Содержание
-
Диагностика развития познавательных процессов дошкольников
Диагностика внимания Задание 1. Ребенку поочередно показываются изображения знакомых ему предметов, ему необходимо сказать, чего не хватает на рисунках.
-
-
Анализ результатов:
Найдены все недостающие детали на всех картинках – высокий уровень наблюдательности Замечены недостающие детали от0 до 2 картинок – низкий уровень Выделены недостающие детали от 3 до 6 картинок – средний уровень
-
2. Методика «Найди и вычеркни» (детский вариант корректурной пробы методики Бурдона)
Цель: определение продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают бланк, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок.
-
Бланк для детей 3-4 лет
-
Бланк для детей 4-5 лет
-
Инструкция:
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».
-
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай». Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
-
Обработка и оценка результатов
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости: где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка; N– количество изображений предметов на рисунке, просмотренных ребенком за время работы; t – время работы; n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения. В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
-
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида :
на основе анализа графика можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка
-
При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла –очень высокий уровень показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла – высокий уровень показатель S находится в интервале от 0,50 до 1,00 балла- средний уровень показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла – низкий уровень показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла – очень низкий уровень
-
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
все точки графика на рисунке 7 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1 – очень высокий уровень. все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2 – высокий уровень. все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3 – средний уровень. все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4 – низкий уровень. все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5 – очень низкий уровень.
-
3. Методика «Проставь значки»
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают бланк и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
-
Бланк к методике «Проставь значки»
-
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле: где S – показатель переключения и распределения внимания; N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут; n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.
-
Оценкарезультатов 10 баллов – показатель S больше чем 1,00. 8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00. 6-7 баллов – показатель 5" располагается в пределах от 0,50 до 0,75. 4-5 баллов – показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50. 0-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25. Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 6-7 баллов – средний. 4-5 баллов – низкий. 0-3 балла – очень низкий.
-
Диагностика памяти1) Обследование памяти по временным характеристикам
-
Диагностика кратковременной памяти
Запоминание картинок и предметов Ход проведения: Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе.
-
Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.
-
Рисование по памяти
ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.
-
-
-
-
-
Исследование долговременной памяти
В этих заданиях также определяется запас знаний ребенка, его эрудиция.
-
-
-
-
-
-
2) Исследование памяти по преобладающей активности анализаторов
-
Исследование двигательной памяти
Взрослый просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, например, дотронуться левой рукой правого уха, улыбнуться, присесть и т.д. Или скопировать определенное положение пальцев.
-
-
-
Обследование слуховой памяти
Методика «10 слов» предложена А.Р. Лурия предназначена для диагностики слуховой памяти Материал для проведения методики: лист бумаги, ручка, 10 слов для запоминания.
-
Инструкция состоит из нескольких этапов. Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно, Когда закончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их—и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), — все вместе, в любом порядке». Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.
-
Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз». Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними. В случае если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.
-
После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания). Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.
-
-
По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов.
-
Пользуясь разными, но равными по трудности наборами слов, можно проводить этот эксперимент повторно с целью учета эффективности терапии, оценки динамики болезни и т. д.
-
Исследование зрительной памяти
Методика «Запомни рисунки» Инструкция: «На этой картинке представлены 9 разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
-
Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
-
-
Оценка результатов 10 баллов — ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек. 8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек. 6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек. 4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек. 2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. 0-1 балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.
-
Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.
-
Диагностика ассоциативной памяти
-
-
-
-
Диагностика мышления
-
1. Диагностика развития логического мышления (см. Психология детства. Практикум / Под ред. А.А. Реана, с. 26-34) А) сохранение количества (вода в стаканах) Б) сохранение числа (жетоны) В) сохранение количества вещества (пластилин) Г) сохранение длины (палочки)
-
2) Методика «Небылицы»
оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
-
Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть». Время показакартинки и выполнения задания 3 минуты. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
-
-
Оценка результатов 10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть. 8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. 6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. 4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. 2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло. 0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц. Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть. Выводы об уровне развития 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.