Содержание
-
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №26 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАФормирование речевой коммуникациикак средство социальной адаптации детей с задержкой психического развития
Составители: Матросова Елена Вячеславовна, Плеснина Алина Сергеевна, учителя-логопеды Санкт-Петербург 2019
-
Современное общество предъявляет строгие и многочисленные требования к коммуникативной сфере человека. Многочисленными исследованиями доказано, что опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития.
-
Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должны стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога. При этом нужно отметить, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим фактором формирования его личности и залогом благополучной социализации, а у детей с ОВЗ – еще и одним из факторов коррекции их недостатков.
-
Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Дети с задержкой психического развития составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции.Задержка психического развития – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста
-
Формирование речи у детей с ЗПР – процесс сложный и трудоемкий, что объясняется многими причинами и прежде всего тем, что нарушение речи у них выступают одним из проявлений общего недоразвития психической деятельности (т.е. является вторичным дефектом развития), и может препятствовать коммуникации и социальной адаптации.
-
Особенности детей с задержкой психического развития
черты своеобразия коммуникативной сферы (проявляются в общем и речевом негативизме ребенка с ЗПР, в избирательности его инициативы, в отсутствии потребности во взаимодействии со сверстниками, в играх со взрослым действуют по своим правилам) нарушения эмоционально-волевой сферы (склонность к аффективным реакциям, проявление агрессивности, раздражительность, капризность ) недостаток сформированности произвольного внимания ( дети часто и быстро отвлекаются, им сложно сосредоточится на выполнении задания, внимание их неустойчиво, а объем невысок);
-
нарушение всех видов восприятия (отмечается замедленность переработки, восприятия информации для создания полноценной картины; поверхностное восприятие материала из-за нарушенных механизмов внимания); проблемы в произвольном запоминании; низкая познавательная активность, избегание интеллектуального напряжения; трудности в развитии речевых средств общения; отклонения в двигательной сфере (нарушение крупной и мелкой моторики).
-
Общениеявляется одним из основных условий развития ребенка, то возникает необходимость в проведении работы, направленной на его развитие, которое способствует предотвращению появления эмоционально–личностных, поведенческих трудностей. Чем раньше это произойдет, тем более высоким будет результат социализации ребенка.Важным этапом социализации ребенка дошкольного возраста с ОВЗ является его поступление в дошкольное учреждение.
-
Задачами первых направлений коррекционно-развивающей работы являются:
формирование способности ребенка вступать в эмоционально-личностное взаимодействие со взрослым; формирование умения детей выполнять элементарные действия с использованием предметно-игрового материала по речевой инструкции, т.е. принимать задание; развитие подражательности (в начале неречевой, а далее и речевой) в предметно-игровой деятельности
-
Целью педагога на начальных этапах работы с ребенком с крайней степенью проявления нарушений коммуникативной и эмоционально-волевой сферы являетсяприучение ребенка к новым обстоятельствам, формированию ощущения комфорта и удовольствия от процесса взаимодействия.
-
Основной формой коррекционно-развивающей работы с ребенком является индивидуальная. Это означает, что для него не подходят подгрупповые занятия -из-за несформированности учебного поведения и больших индивидуальных отличий между детьми.Занятие лучше всего организовать как подвижное взаимодействие, чтобы оно являлось удовольствием, развлечением. В заданиях отдается однозначное предпочтение предметам, а не картинкам. Ребенок должен иметь возможность манипулировать предметами , прежде чем захочет их называть.
-
Основные принципы организации работы на начальном этапе
От ребенка не требуют речи (это снимает напряжение ожидания, особенно если были неудачные учебные попытки), вместо нее ожидается простое и увлекательное действие. Задание должно быть доведено до комфортного уровня. (В случае возникновения нежелательных эмоционально-поведенческих реакций, деятельности ребенка «по своей программе» игра сокращается по времени, либо упрощается по сценарию, либо осваивается пошагово). Неприемлемые формы поведения на первых порах преимущественно игнорируются. Упражнения выполняются максимально сопряженно, либо используется кондуктивный прием (педагог физически помогает ребенку включиться в действие и затормозить его)
-
Технология трансформации «Нет» в «Да, но…» В совместной деятельности взрослый придерживается среднего спокойного темпа действий. Это передается ребенку, успокаивает его моторно и психологически, освобождает время для того, чтобы сообразить Речь взрослого немногословна. Фразы короткие, утвердительные, называющие предстоящие действия, или комментирующие игру. Речь спокойная, негромкая, хорошо интонированная
-
Речь -упорядоченное явление, и ее единицы организованы в определенной последовательности. Ребенок на первых порах не может это анализировать и даже замечать. Вместе с тем, уже очень скоро ему нужно будет повторять серии звуков, слогов и слов, а далее структурированное предложение. Подвести ребенка к осознанию и удержанию последовательностей возможно и нужно на подготовительном (доречевом) этапе, и сделать это легче «издалека» - через тело. Поскольку обучение пониманию и активной речи со слуха не дает эффекта, создаются заменяющие пути. Этому служат специальные игры и упражнения, которые активируют различные каналы получения информации.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.