Содержание
-
Консультация для родителей
Тема: «Роль детской книги в речевом развитии ребенка»
-
«Все, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге».Ричард Бах
-
Цель: Привлечь родителей к проблеме и вопросу речевого развития детей через книгу.
-
Задачи:* дать родителям знания о значении книги в развитии ребенка*заинтересовать этой проблемой родителей *заинтересовать ребенка в общение с книгой в условиях семьи.*познакомить родителей с диагностикой по развитию речи
-
1.Учимся рассказывать.2. Учимся играя.3. Почитай, мне мама!
-
УЧИМСЯ РАССКАЗЫВАТЬ. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей. Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем». Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Но, чем же так страшно детское «нечтение»? Во-первых, обедняется словарный запас и как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей. Во-вторых, нарушается процесс социализации, вхождения в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт. В-третьих, не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. Формально – люди грамотны, они пишут, и читают, но уметь читать – не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста. Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.
-
После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами: · в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз» и т.п.; · сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.; · предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности; · предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом; · написать письмо своему любимому герою или автору сказки; · сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему); · придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот; · рассказать историю от лица любого героя или предмета; · описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого человека и грустного человека и т.д. Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.
-
УЧИМСЯ, ИГРАЯ. Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников. Выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П.Усова, А.М.Леушина и др. неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре как средстве речевого развития дошкольников. Пословицы и поговорки – сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа. Пословица – краткое изречение с назидательным смыслом; поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они делятся на две части, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года». Поговорка не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность: «Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе. Заблудился в трех соснах». Ребенок должен не только понимать эти емкие, меткие выражения, но и уметь пользоваться ими в жизни. С этой целью предлагаем вам поиграть с ребенком в эти игры. Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи» Задачи: · учить понимать образные слова в пословицах и поговорках; · развивать интерес к значению слова; · Учить активно, использовать их в речи Тише едешь – (дальше будешь). Крепкую дружбу водой - (не разольёшь). Один в поле - не воин). Глупые ссорятся, а умные – (договариваются). Под лежачий камень – (вода не течет). Семь раз отмерь –(один отрежь). Что посеешь –(то и пожнешь).
-
Дидактическая игра «Угадай-ка». Задачи: · учить понимать образные слова в пословицах, поговорках, фразеологизмах, активно использовать их в речи; · развивать понимание такого языкового явления, как многозначность слова. ….. Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос.) Не цветы, а вянут? (Уши вянут.) Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит.) В чем можно утонуть опечалившись? (В слезах.) Какую часть лица надувают обидевшись? (Надуть губы.) Что можно искать в поле? (Ищи ветра в поле.) Дидактическая игра «Одним словом». Задачи: · учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов; · познакомить с тем, что слова имеют значением смысл, в разговоре их необходимо употреблять в соответствии со значением; · развивать аналитическое мышление. Надуть губы. (Обидеться.) Как снег на голову. (Внезапно.) Вылетело из головы. (Забыть.) Как по команде. (Дружно.) Со всех ног. (Быстро.) Рукой подать. (Близко.)
-
ПОЧИТАЙ, МНЕ МАМА! Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, - это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его жизнь. Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт: В домашней библиотеке должны быть разные типы книг. Например, книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием. Другой тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие в ней как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и переживает происходящее вместе с героями. Так же надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект, книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств.
-
-
Анкетирование для родителей . Как вы считаешь, может ли человек жить без книги? Нравится ли вам читать книги? Какие книги вы читаете вашему ребенку с удовольствием? Нравится ли вам покупать книги в подарок? Какую книгу вы теперь читаете вашему ребенку? У вас дома много книг? Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке Нравится ли вашему ребёнку книги? Сколько времени он проводит за книгой? Какие книги он предпочитает? Дарите ли вы своему ребёнку книги? Обсуждаете ли вы со своим ребёнком о прочитанном?
-
-
-
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.