Содержание
-
Выполнили ученицы 10 класса:Самарина Н.С., Королёва А.В.
МОУ Вербилковская СОШ Качалина В.В. – учитель истории и обществознания МОУ ВСОШ История российского костюма
-
Задачи:
- Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; - привить интерес к русской культуре, к ее особенностям; - обнаружить влияние обычаев, традиций, вкусов русского крестьянства на внутреннюю суть коренного русского человека в наши дни; - привить любовь к родным русским истокам; - познакомить с некоторыми русскими старинными обрядами и поверьями; - пробудить интерес учащихся к одной из прекраснейших страниц жизни человека; - воспитание у них эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса. - научить понимать взаимосвязь формы костюма и формы человеческого тела, познакомиться с принципами ношения костюма, стилевыми нюансами искусства рассматриваемого периода, бытом и характерными чертами эстетического идеала на разных исторических ступенях его развития; - научить учащихся разбираться в окружающей их действительности, осознать явления человеческой культуры и общежития, понимать их происхождение из прошлого и тем самым подготовить для них возможность в будущем сделаться сознательными и деятельными участниками общественной жизни. Отсюда главная цель курса истории: - облегчить учащимся понимание настоящего в свете прошлого; - формировании гражданских качеств личности учащегося; - готовить к активному участию в общественной жизни.
-
История костюма имеет отношение не только к художеству, но и к этнографии и физиологии. Изучение истории развития костюма и моды даёт нам ключ к познанию нравов и обычаев как ныне существующих, так и существовавших ранее народов. Изучение древнерусской одежды велось преимущественно археологами. Целых предметов одежды IX-XIII веков до нашего времени не сохранилось, и основным источником служат остатки одежды и украшения, находимые при раскопках древнерусских поселений и погребений, а так же изображения на древних фресках, иконах, книжных иллюстрациях - миниатюрах, предметах прикладного искусства. Материалы эти сопоставляются с упоминаниями одежды в письменных документальных и нарративных источниках - летописях, житиях - и разного рода актах. Много дает исследователю так же сопоставление древних изображений и находок с более поздними предметами одежды и народного искусства, в частности с вышивкой, резьбой и росписью вплоть до XIX века.
-
Доступные ткани
Большинство населения Древней Руси носило одежду и обувь из материалов, производившихся в хозяйстве каждой семьи. К рассматриваемому нами периоду преобладали ткани из: Шерсти Льна Конопли Материи: Грубое сукно, холст - основные материалы из которых шилась одежда крестьян и рядовых горожан. Овчина - шла на зимнюю одежду. Шкуры диких животных - так как охота на них - привилегия феодалов, шла на одежду городской верхушки и феодалов. Привозные ткани - доступны только богатым людям. В основном это были византийские или восточные ткани - главным образом шелковые или золотые ткани - оксамиты, паволоки и другие. В "Слове о Полку игореве" упоминается среди самой ценной добычи "злато и паволоки и драгыя оксамиты". Но и у горожан и у крестьян можно было встретить в качестве украшений одежды небольшие куски этих тканей, зачастую с местной вышивкой. Князь Княжна Крестьянки
-
Материалы для обуви. Лыко - наиболее распространенный материал, из него плели лапти, но к XIII веку преимущественно уже использовалась кожа. Сыромятная и дубленая кожа - шла на обувь горожан и крестьян побогаче. Юфть - толстая кожа Опойка - более тонкая кожа (телячья) Хоз-сафьян - выделанная кожа коз. Виды обуви. Лапти (лыченцы, лычаки) Поршни (порабошни, постолы, моршни) Черевики Сапоги
-
Предметы одежды
Характерной особенностью древнерусской одежды было то, что костюм у различных слоев населения отличался преимущественно количеством и разнообразием предметов и материалов, в то время, как покрой отдельных составлявших его частей был одинаков. Крестьянин, горожанин и феодал носили одинаковые по покрою рубахи, но у последнего рубаха была из тончайшей, зачастую привозной ткани. Руб Само это слово обозначало кусок, обрывок ткани (ср. рубить, рвать). Слово употреблялось так же в значении "бедная, грубая, плохая одежда". Нужно думать, что с того же корня древнейшее русское название нательной мужской и женской одежды "рубаха", бытующее до наших дней.
-
Мужская и женская рубахи
-
Рубаха, сорочица Общее: Была главным, иногда единственным предметом одежды. Ткань: полотно, тонкая шерсть (цатра - козий пух), аскеты-монахи носили власяницу из конского волоса. Богатые могли позволить себе шелковые материи. Покрой: туникообразный, кроились из одного перегнутого пополам полотнища ткани. Клинообразные вставки расширяли рубаху у подола, ластовицы - под мышками. Рукава шились узкими и длинными. Вырез ворота был либо круглым либо четырехугольным. Разрез - "прямой" (посередине груди) или реже по "косой" - на левой или на правой стороне груди. Ворот рубахи (возможна стоечка) застегивался на одну или несколько пуговиц - литых бронзовых, костяных, вероятно, и деревянных. Мужская рубаха Длина - до колен (иногда ниже). Ворот, подол, края рукавов могли украшаться вышивкой. Носится навыпуск, поверх штанов. Подпоясывается тонким ремнем (с металлической пряжкой и бляшками) или тканым шнурком (возможно с кистями). Женская рубаха Длина - до ступней ("до полу" - отсюда слово подол - край одежды, но могла быть и значительно короче - до икр. Рукава - так же весьма длинные. У запястья собираются в складки и сдерживаются обручами (браслетами). В домашнем быту рукава носили собранными. Распускать рукава полагалось в торжественных случаях. Например, при ритуальных русальских плясках. Во время русалий, выпивая ритуальную чашу, женщина брала ее через спущенный рукав, в то время. как мужчина брал чашу непосредственно рукой. Возможно длинный рукав мог служить и своеобразным карманом. Украшалась вышивкой или аппликацией из другой ткани у ворота, подола и концов рукавов, вероятно обильнее, чем мужская. Пояс - шнур без каких-либо дополнительных украшений, кроме кистей. Шерстяной. Завязывался просто. Ременных поясов женщины не носили.
-
Сарафан
-
Сарафан - в переводе с иранского это значит «одетый полностью»; в санскрите «сари» – просто «кусок ткани». Сарафанный комплекс считался одним из символов веры и обычаев предков. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение. Сарафан шился с широкими проймами или с лямками. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани. Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем. Вышивка была одним из основных способов украшения сарафанов.
-
Штаны (порты, гачи)
Дополняли нательную одежду мужчин. Были неширокими, довольно ясно обрисовывали ногу. Длина - о ней судить трудно, так как носили их только заправленными в голенища сапог или онучи, но ясно, что они всегда были ниже колен, и, вероятно, не достигали щиколоток. Онучи Длинные, узкие полосы материи, вроде позднейших обмоток. Носили крестьяне и бедные горожане. Копытца Шерстяные носки. Их носили на голую ногу, в том числе и женщины.
-
Верхняя одежда
О верхней одежде в Древней Руси у нас довольно мало сведений. Свита Вотола Киса, коць Корзно (кързно, корьзно) Зимняя одежда: Кожух - делался из шкуры животного мехом внутрь. Богатые или знатные шили дорогие кожухи, покрытые золотой византийской материей, обшитие кружевами и украшенные каменьями. Тулуп - нагольный овчинный кожух. Обычно носили люди из простонародья. Полушубок - как явствует из названия - более короткий, нежели тулуп. так же делался из овчины (преимущественно).
-
Головные уборы
Княжеская шапка Женские головные уборы: Венчик Коруна Повой Твердый кокошник, очелье Шапка Мономаха
-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Балашов М.Е. Костюм Киевской Руси. - СПб.: Детство-пресс, 2002.- 40с. 2. Бланк А.Ф., Фолина З.М. Практическая книга по моделированию женской одежды. - М.: Легпромбытиздат, 1992. - 236с. 3. Бредник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. - Ростов-н/Д: Феникс, 2000. - 448с. 4. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. - М.: Легпромбытиздат, 1995. - 264с. 5. Дудникова Г.П.. История костюма. Ростов н/Д.: "Феникс", 2003. - 448с. 6. Ефимова Л.В. Русский народный костюм: Альбом. - М.: Искусство,1989. Забозлаева Т.Б. Великая тайна одеваться к лицу. - СПб.: Лениздат,1992. - 224с. 7. Исенко С.П. Русский народный костюм. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1999. - 304с. 8. Кашинская Н.М. История костюма. - М.: Легпромбытиздат, 1986. - 168с. 9. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. - Мн.: Современ. литератор, 2000, - 496с. 10. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: история моды. - М.: ООО "Издательство АСТ"; ООО "Издательство Астраль", 2003, - 492с. 11. Пармон Ф.М. Композиция костюма. - М.: Легбытиздат, 1985. - 264с. 12. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. - М.: Легбытиздат, 1994. - 348с. 13. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. - СПб.: Искусство, 2001. - 400с. 14. Эпоха, быт, костюм. Автор: А.Л.Ястребицкая Издательство: М., Искусство Год издания: 1978
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.