Содержание
-
Диагностика детей раннего возраста
Подготовила: воспитатель Бурцева О.В.
-
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.
-
Организация обследования детей раннего возраста — составляющая часть системы оздоровительно — воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель ее, прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, правильно организовать медико-воспитательную работу, а также создать условия для эмоционального комфорта и развития детей.
-
«Диагностика» (греч.) - «познание, определение».Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса. Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка.
-
Правильно ли развивается ребенок? Как правильно дать оценку уровня его развития, чтобы избежать в будущем многих проблем? Что является критериями показателей развития малыша? Ведь своевременность формирования основных умений, навыков в первые годы жизни, как правило, исключает трудности дальнейшего обучения. Очень важно, чтобы развитие ребенка протекало гармонично, раскрывало его способности. Ведь от того, какие развивающие условия были созданы, на что делается упор, какие воспитательные приемы использовались, чему и как учили ребенка, и от многого другого зависит его компетентность..
-
К раннем возрасту применяют термин «нервно-психическое (психомоторное)» развитие ребенка, которое рассматривают как качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений. Наряду с другими показателями, оно является отражением уровня биологического созревания ребенка, особенно в первые месяцы и годы жизни. Нервно-психическое (психомоторное) развитие во многом регулируется воспитательными мероприятиями и качеством ухода за ребенком, являясь отражением степени его социализации.
-
В результате отслеживания нервно-психического развития можно определить первоначальные отклонения в развитии ребенка и своевременно скорректировать воспитательную работу, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.Для диагностики нервно-психического развития детей можно пользоваться схемой экспертной оценки, разработанной Н. М. Аксариной, К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной. Для анализа выбраны такие показатели, как: 1. речь;2. сенсорное развитие;3. моторные навыки;4. игра и действия с предметами;5. конструктивные умения;6. изобразительные умения;7. навыки самообслуживания.
-
По уровню развития дети распределяются на 4 основные группы:-1 группа - нормальное развитие, когда все показатели соответствуют календарному возрасту ребенка;-2 группа - первоначальная задержка на один эпикризный срок (на втором году жизни на один квартал, на третьем – на полугодие);-3 группа - более глубокое отставание в развитии – на два эпикризных срока (на втором году жизни на 2 квартала, на третьем – на год);-4 группа - глубокая задержка – на 3 эпикризных срока (на втором году жизни на 3 квартала, на третьем – на 1,5 года).
-
Основным методом оценки развития детей является наблюдение.Обследование проводится с помощью метода наблюдения в процессе игры в естественных условиях; в специально организованных ситуациях; беседах; рассказах по картинкам; в оценке восприятия цвета и формы, метод опроса матери, изучение истории развития ребенка (при приёме ребёнка в детское учреждение и в дальнейшем по ходу развития ребёнка); данный метод эффективен в адаптационный период;метод диагностики психического развития ребёнка, с учетом принципа целостного системного изучения ребенка;Результаты оценки уровня развития и поведения заносятся в индивидуальные карты психического развития, составленные на основе «Показателей нервно-психического развития детей второго и третьего годов жизни», которые заведены на каждого ребенка.
-
Карта нервно-психического развития ребенка третьего года жизни Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________________________________________ Дата рождения __________________________________ Возраст при поступлении________________________________________
-
Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка
-
Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты
-
Признаки диагностического обследования:Наличие целей педагогического обследованияСистематичность и повторяемостьИспользование методик специально разработанных к данным конкретным ситуациям и условиямДоступность процедур для их проведения
-
Принципы диагностического обследования- принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.- принцип доступности диагностических методик и процедур – зрительная наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)- принцип прогностичности Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого
-
Методы педагогической диагностики. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:- наблюдение- изучения продуктов деятельности детей- несложные эксперименты-беседы
-
Диагностическое обследование проводится 2 раза в год: в начале года и в конце. На основании полученных результатов в начале учебного года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу
-
1 шаг мониторинга
-
Данное пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса с детьми 2-3 лет. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей по ФГОС. Все это позволяет осуществить комплексный подход к оценке развития ребенка.Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям
-
Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям 1балл-ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает 2 балла -ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания3 балла - ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого4 балла - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания5 баллов - ребенок выполняет все предложенные задания
-
Этап 1. Напротив фамилии каждого ребенка проставляются баллы, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение). среднее значение можно получить ,если все баллы сложить по строке и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей.Этот показатель необходим для написания характеристики конкретного ребенка и степени освоенияим образовательной программы.
-
Этап 2. После того, как все дети проходят диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение). Этот показатель позволяет выявить общегрупповую тенденцию развития интегративных качеств личности детей и степень освоения ими образовательной программы.
-
-
Таким образом,мониторингв ДОУ решает пять задач1) позволяет создать подробную характеристику на каждого ребенка(при необходимости)2)позволяет определить детей «группы риска» по отдельным образовательным областями и вовремя организовать индивидуальную работу с ними3)позволяет определить актуальные направления перспективного планирования образовательной работы в группе4)позволяет определить проблемы организации и содержания определенных образовательных областей у каждого педагога , по подгруппам5)концентрация результатов мониторинга по всем ДОУ позволит определить проблемы организации образовательного процесса на уровне района,города,региона и оперативно решать их
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.