Содержание
-
Развитие мотивации учения школьников
Роль родителей в формировании положительной мотивации к школе, учебному труду
-
Что такое мотивация?
(от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. – побуждение, вызывающее активность и определяющие его направленность. – совокупность побуждений к деятельности. МОТИВ МОТИВАЦИЯ
-
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» В. А. Сухомлинский
-
Не стыдно чего-нибудь не знать, но стыдно не хотеть учиться. Сократ
-
Г. Розенфельд выделил следующие контент-категории (факторы) мотивации учения:
Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету. Обучение без личных интересов и выгод. Обучение для социальной идентификации. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач. Обучение по принуждению или под давлением. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах. Обучение для достижения цели в обыденной жизни. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.
-
Л. И. Божович в своей работе «Проблемы развития мотивационной сферы ребенка» установила, что учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов. Одни из них являются ведущими, другие — второстепенными. Второстепенные мотивы всегда так или иначе подчинены ведущим.
-
Мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории:
1) мотивы, связанные с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, — познавательные интересы, потребность в интеллектуальной активности; 2) мотивы, обусловленные более широкими отношениями ребенка и окружающей среды, — потребность в общении, стремление к одобрению, желание занять определенное место в коллективе.
-
В процессе обучения и та и другая группы мотивов претерпевают определенные изменения, связанные с возрастным развитием школьника.
-
Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников
Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно. Даже скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными. Это, безусловно, имеет положительную сторону, так как учителю было бы трудно всякий раз объяснять школьникам значение того или иного вида работы для их образования.
-
У детей, поступающих в школу, широкие социальные мотивы выражают возникновение в старшем дошкольном возрасте потребности в новом социальном положении — положениишкольника. В силу этого школьникам интересно делать все, что предлагает учитель, так как в его лице они видят представителя общества, обращающегося к ним со своими задачами.
-
К третьему классу многие ученики уже начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя заметно падает. Причиной этого является тот факт, что их потребность в реализации позиции школьника оказывается уже в достаточной степени удовлетворенной. В силу этого и вся деятельность школьника теряет для них свою эмоциональную привлекательность. На первый план выходят взаимоотношения ученика со своими товарищами. Поэтому мнение учителя перестает быть ведущим фактором, определяющим эмоциональное благополучие ученика.
-
В среднем школьном возрасте на первый план выходят широкие социальные мотивы, связанные с завоеванием своего места в классном коллективе. Желание школьника учиться во многом обусловлено теми требованиями, которые предъявляют к нему школьные товарищи. Свои изменения претерпевают и учебные интересы. Их развитие идет по нескольким направлениям: 1) возрастает роль научного знания, привлекающего своей достоверностью и глубиной; 2) интересы становятся более устойчивыми, дифференцируются по областям знаний; 3) такие интересы становятся более личностными, присущими самому школьнику. В силу этого они начинают побуждать познавательную активность уже независимо от наличной ситуации обучения;. 4) отмечается тенденция возрастания познавательной потребности по мере ее удовлетворения. Это обусловлено тем, что каждое новое знание расширяет представления школьника об ограниченности своих представлений по данному вопросу и стимулирует его дальнейшую познавательную активность.
-
Поведение подростков в школе строится с учетом мнения одноклассников, которое теперь имеет большее значение, чем мнение учителей и родителей. Характерной особенностью подростков является стремление всячески избегать критики сверстников и наличие страха быть ими отвергнутыми.
-
Особенности мотивации учебной деятельности и поведения школьников средних классов
Возникновение стойкого интереса к определенному предмету Общее снижение мотивации учения Нарушение дисциплины, пропуски уроков Формализм в усвоении знаний – уроки учат не для того чтобы знать, а для того, чтобы получать отметки; заучивание без понимания Борются два мотивационных образования: мотивационная установка, связанная с перспективой получения образования, и мотив, отражающий состояние учащихся, их усталость от однообразия и постоянной необходимости делать уроки.
-
Главный мотив поведения и деятельности Стремление найти свое место среди товарищей Самой частой причиной плохого поведения подростков является Стремление (и неумение) завоевать себе желаемое место в коллективе сверстников Стремление во что бы то ни стало добиться хороших отметок, даже в том случае, если имеющиеся знания не соответствуют им
-
У школьников старшего возраста мотивы учения начинают воплощать их потребности и стремления, связанные с будущей позицией в жизни, с их будущей профессиональной деятельностью. Ведущим фактором мотивации становится будущая деятельность. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для них тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение, отношение к окружающему.
-
-
Смысл учения Внутреннее отношение ученика к учению Мотив учения Побудительная причина к действию Постановка целей Направленность ученика на выполнение действий Реакция ребёнка на воздействие внешних и внутренних раздражителей Эмоции Интересы Познавательно-эмоциональное отношение школьника учению М О Т И В А Ц И О Н Н А Я С Ф Е Р А У Ч Е Н И Я
-
Внутренние и внешние мотивы
Внешние мотивы – страх перед наказаниями, материальные поощрения, признание со стороны взрослых, социально желательное поведение, принижающая критика и игнорирование вниманием. Внутренние мотивы – это стремление к познанию, приобретению новых знаний, интерес к устройству мира, стремление развиваться и самосовершенствоваться, раскрыть свои способности, стремление к самореализации, наполнению своей жизни большим смыслом, деятельность ради удовольствия от этой деятельности (от процесса).
-
В основе учебной мотивации лежит познавательный интерес и интерес к устройству мира. Чаще всего познавательный интерес в школе не может удовлетвориться полностью. Организация учебного процесса способствует его развитию недостаточно. Получение радости от учебы, «книжный голод», стремление узнать как можно больше – стали давно забытыми явлениями. Существенный вклад в развитие учебной мотивации может внести и мотивация достижений.
-
Формирование учебной мотивацииРоль родителя
Организация режима дня Помощь и контроль в выполнении домашнего задания Приучение детей к самостоятельности Позитивная поддержка и разумная требовательность
-
ОШИБКИ ВЗРОСЛЫХ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УСПЕШНОЙ МОТИВАЦИИ:
1. Ориентировка на усредненные социальные стандарты и нормы. В этом случае взрослые сравнивают достижения данного ребенка с достижениями других детей такого же возраста. 2. Жесткий контроль родителей за выполнением домашнего задания и игнорирование собственных желаний ребенка. Это подавляет собственную инициативу ребенка. Помощь от родителей, приходящая не в форме совета, а в виде приказа и навязывания ребенку своего мнения, еще больше подавляет самостоятельность и инициативность. 3. Объяснение неудач ребенка отсутствием способностей, а не недостатком приложенных усилий. Если сын приносит из школы хорошую отметку, то отец никогда не скажет «Молодец! Хорошо поработал!» Скорее всего он скажет: «Тебе, наверное, повезло: вопрос достался легкий.» 4. Порицание за неудачу, равнодушие при неуспехе. Родители детей, стремящихся избежать неудачи, то есть боящихся получить плохую отметку в школе, редко хвалят своих детей за их достижения. Неудачи детей гораздо чаще вызывают у них упреки и недовольство.
-
Признаки высокой учебной мотивации
Стремление к достижению высоких результатов; Стремление сделать все как можно лучше; Выбор относительно сложных заданий; Стремление совершенствовать свои результаты.
-
Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то, как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок? Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться? Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем? Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё лучше? Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека? Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью.
-
Советы родителям Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п. Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный. Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь. Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность. Не ругайте, а учите!
-
Советы родителям:
интересоваться делами, учёбой ребёнка; помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность; объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал; чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.
-
-
Источники
Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка Ильин Е.П. Мотивация и мотивы Климчук В. Тренинг внутренней мотивации http://www.ivanpirog.com/category/vospitanie-detej/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.