Презентация на тему "Мотивация деятельности на уроках русского языка и литературы"

Презентация: Мотивация деятельности на уроках русского языка и литературы
Включить эффекты
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.7
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.13 Мб). Тема: "Мотивация деятельности на уроках русского языка и литературы". Предмет: педагогика. 17 слайдов. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.7 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Мотивация деятельности на уроках русского языка и литературы
    Слайд 1

    МОУ«Любомировская СОШ» Таврического муниципального районаОмской области

    Мастер-класс «Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию учебной деятельности на уроках русского языка и литературы» Подготовил: учитель русского языка и литературы Герман С.Е. Любомировка - 2008 pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я.Гальперин Управлять – значит приводить к успеху и самореализации других, а не заставлять делать то, что считаешь сам правильным. В.Зигерт, Л.Ланг Самое страшное горе – горе для школы, горе для общества, если молодому человеку не хочется знать! В.А.Сухомлинский

  • Слайд 3

    Мотивация как психическое явление

    совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К.Мадсен, Ж.Годфруа); совокупность мотивов (К.К.Платонов); побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность; процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш.Магомед-Эминов); процесс действия мотива; механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А.Джидарьян); совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К.Вилюнас).

  • Слайд 4

    Современная психологическая наука о мотивах

    А.К.Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Мотивы: Познавательные (если связаны с содержанием учения). Социальные (если связаны с общением учеников друг с другом и учителем). П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др. (деятельностная теория учения) - мотив может быть либо внешним либо внутренним в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний. Как их сформировать?

  • Слайд 5

    Познавательная мотивация школьников

    Психологи выделяют три уровня (по А.К.Марковой): широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний; учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний; мотив самообразования. В идеале картина может быть представлена так: для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы – мотивы самообразования.

  • Слайд 6

    Трудные вопросы

    А как дело обстоит в реальности? В младшем школьном возрасте познавательной мотивации ещё нет, а в старшем – уже нет. Поэтому обычно познавательные мотивы наблюдаются лишь у учащихся 5-8 классов. Что нужно изменить в системе школьного обучения, чтобы повернуть детей к учебе? Д.Б.Эльконин отмечал, что позиция школьника – это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это – позиция человека, совершенствующего самого себя. Как же сформировать такую позицию у школьника? Через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех её компонентов.

  • Слайд 7

    Психологи школы П.Я.Гальперина доказали, что характер мотивации зависит от типа учения. От того, какой материал преподносится учителем, какая роль отводится ученику – пассивно впитывающей губки или активно работающего вместе с педагогом, - будет зависеть и тип учения, и характер мотивации.

  • Слайд 8

    Необходимые условия

    Во-первых, ребенку сообщаются базовые (инвариантные) знания. В результате ученик оказывается в состоянии самостоятельно решить конкретную задачу. Во-вторых, ученика знакомят с обобщенными способами работы с базовыми знаниями. В-третьих, усвоение знаний происходит в процессе их практического применения. Решая учебные задачи, ребенок одновременно усваивает знания и приобретает умения. Если все условия соблюдаются, то обучение приобретает творческий характер. Ученик, обладающий базовыми предметными знаниями, чувствует, что он в состоянии справиться с конкретными учебными заданиями. Как правило, успех окрыляет ребенка, и у него возникает потребность в получении новых знаний.

  • Слайд 9

    Условия для внутреннего мотивирования процесса учения

    Предоставление свободы выбора.Ученик , а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.

  • Слайд 10

    3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов, устремлений ученика.Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. 4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками.В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия, взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. 5. Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников.Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат – оптимальная мотивация и успешная учеба.

  • Слайд 11

    6. Личность учителя и характер его отношения к ученику.Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением. Функции учителя: мотивация ученика; планирование; контроль; коррекция его деятельности

  • Слайд 12

    Ситуация успеха в учебной деятельности

    переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; у него появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить эту радость успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру. Негативные реакции: Успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей. За сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует релаксация; если в этот период предложить человеку какую-нибудь деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая. Переживание успеха может быть омрачено для человека тем, что результат, важный и значимый для него самого, неадекватно оценен другими людьми.

  • Слайд 13

    Методы мотивации и стимулирования

    Эмоциональные Поощрение Порицание Учебно-познавательные игры Создание ярких наглядно-образных представлений Создание ситуаций успеха Стимулирующее оценивание Свободный выбор заданий Удовлетворение желания быть значимой личностью Познавательные Опора на жизненный опыт Познавательный интерес Создание проблемных ситуаций Побуждение к поиску альтернативных решений Выполнение творческих заданий Предъявление заданий «на смекалку» «Мозговая атака» Развивающая кооперация

  • Слайд 14

    Волевые Предъявление учебных требований Информирование об обязательных результатах обучения Формирование ответственного отношения к учению Познавательные затруднения Самооценка своей деятельности и коррекция Рефлексия поведения Прогнозирование будущей жизнедеятельности Социальные Развитие желания быть полезным Отечеству Побуждение подражать сильной личности Создание ситуации взаимопомощи «Эмпатии», сопереживания Поиск контактов и сотрудничества Заинтересованность результатами коллективной работы Взаимопроверки Рецензирование

  • Слайд 15

    Анализ изучения мотивации учащихся 5 класса

    1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы… А) получить хорошую отметку – 65.5% Б) наш класс был лучшим -13.8% В) принести больше пользы людям –17.2% Г) получать впоследствии много денег –3.4% Д) меня уважали и хвалили товарищи –6.9% Е) меня любила и хвалила учительница –31% Ж) меня хвалили родители –72.4% З) мне покупали красивые вещи –13.8% И) меня не наказывали –6.9% К) я больше знал и умел –75.8% 2. Я не могу учиться лучше, так как… А) у меня есть более интересные дела –10.3% Б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо –13.8% В) мне мешают дома –20.6% Г) в школе меня часто ругают –3.4% Д) мне просто не хочется учиться –17.2% Е) не могу себя заставить делать это –17.2% Ж) мне трудно усвоить учебный материал –44.8% З) я не успеваю работать вместе со всеми -31%

  • Слайд 16

    3.Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что… А) я хорошо знаю учебный материал – 72,4% Б) мои товарищи будут мной довольны – 6,9% В) я буду считаться хорошим учеником – 37,9% Г) мама будет довольна – 89,6% Д) учительница будет рада – 31% Е)мне купят красивую вещь – 3,4% Ж) меня не будут наказывать -13,8% з) я не буду тянуть класс – 34,5% 4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего нравится то, что… А)я плохо знаю учебный материал – 75,8% В) я буду считаться плохим учеником – 3,4% Г) товарищи будут надо мной смеяться – 3,4% Д) мама будет расстроена – 89,6% Е) учительница будет недовольна – 48,3% Ж) я весь класс тяну назад – 20,6% З) меня накажут дома – 37,9% И) мне не купят красивую вещь – 0%

  • Слайд 17

    Заключение

    Невысокий уровень познавательной мотивации – не недостаток ученика, а его беда. Наша с вами задача – выяснить причины этого явления и постараться изменить ситуацию к лучшему. А сделать это можно только одним путем – через формирование учебной деятельности. Думаю, что при прочих благоприятных условиях (здоровье ученика, отношение к нему учителя) результат не заставит себя ждать.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке