Содержание
-
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
-
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский
-
Из проекта ФГОС
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: ● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов; ● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; ● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную…
-
Игра – это деятельность ребенка по ориентации в мире человеческих отношений, задач и мотивов человеческой деятельности (отечественные психологи)
Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности (Д.Б.Эльконин)
-
Значение игры
В ней развиваются: - способности к воображению; - произвольной регуляции действий и чувств; - приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания с другими.
-
Функции игры:
- воспитательные; - развивающие; - обучающие; - организаторские; - коррекционные; - реабилитационные; - саморазвитие.
-
Существуют различные подходы к классификации детских игр:
- с точки зрения развития и воспитания (игры направлены на психическое, физическое развитие …); - учета возрастного подхода (игры дошкольников, младших школьников и т.д.); - с социально-психической точки зрения (массовые, групповые, индивидуальные); - с точки зрения управления игрой (стихийные, педагогически управляемые); - по происхождению (самодеятельные, дидактические и т.д.); - по характеру отражения действительности (репродуктивные, творческие); - по месту проведения (аттракционы, музыкальные, настолько-печатные…);
-
Классификация игр С.Л.Новоселовой
1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей)- самостоятельные игры: игра-экспериментирование - самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные). 2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные) досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные). 3.Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и по инициативе более старших детей: - традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым)
-
Группа « Непоседы» д/сад №50
-
-
-
-
Традиционная классификация.Два основных типа игр:
Творческие или игры со скрытыми правилами (сюжетно-ролевые игры, в которых действия и поведение играющих определяется сюжетом и ролью, правила содержатся в них в скрытом виде); с открытыми (фиксированными) правилами (дидактические, подвижные, развивающие и т.д.)
-
В современной дошкольной педагогике принята классификация игр С.А. Козловой, Т.А. Куликовой:
творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры драматизации, режиссерские, строительные); дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные); подвижные игры.
-
Творческие игры отражают:
стремление детей к активности, самостоятельности; детское подражание; удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений; своеобразие взаимодействия в детском коллективе. С точки зрения ребенка в процессе творческой игры происходит создание чего-то нового, оригинального.
-
Значение сюжетно-ролевой игры
- происходит интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми - вызывает качественные изменения в психике ребенка
-
Сюжетно-ролевой игре присущи основные черты:
- эмоциональная насыщенность; - увлеченность детей; - самостоятельность; - активность; - творчество.
-
Компоненты сюжетно-ролевой игры.
замысел, т.е. воображаемая ситуация (это образ игры; ее модель, возникающая в результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия); сюжет игры - последовательность воспроизводимых детьми действий, событий, отражающих содержание игры (характер тех действий и отношений, которыми связаны участники игры); игровые роли - игровая позиция ребенка, в которой он отождествляет себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации; игровые действия - действия персонажей воображаемой ситуации.
-
Центральное место в игре занимает роль
Главное для детей в игре – это выполнение взятой на себя роли. Ей подчиняются и используемые предметы, и отношения между играющими Сюжет игры – это область действительности, которая воспроизводится детьми в игре На сюжеты решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Сюжеты чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка, изменяясь вместе с расширением его кругозора. Содержание игры – то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их жизни
-
Этапы развития сюжетно-ролевой игры (по Д.Б. Эльконину)
I этап. Основное содержание - действия с предметами. Действия однообразны, часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Эта игра присуща раннему возрасту. Современные исследователи выделяют в этом этапе три: 1) До года - ознакомительную игру. Ее содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов-игрушек. Ребенок действует по мотиву, заданному взрослым. 2)К концу первого года игра приобретает форму отобразительной, ребенок подражает действиям взрослых, замещает недостающие предметы. 3)В начале 2 года жизни, на 3 году жизни появляются сюжеты, игра становится сюжетно-отобразительной (дети многократно повторяют действия, появляется человек, их выполняющий, ребенок пытается брать на себя роль)
-
Предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре, возникающие в конце раннего возраста:
В игру вовлекаются предметы, замещающие реальные, которые называются в соответствии с их игровым назначением Усложняется организация действий, приобретающая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей Происходит обобщение действий и их отдельных предметов Возникает сравнение своих действий с действиями взрослых и называние себя их именем Возникает тенденция действовать как взрослый, но самостоятельно
-
Задачи по развитию сюжетно-отобразительной игры в раннем возрасте
1.Добиваться разнообразия сюжетов – показать детям новые источники создания сюжета: по впечатлениям, по представлению, по описанию в литературе, по подражанию 2.Способствовать обогащению сюжетов, их детализации, наращивать логическую цепочку действий, ввести более обобщенные средства выражения сюжета(условные и символические игрушки, действия с воображаемыми предметами и лицами), отображать эмоции и состояния игровых персонажей. 3.Развивать речевое сопровождение игры- обозначение действий словом и диалоги с игрушкой.
-
Этапы развития сюжетно-ролевой игры
II этап. В основном действия более полно развертываются в соответствии с ролью, которая уже обозначена словом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе общей игрушки. Это присуще младшему дошкольному возрасту.(Д.Б.Эльконин) К 4 году жизни у детей отмечаются две независимые формы игрового поведения: - предметно-игровое взаимодействие с партнером-сверстником (включающее обмен предметными действиями) - ролевое поведение, отнесенное к партнеру-игрушке (включающее предметно-специфические ролевые действия и ролевую речь)
-
III этап - игровые действия направлены на установление разнообразных контактов с партнерами. Роли четко обозначены, распределены до начала игры. Игрушки и предметы чаще подбираются по ходу игры в соответствии с ролью. Продолжительность игры увеличивается, сюжеты становятся более разнообразные. Это присуще детям среднего дошкольного возраста. К 5 годам появляется собственно ролевая игра. Ребенок может использовать роль как средство совместного развертывания сюжета, то есть, умеет воплощать в своих действиях содержание разнообразных ролей и обозначать свою роль для партнера
-
IY этап - основное содержание - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная, определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом, игры носят совместный творческий характер. В игре четко выделяется подготовительный этап. Это старший дошкольный возраст. В играх старших дошкольников уже не обязательны предметы-заместители, не обязательны многие игровые действия. Дети учатся создавать новые ситуации в своем воображении, игра может протекать во внутреннем плане. Игра приобретает истинно творческий характер.
-
Факторы, обеспечивающие овладение детьми игровой деятельностью
Создание предметно-игровой среды Развивающее взаимодействие взрослого
-
Условия формирования игровой деятельности
От 2 месяцев до 1 года Оснащение игровой комнаты: - манеж, утепленный пол, столики с выдвигающимися стульчиками и т.д., оборудование для подвижных игр (горка, качели, тренажеры и т.д.) - красочные картинки, игрушки для самостоятельного и совместного со взрослым восприятия (ярко окрашенные игрушки, звучащие, разнообразной формы, куклы-неваляшки и др., с человеческим лицом, игрушки разной фактуры, предметы домашнего обихода: ложки, крышки, катушки, лоскутки и т.п.) - В кроватке подвешиваются погремушки, чтобы ребенок мог их достать. В группе должны быть сюжетные игрушки (детская мебель, посуда и т.д.), озвученные игрушки. - Должно быть пространство для игр с перемещениями.
-
Развивающее взаимодействие взрослого и ребенка (от 2 месяцев до 1 года)
Эмоциональное общение с детьми (улыбаются, ласково разговаривают, читают потешки, поют песенки, показывают игрушки и т.д.) Совместно рассматривают картинки, игрушки, обмениваются взглядами, улыбками - раскладывают игрушки на доступном расстоянии, в поле зрения ребенка, в пределах досягаемости, показывают с различных сторон, демонстрируют их свойства Во втором полугодии используют игры с движениями, совместно играют (катают мяч, машинку, К концу года приучают детей к овладению элементами игровых действий с сюжетными игрушками (кормят куклу, укачиваю и т.д.) Обогащают детей новыми впечатлениями (наблюдают, рассматривают картинки, книжки) Используют речевые игры Не допускают конфликта из-за игрушек
-
От 1 года до 3 лет
Оснащение игровой комнаты: Игрушки расположены по тематическому принципу Должно быть выделено место для совместных игр детей (столики, открытое пространство и т.д.) Несколько модульных комплектов оборудования: Комплект «надувной замок» Комплект «театр» Должен быть материал для сюжетных игр детей (куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы различных форм и цветов, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра, неоформленный материал: кубики, палочки, лоскутки ткани и т.д.) Игрушки целесообразно расположить в разных местах комнаты: в одном месте устроить кукольную квартиру, со всеми необходимыми предметами для игры в семью, в другом - гараж для машин, в третьем – дом (уголок) для животных, в четвертом – все для строительства Игрушки должны располагаться в удобном и доступном для ребенка месте , чтобы он мог самостоятельно выбрать необходимую игрушку. Оригинальный игровой материал для сенсорного и познавательного развития (матрешки, пирамидки, мозаики, панели с отверстиями, вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками), материал для музыкального развития( игрушечные инструменты, аудиовизуальные средства), Игрушки для игр на прогулке (ведерки, лопатки, формочки и пр.) Игрушки для развития навыков различных движений (каталки, горки, скамейки, предметы для бросания и т.д.)
-
Развивающее взаимодействие взрослого и ребенка (от 1 года до 3 лет)
Организуются эмоциональные подвижные игры(«Ладушки», «Сорока-ворона», «Едем-едем» и т.д.) Устраиваются коллективные подвижные игры («Прятки», «Догонялки» и пр.) Коллективные игры – постройки из кубиков, игры с куклой Взрослый учит пользоваться предметами бытового назначения, осваивать действия с игрушками-орудиями (лопатка, ведерко, палочка, формочки и т.д.), подражать действиям взрослых Детей знакомят с элементарными способами конструирования с использованием различных материалов (конструкторов, кубиков, бросового материала и т.д.) Обучающие мероприятия строятся в форме игры (знакомство с различными цветами, формами и т.д.)
-
Взрослые помогают детям осваивать адекватные их возможностям игровые действия(напоить куклу, поднести ей чашку, ложку, помешать в кастрюльке еду и т.д.) В игру вводятся предметы-заместители, показываются способы использования неоформленного материала Взрослые помогают детям брать на себя различные роли и наделять ими персонажей игры. Организуются несложные сюжетные игры с несколькими детьми Демонстрируются новые игрушки, называются, ребенок повторяет, после этого дается ему. Используются различные речевые игры, способствующие развитию всех сторон речи детей. Разрешают конфликты между детьми Нельзя заставлять детей играть.
-
От 3 до 7 лет
Оснащение игровой комнаты На участках, в групповых комнатах, раздевалках, спальнях и т.д. должно быть выделено место для игры и игрового оборудования. ДОУ должно оснащаться игрушками для различных видов игр, а также неоформленным материалом, который может быть использован в качестве предметов-заместителей Ошибочным является применение в оборудовании групп ячеек заранее смоделированных конкретных ситуаций для сюжетно-ролевых игр детей («парикмахерских», «магазинов» и т.д.) Должны быть наборы функционально-игровых предметов, которые помогут ребенку реализовать потребность творческого моделирования среды: А) элементы функционального оборудования раздевалок, спальни, групповой комнаты, выполненных из поролона с фиксированной формой, обтянутых искусственной кожей (разного размера пуфы, скамьи, столики и т.д.) Б) надувные резиновые элементы, включая манежи, бассейны, гроты, помогающие организовать детям игры со сказочными сюжетами
-
Должны быть дидактические игры (лото, домино, наборы картинок), различные сюжетные игрушки и наборы (детский телефон, Айболит, и т.д.) для развития детей в разных видах деятельности Игрушки и оборудование для сенсорного развития, интеллектуальные игры (шахматы, шашки), наглядный иллюстративный материал Уголки «уединения» или условия для индивидуальной и совместной деятельности Оборудование для театрализованной деятельности Музыкальные игрушки, куклы в разных национальных костюмах Мелкий и крупный строительный материал, разнообразные конструкторы, бросовый и природный материал Мозаики, танграммы, разрезные картинки, настольно-печатные игры, дидактические с правилами движения На участке автогородок Оборудование для математических игр ( весы, часы и т.д.)
-
Развивающее взаимодействие взрослого и ребенка (от 3 до 7 лет)
Организуя совместные игры, учат координировать свои действия, учитывать желания друг друга, используя для этого адекватные средства (учат делить игрушки посредством жребия, устанавливать очередность, разрешать конфликты путем обсуждения и т.д.) Обогащают впечатления детей (читают книги, обсуждают события из жизни, рассказывают о разных людях, организуют прогулки, экскурсии, посещения музеев, театров, обращают внимание на содержание деятельности людей, их взаимоотношения, взаимосвязь событий в природе и обществе и т.д.) Побуждение к игре происходит через обращение «У зайчика болит ножка, давай полечим» и т.д.),предложение поиграть в конкретную игру, выбрать сюжет, договориться о правилах игры и т.д. Предлагают образцы различных игровых действий(взрослый сам делает, показывает детям), рассказывает о правилах дидактических игр
-
Должно быть достаточно времени для игр Необходимо сочетать разные виды игр Игры с разным количеством играющих, объединения Разновозрастные игры Не регламентировать игру Избегать однообразных трафаретных игр, гибко использовать игровое оборудование, поощрять импровизацию Использовать приемы прямого и косвенного руководства Вовлекать всех детей, учитывать гендерные особенности и индивидуальность каждого Способствовать проявлению творчества и инициативы
-
Руководство сюжетно-ролевой игрой
косвенное (не вмешательство в игру): внесение игрушки, атрибутов, создание игровой ситуации и т.д.) прямое: ролевое участие, разъяснение, помощь и т.д.
-
Театрализованная игра – это творческая игра. Для нее характерно:
- наличие замысла; - сочетание ролевых и реальных действий; - отношения; - самостоятельность; - самоорганизация детей; - элементы воображаемой ситуации
-
Виды театрализованных игр:
- игры-драматизации; - настольный театр; - фланелеграф; - теневой театр; - театр марионеток; - театр петрушек (бибабо)
-
Руководство театрализованной игрой.
1. Подбор художественного произведения. 2. Неоднократное чтение произведения детям с использованием иллюстраций, беседа о произведении. 3. Пересказ детьми произведения. 4. Предложение поиграть в героев произведения. 5. Обсуждение сюжета, распределение ролей, подбор костюмов и т.д. 6. Помощь в выборе выразительных средств и приемов для своего персонажа. 7. Беседа «кусками». 8. На одну роль выбор нескольких детей. 9. Роль ведущего первоначально выполнить воспитателю, а затем уже ребенку. 10. Использовать музыку, танцы.
-
Строительные игры
это вид творческой игры. В этих играх отражаются знания и впечатления детей об окружающем мире предметов, самостоятельность возведения постройки по обобщению и схематизированию, многогранное развитие умственной деятельности.
-
Особенности строительной игры.
В младшем дошкольном возрасте: - постройки носят единоличный характер; -построив постройку, ребенок ее рушит и заново строит. В среднем дошкольном возрасте: - тематика построек расширяется. В старшем дошкольном возрасте: - постройки большие и объединяются в комплексы.
-
В руководстве строительными играми используются два пути:
1) обучение конструктивной деятельности в НОД(в основном в младшем и среднем дошкольном возрасте); 2) обучение приемам конструирования и развития конструктивных умений и способностей в процессе руководства самостоятельной деятельностью детей (наблюдение, рассматривание предметов, зданий, сооружений, альбомов и т.д.).
-
Дидактическая игра
Эти игры используются как в НОД, так и в самостоятельной деятельности детей. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми. Каждая дидактическая игра решает учебную задачу, которая предполагает развитие моторных, сенсорных и мыслительных способностей.
-
Виды дидактических игр
1. Предметные дидактические игры. Это могут быть предметы природы, игрушки (плоды, семена, неваляшка, пирамидка, матрешка и т.д.); 2. Настолько-печатные игры. Они способствуют развитию наглядно-действенного мышления. Их цель: - закрепление знаний о предметах и их назначении; - классификация, обобщение предметов по существенным признакам; - установление взаимосвязи между предметами; - составление целого из частей. 3. Словесные игры. Эти игры развивают речь, слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.
-
Дидактическая игра состоит:
1) дидактической игровой задачи; 2) игрового действия и отношения играющих. Игровая задача – для чего эта игра, что развивает. Игровые действия – ход игры (что, за чем), у каждого играющего есть свой определенный ход.
-
Подвижная игра с правилами
это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризуется точным и своевременным выполнением заданий. По определению П.Лесгафта (основателя российской системы физического воспитания) ПИ является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. ПИ – неизменное средство физического воспитания; пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств; - как условие развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. По Лесгафту – систематическое проведение ПИ развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело.
-
Классификация игрпо параметрам:
- по возрасту, - по степени (малой и большой) подвижности ребенка в игре, - по видам движений (игры с бегом, метание и др.), - по содержанию: ПИ с правилами (сюжетные, несюжетные) и спортивные игры.
-
Сюжетные ПИ
отражают в условной форме жизненные или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, автомобиль, гуся и др.
-
Несюжетные ПИ
содержат двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели, типы игр: 1) перебежки, ловишки; 2) игры с элементами соревнований («Кто быстрее добежит к своему флажку?» и др.); 3) игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); 4) игры с предметами (мячи, обручи, кегли и др.); 5) для маленьких используются игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.)
-
Спортивные игры
(городки, футбол, хоккей и др.) подбираются с учетом возраста. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям-дошкольникам. СИ укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. СИ целесообразней использовать в старшей и подготовительной группах ДОУ.
-
Подбор и планирование ПИ
зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведений, интересов детей.
-
Предварительная работа:
- чтение художественных произведений; беседы, просмотр кино- и видеофильмов; - организация наблюдений за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (водители, пожарные, спортсмены и др.); - подготовка атрибутов игры (вместе с детьми или в их присутствии).
-
Организация игры:
в зависимости от сюжета проводится одновременно со всеми детьми или с небольшой подгруппой; ознакомление с новой игрой – четко, лаконично, в течение 1,5 – 2 мин.; объяснение сюжетной ПИ – дается после предварительной работы (объяснение игры в форме краткого образного рассказа) с ребенком по формированию представлений об игровых образах; объяснение несюжетной игры – раскрывается последовательность игровых действий, правил и сигналов, указание местоположения играющих и игровых атрибутов, используя пространственную терминологию (в мл.гр. – с ориентированием на предмет, в ст. – без них); объяснение игр с элементами соревнования – уточняются правила, игровые приемы, условия соревнования («Кто быстрее добежит до стула», «Чья команда не уронит мяч» и др.), можно разбить детей на команды, в конце оценить результат; распределение ролей – водящего можно назначить с помощью считалки или выбрать желающего (в мл.гр. – водящий – воспитатель); варианты ПИ – позволят повысить интерес к игре, усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка; оценивание игры – отметить положительные качества детей, назвать тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем проанализировать причины нарушения правил.
-
Культивирование игры в современном обществе происходит, прежде всего, через игрушку
Игрушка – это специально изготовленный предмет детской игры. Она является одним из средств обеспечения игровой деятельности. Игрушка – активное средство воспитания. Игрушки делятся по видам детских игр, но все игрушки обладают многообразными функциями, что позволяет использовать одну и ту же игрушку в разных видах игр.
-
Современные критерии оценки детских игр и игрушек
Критерии 1 группы связаны с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие. Игрушки не должны: Провоцировать ребенка на агрессивные действия Вызывать у него проявления жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка Провоцировать ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам у других людей
-
Критерии 2 группы
Связаны с качествами игрушки, направленными на обеспечение развития ребенка: полифункциональность, способствующая развитию творчества детей - возможность применения игрушки в совместной деятельности - дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями - эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов, помогающим детям открыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развить творческие способности
-
Виды игрушек
1. Игрушки для подвижных и спортивных игр. 2. Игрушки для сюжетно-ролевых игр (Образные) 3. Игрушки для дидактических игр. 4. Игрушки для строительно-конструкторских игр. 5. Театрализованные игрушки. 6. Музыкальные игрушки. 7. Игрушки-забавы. 8. Технические 9. Игрушки-орудия и т.д.
-
Требования к игрушке.
1) Соответствие содержания, образа игрушки целям воспитания. 2) Должна удивлять, побуждать к действию с ней. 3) Образная игрушка должна быть реалистичной. 4). Должна быть динамичной, то есть многоплановой для использования в играх. 5). Должна быть художественно-выразительной. 6). Безопасной для здоровья ребенка, отвечать основным санитарным и гигиеническим требованиям.
-
Классификация игрушек
А.С. Макаренко предложил классификацию: - готовые; - полуготовые; - материалы для игр. В современной педагогике классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр: 1) сюжетно-образные игрушки; 2) дидактические игрушки; 3) спортивные игрушки; 4) игрушки-забавы. Можно классифицировать игрушки и по сырью, из которого сделаны (деревянные, мягкие, пластмассовые и т.д.)
-
Современные подходы к игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Принципы формирования игры: 1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер. 2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ. 3. ФИ включает не только формирование у детей игровых способов, но и способ игрового действия. 4. ФИ носит двучастный характер: 1) совместная игра; 2) самостоятельная игра детей.
-
Формирование игры:
-
II младшая группа
- дидактическая игра как часть НОД - сюжетно-ролевая на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений; - театрализованные игры – знакомство с приемами вождения настольных кукол, сопровождая движения кукол простой песенкой; подвижные игры – учить соблюдать правила
-
Средняя группа.
игра организуется детьми, но руководящая роль принадлежит воспитателю сюжетно-ролевые – побуждать создавать постройки разной конструктивной сложности; театрализованные – развивать интерес к театрально-игровой деятельности (литер. сюжет); подвижные – приучать к самостоятельному соблюдению правил, использованию считалки; дидактические – закреплять знания и умения, полученные на занятиях; настольно-печатные – осваивать правила игры, «ходить» по очереди и т.д.)
-
Старшая группа
игры организуются детьми, воспитатель как консультант (создавать развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр в НОД и в самостоятельной деятельности, формировать навыки сотрудничества)
-
Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей.
Не заменять игру другими видами деятельности Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации. Включайте игру во все сферы жизни ребёнка. Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны. Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми. Не наказывайте ребёнка лишением игры. Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения. Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие. Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности. Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.
-
Вопросы к обсуждению:
1.В чём заключается развивающий характер сюжетно-ролевой игры? 2. Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть младшие (средние) дошкольники. 3.Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? 4.Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры. 5.На какие группы делятся приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой? 6.Какие приёмы руководства относятся к первой группе? 7. Какие приёмы руководства относятся ко второй группе? 8.Чем отличаются приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой у малышей от приёмов руководства сюжетно-ролевой игрой у старших дошкольников? Почему? 9.Допустима ли в игре регламентация и почему?
-
Анкета для воспитателей
1. Удовлетворяет ли Вас то, как играют сегодня дети? 2. Какие виды игр преобладают в группе? 3. На Ваш взгляд, занимает ли сюжетно-ролевая игра должное место в жизни детей? Почему? 4. Каково значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника? 5. Должен ли педагог принимать участие в организации сюжетно-ролевой игры? Если да, то в чем будет заключаться эта работа? 6. Вносят ли дети новые линии развития сюжета в «вечные» темы сюжетных игр, например, «семья», «школа», «больница»? Что может являться мотивом такого обогащения игры? 7. Как Вы заботитесь о создании игровой обстановки? 8. Что, по Вашему мнению, не хватает для обогащения сюжетно-ролевых игр? 9. Что Вам необходимо для достижения достаточного уровня организации сюжетно-ролевой игры? 10. Перечислите примерную тематику сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста. 11. Перечислите примерную тематику сюжетно-ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста. 12. Перечислите примерную тематику сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.