о взаимосвязи данных педагогики и многих других наук в системе обучения и воспитания ребенка.

  • Слайд 10

    При исследовании расстройств речи эта мысль подтверждается в работах И.А. Сикорского, И.К. Хмелевского, В.Ф.Олтушевского, которые строили систему преодоления патологии речи на основе единства медицинских, психологических и педагогических методов. В сурдопедагогике конца XIX в. продолжает развиваться система обучения глухих устной речи. А.Ф. Остроградский разрабатывает методику постановки звуков для глухонемых. Содержащиеся в его работе идеи о постепенном переходе от постановки простых к постановке более сложных по артикуляции звукам, о необходимости использования работы сохранных анализаторов находят подтверждение и развитие в работах по преодолению нарушенного звукопроизношения.

  • Слайд 11

    В самостоятельную область исследования выделяется языкознание. Использование при изучении языка и принципов системности и развития, а так же психологическая направленность отечественного языкознания влияли на развитие представлений о патологии речи, способствовали формированию в начале XX в. языкового аспекта изучения нарушений речи.

  • Слайд 12

    Таким образом, в науке этого периода утверждаются направления, которые начали формироваться на прошлом этапе: 1.Многоаспектное исследование явления; 2. Рассмотрение изучаемого объекта в развитии; 3.Обусловленность развития совокупностью разнообразных внешних и внутренних воздействий.

  • Слайд 13

    2. Краткая характеристика представлений о патологии речи и голоса в зарубежных и отечественных исследованиях.

    НА ЗАПАДЕ ПРОДОЛЖАЮТСЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ АНАТОМИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ОТВЕЧАЮЩИХ ЗА РЕЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ НАРУШЕНИЯ. На рубеже XIX-XX вв. экспериментальные работы в области физиологии нервной системы подтверждали сложное дифференцированное строение коры головного мозга, на основании чего устанавливались механистические связи между определенными зонами мозга и определенными психическими процессами.

  • Слайд 14

    В психологии утверждается направление, представители которого анализируют психическую деятельность как единое целое. В числе наиболее важных зарубежных исследований патологии речи этого этапа следует назвать работы Р. Коэна, братьев А. и Г.Гутцманнов, А.Либманна, Г.Бастиана. В работе Р. Коэна впервые после труда А.Куссмауля содержится многоаспектный анализ многих форм патологии речи и методов их преодоления. А. и Г.Гутцманны одними из первых разработали дидактический подход к преодолению речевых нарушений и по сути явились родоначальниками науки логопедии. В исследовании А.Либманна разработана подробная система коррекции заикания в детском возрасте. Г.Бастиан одним из первых представил дидактические приемы преодоления афазии.

  • Слайд 15

    В России на данном этапе учение о патологии речи выделяется в самостоятельную область знаний. Конец ХIХ в. для логопатологии ознаменовался появлением замечательных монографий и статей отечественных авторов: В.Ф.Олтушевского, М.М.Манасеиной, Г.Идельсона и других. Данные работы заложили теоретические основы современной отечественной логопатологии. В работе В.Ф.Олтушевского называются объект данной науки (человек с патологией речи) и ее предмет (патология речи). Методы коррекции расстройств речи и голоса в работах многих авторов выделяются в специальный раздел учения о патологии речи.

  • Слайд 16

    Формируется идея о роли исследований онтогенеза речи для изучения патологии речи. Чтобы понять процессы расстройств речи, многие исследователи в своих работах обращаются к анализу особенностей детской речи, развития механизмов дыхания, голоса, артикуляции и их координации. Сопоставительное изучение нормы и патологии речевой деятельности является одной из характерных особенностей данного этапа. В конце ХIХ в. начинают изучаться все формы патологии речи и голоса. Если на предыдущем этапе основное внимание уделялось преодоление патологии речи, то сейчас нарушение речи авторы стараются проанализировать одновременно со стороны этиологии, механизмов, характера повреждения и преодоления.

  • Слайд 17

    Все чаще публикуется подробное изложение методов коррекции расстройств речи. Так, методы преодоления заикания подробно изложены в книгах многих авторов: Э.А.Андреса, И.А. Сикорского, И.К. Хмелевского. Так, И.А. Сикорский представил блестящий обзор работ по заиканию, начиная с античной эпохи и до 1889 г. Г.Идельсон, В.Е. Ларионов подробно анализируют работы зарубежных ученых по различным проблемам изучения афазии. М.М.Манасеина знакомит читателей с западными работами по нарушениям письменной речи. В.Н. Никитин обращается к анализу зарубежных исследований ринолалии. Многие авторы в своих работах ссылаются на исследование А. Куссмауля.

  • Слайд 18

    Итак, на данном этапе выявляется: Работы отечественных авторов ни в количественном, ни в качественном отношении не уступают работам авторов зарубежных, а в определенных отношениях их превосходят. Стремление к разностороннему целостному рассмотрению каждой формы патологии речи с учетом специфики ее этиологии, симптоматики, механизмов, характера поражения речевого аппарата, течения и методов преодоления. Формируется наука о патологии речи – логопатология, которая имеет свой предмет, объект, методы исследования. Становится характерной взаимосвязь медицинских и педагогических методов преодоления расстройств речи

  • Слайд 19

    3. Представления об этиологии патологии речи и голоса.

    Поликазуальный подход к исследованию расстройств речи и голоса, который начал формироваться на предыдущих этапах, продолжает развиваться и вступает на новый уровень: внимание исследователей уделяется равно как биологическим, так и психологическим причинам, чаще начинают называться причины социального характера. Разнообразные причины выделяются авторами в основном при исследовании заикания. В отдельные группы биологические, психологические, социальные причины, как правило, не выделяются. Классифицируются пока только причины заикания. Стремление определить причины заикания во многом объясняет изучение этого расстройства с использованием статистики.

  • Слайд 20

    Изучение отдельных случаев расстройств речи постепенно уступает место их обобщению и более глубокому теоретическому осмыслению. Однако еще во многих работах этиология продолжает рассматриваться только при изучении единичных клинических случаев.

  • Слайд 21

    Итак, тенденция к целостному анализу патологии речи на данном этапе выразилась в то, что: Внимание исследователей начинает уделяться изучению причин как биологического, так и психологического и социального характера. Как правило, эти причины не выделяются в отдельные группы. На этом этапе продолжается преобладать работы, в которых исследуются этиология заикания. Широкое изучение причин заикания во многом объясняет появление исследований этого расстройства с применение статистических данных. Продолжается переход от описания причин отдельных клинических случаев патологии речи к обобщению и теоретическому анализу ее этиологии.

  • Слайд 22

    4. Представления о симптоматике патологии речи и голоса.

    Широкое использование в естествознании на данном этапе принципа развития, а также более тщательное изучение симптоматики привело к тому, что были обнаружены ее особенности на различных этапах течения расстройства речи. Симптоматика начинает исследоваться в развитии и в системе внешних и внутренних условий, которые определяют особенности нарушений речи Ни в одной из предыдущих работ не встречается такого тщательного описания симптомов заикания, как в книге И.А.Сикорского "О заикании". Впервые И.А.Сикорский анализирует первичные и вторичные симптомы заикания, указывает на их взаимосвязь и развитие в процессе заикания.

  • Слайд 23

    Более глубокое исследование симптомов приводит к появлению классификаций, которые основаны на степени выраженности симптоматики. Сравнительные классификации основанные на особенностях симптоматики, становятся более подробными. Если на предыдущих этапах сравнивались различные виды расстройств речи, то теперь противопоставляется и различные формы нарушений речи внутри отдельного вида. На данном этапе патология речи и голоса, как правило, исследуется как самостоятельная нозологическая единица, В некоторых случаях нарушения речи (чаще всего это касается ринолалии) и голоса продолжают рассматриваться как симптомы какого-либо заболевания.

  • Слайд 24

    Таким образом, представленный материал позволяет высказать суждение о том, что на данном этапе: Начинают исследоваться как физические, так и психические симптомы. (Пока это касается только заикания). Детальное описание симптомов объясняет появление сравнительных классификаций, которые основаны на противопоставлении не только внешних, но и внутренних психических особенностей нарушений речи. При исследовании симптоматики начинает использоваться принцип развития. Во многих работах исследуется динамика процесса патологии речи, учитываются разнообразные внутренние и внешние условия, влияющие на развитие этого процесса.

  • Слайд 25

    5. Представления о механизмах патологии речи и голоса.

    Изучение механизма расстройств речи и голоса на данном этапе приобретает все большую значимость. Изучение механизмов во многом определяет­ся тем, как авторы представляют себе механизмы речеобразования в норме. Более того, анализ симптоматики, этиологии, методов предупреждения и преодоления у некоторых исследователей построен на понимании механизма речеобразования. Начинает формироваться этиопатогенетический подход к анализу патологии речи.

  • Слайд 26

    О формировании этиопатогенетического подхода к анализу патологии речи свидетельствует работа В.Ф.Олтушевского. Впервые среди отечественных авторов В.Ф.Олтушевский анализирует в психофизиологическом аспекте механизмы косноязычия и алалии ("запоздалой речи"). Впервые в мировой логопатологии В.Ф.Олтушевский предлагает психопатологическую концепцию патологии речи. Механизм В.Ф.Олтушевский анализирует как единый процесс, в котором страдают как физические, так и психические функции речи.

  • Слайд 27

    На данном этапе продолжают сосуществовать два основных подхода к анализу механизмов расстройств речи и голоса: механистический и функциональный, но меняется их соотношение. Функциональный подход приобретает все большую значимость. Первой из отечественных ученых и, пожалуй, первой в мировой практике подробно проанализировала механизмы нарушений письменной речи М.М.Манассеина.

  • Слайд 28

    М.М.Манассеина впервые в логопатологии задолго до известных работ П.Моргана, И.Керра и других подробно проанализировала анатомо-физиологические механизмы аграфии. Мария Михайловна Манасеина 1841— 1903, Петербург) — русская женщина-врач, один из первопроходцев сомнологии и биохимии.

  • Слайд 29

    Итоги этого этапа: Анализ механизмов позволял лучше понять этиологию, симптоматику расстройств речи, а также создать эффективную систему коррекции. Используются два основных подхода к анализу механизмов: механистический и функциональный. Причем последний начинает приобретать все большую значимость. В фундаментальных работах этого этапа авторы, разделяя взгляды Д.Куссмауля на речь как единый интеллектуально-двигательный акт, стремились к целостному анализу патологических процессов речи, во взаимосвязи исследовали центральные и периферические отделы их механизмов.

  • Слайд 30

    6. Представления о преодолении и профилактике патологии речи и голоса.

    Основной особенностью преодоления и предупреждения патологии речи и голоса на данном этапе является то, что на смену симптоматическим, механистическим методам начинают приходить методы этиопатогенетические, системные. Они носят комплексный характер (включают медицинские и педагогические способы преодоления) и учитывают влияние разнообразных факторов на особенности преодоления патологии речи.

  • Слайд 31

    Этиопатогенетические, системные методы преодоления патологии речи начинают учитывать разнообразные внутренние и внешние факторы, к которым, в частности, относятся степень выраженности симптомов, физические и психические особенности лиц с патологией речи. В результате формируется дифференциальный подход к преодолению патологии речи. Первым среди отечественных исследователей И.К.Хмелевский подробно анализирует связь заикания с особенностями нервно-психического состояния заикающегося ребенка. Впервые в мировой логопатологии И.К.Хмелевский начинает учитывать влияние данных особенностей на результаты лечения.

  • Слайд 32

    Дифференцированный подход к преодолению "психической глухоты" (сенсорной алалии) использует А.Ф.Остроградский. Александр Фёдорович Остроградский [1853 — 03.08 (22.07).1907, Петербург], сурдопедагог. Добивался приближения организации учебной работы и содержания обучения глухих к содержанию обучения слышащих детей в городских училищах по Положению 1872. В 1893 выпустил «Книжку по грамоте». В 1897 открыл курсы для подготовки сурдопедагогов, в 1898 организовал выпуск журнала «Листок по обучению по звуковому способу глухонемых, воспитанию и призрению их».

  • Слайд 33

    На данном этапе во многих работах речевая деятельность рассматривается во взаимосвязи с деятельностью неречевой. Если на предыдущем этапе лишь зарождалось представление о связи речевых и неречевых нарушений, то сейчас все чаще встречается указание на то, что при расстройствах речи страдают и разные неречевые функции. Это начинает учитываться при разработке методов преодоления патологии речи. На этом этапе большое значение приобретает профилактика патологии речи и голоса. Можно сказать, что профилактика начала выделяться в особый раздел логопатологии (логопедии).

  • Слайд 34

    Особенностью методов предупреждения и преодоления патологии речи и голоса становится их определенно выраженная педагогическая направленность. Постепенно из недр логопатологии начинает выделяться логопедия - наука педагогического характера. На этом этапе формируется единый медико-педагогический подход к преодолению патологии речевой

  • Слайд 35

    Выводы: 1. Как и на предыдущем этапе методы преодоления и предупреждения заикания остаются ведущими. 2.Работ, в которых содержались бы методы преодоления афазии и расстройств письменной речи, обнаружить не удалось. 3.Основным для данного этапа является постепенный переход от симптоматических, механистических к этиопатогенетическим, системным методам преодоления патологии речи.

  • Слайд 36

    4.Этиопатогенетические, системные методы преодоления патологии речи носят целостный характер (включают медицинские и педагогические способы преодоления) и учитывают особенности этиологии, механизмов, динамики, симптоматики патологии речи, а также личностные особенности лиц с нарушениями речи и другие факторы. 5.Методы преодоления у ряда авторов становятся дифференцированными. 6.На данном этапе начинает формироваться логопедия - наука педагогическая. Она учитывает роль разнообразных факторов (особенно личностного и социального характера) при изучении, предупреждении и преодолении патологии речи.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке