Содержание
-
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА Автор: Большухина Любовь Васильевна, педагог дополнительного образования ИСТОРИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ОДЕЖДЫ
-
«Сарафан мой, сарафан» Домотканый и древний, еще в сундуках Сохранил вековые мой край сарафан Что за чудная дробь у тебя в каблуках Что за песни в душе твоей Анна? Здесь, у тихой сосны, где берез хоровод Заливные луга и медовые травы, Задушевная русская песня живет, И она тебя славит по праву.
-
Русский народный костюм, русская народная одежда являясь объектом материальной культуры, является и богатейшим творческим источником. Неуёмная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощает его мечту о прекрасном не только в большом искусстве, но и в предметах быта, и особенно в создании внешнего облика людей. Народный костюм являет собой синтез различных видов декоративного творчества: искусство вышивки, народного ткачества, кружевоплетения, вязания и другие виды прикладного искусства. На протяжении длительного периода, со времен Древней Руси до начала XVIII века, он не претерпевал резких перемен в своих основных формах, эволюционировал в рамках устойчивых традиций.
-
У каждой вещи, как и у каждого человека, есть своя собственная история, которая нередко бывает удивительно интересной и даже в чем-то неожиданной. Например: история сарафана. Казалось бы, обычная летняя одежда для представительниц прекрасного пола, так нет же, история его насчитывает уже не одно столетие. «Первое упоминание о русском сарафане относится к 1376 году. Само название - не русское, а персидское и обозначает "одетый с головы до ног" и впервые в русских источниках упоминается в ХIV веке. Персидское слово "сарапай" могло означать и "почётная одежда". Но какого вида одежда скрывалась за этими семью буквами, что было в ней такого, что определило её исключительную роль в русском национальном костюме – нам неизвестно.Термин "сарафан" первоначально с IX по XVI век обозначал мужскую длинную распашную одежду. С XVI века этим термином стали определять женскую накладную одежду (надеваемую через голову) или распашную (со сквозной застежкой спереди) одежду. Самые древние виды русских сарафанов — глухие прямые и косоклинные сарафаны. Основной их признак – два прямых полотнища спереди (распашные или со швом) и одно цельное сзади, соединенные при помощи косых боковых клиньев, не доходящих до проймы. .
-
Косоклинный сарафан
-
Прямой сарафан
-
Самые старинные из них по крою напоминают туникообразные рубахи: центральное полотнище перегнуто пополам, по бокам пришиты прямые полотнища или несколько косых клиньев. Шили их из домотканых льняных и шерстяных тканей белого, красного, черного и темно-синего цветов.
-
Цвет в крестьянской одеждеРаспределение основных цветовых пятен в костюме, эмоционально воздействует на людей. И именно женский костюм отличался многоцветностью, неповторимым своеобразием орнамента. Излюбленным цветом крестьянской одежды был белый цвет. Из белого холста преимущественно изготовляли рубахи, мужские штаны, женские передники. Распространёнными цветами были: чёрный, буро - коричневый, жёлто - оранжевый, синий. Но самым любимым праздничным цветом одежды у русских был красный. Слово "красный" в древнерусском языке понималось как "прекрасный". Цвет в русском народном костюме всегда был символичным: красный цвет-жизнь, огонь, кровь; желтый цвет - огонь; синий, черныйцвет – тьма, горе; белый цвет – свет, праздник; голубой, серыйцвет – надежда.
-
Одежда на Руси была свободной, длиной и необычайно красивой. Поверх рубахи надевали сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. Известный с конца XIX века русский романс "Ты не шей мне, матушка, красный сарафан…" имел когда-то буквальный смысл, так как свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.
-
Символика в русской одежде Одежда изолирует человека от внешней среды. А всякий вид защиты, по верованиям предков, можно было сохранить, упрочить с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках орнамента. Из поколения в поколение передавались рисунки вышивки или ткачества, украшавшие народную одежду. Они отнюдь не были случайными. Это была первая система кода, изобретённая людьми, имевшая для них магический смысл.
-
Орнамент сложный по рисунку, богатый сочными красками украшал народную одежду. Спокойная красота геометрических - знак солнца с его сложными загнутыми концами, и знак поля в виде ромбов с точкой посередине, и знак человека. Существовали и другие узоры, в которых чередовались более простые изображения людей, животных, птиц, но все они ведут своё начало от древней славянской мифологии.
-
Стройность и лаконизм русских сарафанных форм, их конструктивные особенности легли в основу моделирования одежды нашего времени.
-
Интернет-источники: https://infourok.ru/iz-istorii-russkogo-sarafana-1700862.html http://ruvera.ru/articles/iz_istorii_russkogo_sarafana - https://ivanka.club/blogs/ivanka-sarafan-kosovorotka/istoriya-russkogo-sarafana www.slavlibrari.ru http://ru.wikipedia.org/wiki
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.