Содержание
-
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С УЧЕНИКОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО СЛОЖНОМУ ДЕФЕКТУ МКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида г. Городца Нижегородской области». Учитель начальных классов: Ахметова Татьяна Геннадьевна
-
В современной коррекционной педагогике на данном этапе недостаточно разработана проблема организации и содержания коррекционно-педагогической работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях специальных (коррекционных) учреждений. В настоящее время в нашей школе имеются теоретические разработки коррекционно-развивающего обучения и накоплен некоторый практический опыт обучения и воспитания данной категории детей. Также необходимо отметить, что воспитанию и обучению детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В данном конкретном случае у ребенка Круглова Ильи, относящегося к категории детей с комплексными нарушениями в развитии, затронуты зрение, опорно-двигательная система, значительно снижены интеллектуальная деятельность, уровень развития речи, познавательная деятельность, нарушено личностно-эмоциональное развитие. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Успех работы с такими детьми зависит от компетентности и профессионализма педагога, логопеда, врачей психиатра, невропатолога. На мой взгляд, основной целью специального (коррекционного) учреждения, куда приходит такой ребенок, является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных и последующих нарушений развития, а самое главное на социализацию такого ребенка в обществе, на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки ребенка к жизни.
-
Во многих случаях к работе с этими детьми подходят с точки зрения их тренировки, в основе которой лежит учение об условных рефлексах (недаром часто таких детей называют «тренируемыми»). Несомненно, нельзя преуменьшать роль механических моментов в воспитании этих детей, больше того, она весьма значительна. Но попытка исчерпать все обучение детей с тяжелой умственной отсталостью выработкой механических, рефлекторных действий является ошибочной. При обучении тяжело умственно отсталых детей младшего школьного возраста (7—10 лет) специалистами было обнаружено, что систематически построенное и целенаправленное обучение не только приводит к приобретению этими детьми суммы некоторых знаний, но и дает определенный эффект в их умственном развитии. Третий год я провожу индивидуальные занятия с учащимся Кругловым Ильей, 2003 года рождения. При организации деятельности мальчика опираюсь на расписание. При составлении расписания занятий в начале учебного года учитываю его индивидуальные особенности. Распорядок коррекционных мероприятий установлен с учетом повышенной утомляемости и низкого уровня продуктивности мальчика. Все занятия стараюсь проводить в игровой форме, объединенные единой темой и сюжетной линией (интегрированный принцип обучения). Принцип интегрированного обучения находит претворение в том, например, что упражнения по развитию общей и мелкой моторки ученика проводятся и на уроках ритмических движений, и на уроках предметно-практической деятельности, рисования и письма. Требования к уровню моторики на всех этих уроках должны быть одинаковыми. В структуру занятия включаю дидактические игры, подвижные упражнения, практическую работу с различными материалами и строительным конструктором, графические упражнения мелом на доске. Продолжительность каждого занятия может быть от 10 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка.
-
Для удобства планирования своей работы стараюсь ориентироваться на три ведущих компонента в содержании коррекционно-педагогической работы: 1. Развитие мыслительной деятельности и подготовка к усвоению элементарных математических представлений (сенсорное развитие, совершенствование моторных функций, формирование пространственных ориентировок, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность). 2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (обогащение представлений о предметах и явлениях, расширение словарного запаса, стимуляция коммуникативной активности). 3. Обучение игровой деятельности. Поскольку у детей с тяжелыми психо-физическими нарушениями сильно отстает или полностью отсутствует игра как вид деятельности, то на своих занятиях я включаю игровые ситуации. Для предпосылок к формированию данного вида деятельности. Развитие ученика обеспечивается лишь тогда, когда обучение на уроке идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Вербальное обучение или обучение, основанное только на зрительном, пассивном восприятии, для данного ребенка неэффективно. Наглядные средства широко используются при обучении детей общеобразовательным предметам, в частности элементарному счету. Например, чтобы составить у детей представление о числе, я использую ряд одинаковых предметов (кубиков, счетных палочек и т.д.). Практически на протяжении трех лет обучения счетные операции Илья выполняет только на конкретном материале. Это обусловлено тем, что у него отсутствует способность к отвлеченным арифметическим действиям. Различные средства наглядности применяются и на уроках развития речи. При этом предлагаемый наглядный материал должен быть свободен от лишних деталей. Если картинная иллюстрация перегружена множеством персонажей и предметов, о которых я не намерена говорить, приводит к отрицательному эффекту — ученик не усваивает самого главного. Все лишнее целесообразно убрать или закрыть от взгляда ученика. Внимание должно быть сосредоточено на существенных деталях, которые иначе могут остаться незамеченными.
-
-
Использование инновационных технологий в обучении ребенка с выраженной умственной отсталостью и слабым зрением значительно повысила уровень запоминания учебного материала, сделала уроки более разнообразными и интересными. Специально для занятий я разработала несколько презентаций. Разрабатывая задания для данного ученика, старалась учитывать:- иллюстрации должны быть красочными, способные заинтересовать ребенка; не иметь ничего лишнего;- полностью опираться на учебную программу для детей с глубокой умственной отсталостью;- содержать задания способствующие развитию речевой деятельности, речевой активности,- содержать задания, направленные на максимально индивидуализируемый подход в обучении данной категории детей. В своей работе очень нравится использовать изобразительную деятельность, так как она является одним из продуктивных видов деятельности и имеет моделирующий характер. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития детей. Значительный вклад в ее формирование вносят восприятие, память, внимание. Большое значение имеет уровень развития пространственных представлений, тонкой моторики и зрительно-моторной координации. Используя в работе элементы лепки, я учу Илью приемам обследования анализа строения предметов, что способствует развитию сенсорно-перцептивной и аналитико-синтетической деятельности. При аппликации учимся правильно располагать элементы относительно друг друга, выстраивать композицию на листе. Практически все занятия проводятся в совместной деятельности педагога и ребенка, с применением приема «рука в руке». Если ученик проявляет самостоятельную активность, то я даю ему возможность выполнить задание самостоятельно.
-
Большое значение в коррекционной работе имеет конструирование. Конструирование теснейшим образом связано с игровой деятельностью. В процессе конструирования ребенок овладевает практическими знаниями о геометрических телах, учится выделять существенные отношения и связи между деталями и предметами. Ребенок учится преобразовывать предметные отношения различными способами (надстраиванием, перестраиванием, комбинированием и др.). Занятия конструированием способствуют формированию навыков предварительного планирования, развитию восприятия пространственных представлений, сенсорно-перцептивных способностей, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к моделированию и замещению. В заключении хочу сказать, что количество детей со сложными дефектами постоянно растет, отсюда вытекают актуальные проблемы осуществления обучения и воспитания таких детей. Содержание образования детей с тяжелой умственной отсталостью должно полностью строится согласно принципам обучения и отвечать целям и задачам педагогической работы с этой категорией детей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.