Содержание
-
МБДОУ «Детский сад №67»«Леворукие дети в Дошкольных Образовательных Учреждениях»
Выполнила воспитатель старшей группы Ларикова Т. Е.
-
В каждой группе детского сада есть леворукие дети. В последние годы их становится все больше. Поэтому есть необходимость говорить об их специфических особенностях.
-
Слова "левша" и "леворукий" употребляются зачастую как синонимы. Однако «леворукость» и «левшество» не всегда являются синонимами.
-
По мнению известного российского нейропсихолога, профессора А. В. Семенович, леворукость- это предпочтение и активное использование левой руки, т.е. внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений.
-
Леворукость может быть: врожденной(может быть наследственной или возникнуть внутриутробно); - вынужденной (повреждение или заболевание правой руки, влекущее за собой невозможность пользоваться ею. скрытой (дети с такой леворукостью приучены пользоваться правой рукой есть, писать, работать, но при непривычных действиях или в состоянии стресса они пользуются левой).
-
Левшество ( по мнению А.В. Семенович) - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Левшество может быть связано и с доминированием левого глаза, левого уха, левой ноги.
-
Леворукость может быть и временным признаком. Это бывает связано с задержкой формирования у малыша межполушарных взаимодействий, и по мере наращивания функционального потенциала левого полушария может произойти «превращение» левши в правшу. Но это происходит далеко не всегда.
-
Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обеируким» или амбидекстром.
-
Как распознать леворукого ребенка?
До года у детей не наблюдается разницы сторон, если есть такая разница, то можно говорить о патологии. После года жизни у ребенка может возникнуть особенность в психо-эмоциональной сфере. В первый год жизни ребенка правое полушарие царит безраздельно. Около года левое начинает давать о себе знать и примерно к шести-семи годам догоняет правое и берет над ним перевес.
-
Именно в этом возрасте дети созревают для освоения таких сложных вещей, как чтение, письмо, математика. Тесты выявляют истинную руку, помогают не ломать психику, а оставить развиваться ребенка гармонично. Как и у всех людей, у леворуких, правое полушарие мозга управляет у них левой рукой, а левое - правой. Как и у всех людей, правое полушарие у них «эмоциональное», левое - «рациональное». Правое заведует образным мышлением, левое - логическим. Правое - мир искусства, левое - мир науки.
-
С 2 и до 4 - 5 лет руки у малыша практически равноценны и одинаково активны. И только потом формируется стойкое предпочтение одной из рук. Однако на этом дело не заканчивается. Степень леворукости (или праворукости) продолжает нарастать до 9 - 10 лет, а возможно, и дольше. С 4-лет ребенок должен уже определиться. Если после 4,5 лет не уверен, то это сигнализирует о запаздывании развития. Существуют тесты для определения бытовой леворукости (наиболее простые и популярные) и графической леворукости (нейропсихологическая диагностика – 26 пунктов).
-
Особенности развития речи у леворуких детей.
Речь у леворуких детей является «слабым звеном». Такие дети, как правило, начинают говорить позже сверстников (в 3 года), но говорят сразу предложениями. Они копируют речь целиком, не осознавая и не анализируя ее смысл. Часто можно встретить случаи, когда леворукий ребенок в 4 года пересказывает страницы текста, при этом не зная ни одной буквы и не понимая значения слов. Леворукие дети более подвержены заиканию и нарушениям звукопроизношения.
-
Переучивания леворуких детей может привести:
- к невротическим реакциям: -ночной энурез -тики -заикание -страхи -навязчивые движения - может сформироваться чувство ущербности; - комплекс неполноценности; - неумение общаться с людьми;
-
Обучение и воспитание леворукого ребенка процесс сложный, но очень интересный, потому что творческий. Ребёнку должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чужой.
-
Особенно важно правильно подготовить леворукого ребенка к школе.
При обучении леворукого дошкольника обратить особое внимание: - на развитие пространственной ориентировки (начинают с ориентировки в пространстве, потом – ориентировка на плоскости) – игра с мячом, конструкторы Лего, кубики, строительным материалом, развитие фонематического слуха, - развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
-
Задания на развитие тонко-координированных движений рук:
- лабиринты - проведение прямых линий от точки к крестику - штриховки - шнуровки - завязывание бантиков - пальчиковые упражнения
-
-
Помощь леворукому ребенку:
Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа; Не следует требовать от левши право - наклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо.. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево. Категорически противопоказано требовать от ребенка-левши безотрывного письма.
-
Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости.
-
Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе:
Кинезиологическиеупражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. 1. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
-
2.Положите ладошки на стол. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке. 3.Выпрямитекисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
-
4. Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой. 5. Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
-
6. Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. 7. Горизонтальная восьмерка. Соедините руки на уровне глаз «домиком». Наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединенными руками на весь возможный «размах крыльев» горизонтальную восьмерку. Повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо.
-
Дидактические игры.
«Непослушные цепочки». Цель: развитие мелкой моторики и зрительно- моторных координаций. Оборудование: ребенку предлагают игровое поле с изображением цветных «дорожек»- линий разной конфигурации, металлическую цепочку с мелким звеном и набор цветных карточек, соответствующих по цвету «дорожкам»- линиям. Ход: ребенок выбирает цветную карточку и отыскивает на игровом поле линию этого же цвета. Затем ведущей рукой выкладывает по этой линии цепочку в направлении слева направо.
-
«Вылепи букву или цифру» Цель: Развивать моторные функции, зрительно-моторные координации, дифференциацию понятий лево-право, вверх-низ, впереди- сзади; совершенствовать речь, аккуратность, глазомер Ход: у ребёнка пластилин, карточки с изображением букв или цифр и заготовки из плотного, но прозрачного полиэтилена размером с карточку. Ведущий. Перед тобой карточки с цифрами и буквами. Назови те, которые ты знаешь. Выбери любую карточку, аккуратно проведи пальцем по букве или цифре. Из каких элементов-линий она состоит? Попробуй из пластилиновых колбасок вылепить эту букву (цифру) на прозрачной карточке. Работай аккуратно, не торопясь. Буква (цифра) должна поместиться на карточке и быть похожей на выбранный образец. Чтобы проверить, правильно ли ты всё сделал, подложи карточку-образец под твою карточку. Они должны совпасть.
-
-
«НЕПОСЛУШНЫЕ ЦЕПОЧКИ» Цель: Совершенствовать мелкую моторику, зрительное восприятие, дифференциацию понятий лево-право, верх-низ и их речевые обозначения; закреплять понятия замкнутая линия – незамкнутая линия; работать над точностью и темпом выполнения. Материал: Набор карточек с рисунками разной конфигурации – одни из них замкнутые, другие нет; набор металлических цепочек с мелкой ячейкой. ХОД: Ведущий предлагает ребёнку взять цепочку тремя пальцами и обвести любой рисунок, прокладывая цепочку по нему сверху. Ребёнок называет все свои действия. Ведущий поощряет точность выполнения, закрепляя понятия замкнутая и незамкнутая линия. Ребёнку легко справляющемуся с заданием, можно предложить выложить рисунок на чистом листе бумаги, глядя на образец, а так же по памяти, без опоры на него.
-
«ПРИШЕЙ ПУГОВИЦУ»
Цель: Развивать мелкую моторику, зрительный анализатор, умение выполнять задания по схеме. Материал: предметы, имитирующие пуговицы, иголки, нитки; схемы-варианты пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями. ХОД: Ведущий предлагает ребёнку вдеть нитку в иголку, выбрать схему и попробовать пришить пуговицу так, как на ней показано. В ходе выполнения задания ребёнок описывает свои действия, в том числе направление движения руки с иголкой.
-
-
«ПОВТОРИ РИСУНОК ПАЛОЧКАМИ»
Цель: Развивать зрительный анализатор, согласованность действий глаз-рука, зрительно-пространственное восприятие, работать над увеличением объёма зрительной памяти. Материал: Набор карточек с изображениями, составленными из прямых линий одинаковой длины (у ведущего); у ребёнка набор счётных палочек. ХОД: Ведущий: Вот карточки с картинками из палочек. Выбери самую лёгкую и сложи из палочек такую же. Когда будешь это делать, я сяду к тебе спиной, а ты подробно описывай все свои действия. Когда закончишь работу, я постараюсь угадать, какую картинку ты выбрал, а потом мы сравним её с твоим рисунком из палочек. . .
-
-
«Золушка».
Цель: Совершенствовать мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение квалифицировать по заданному принципу; работать над темпом выполнения задания. Материал: Семена четырёх видов, четыре наклейки с наклеенными образцами семян. ХОД: Ведущий предлагает ребёнку тремя пальцами из кучки семян отобрать семена одного вида и разложить их по ячейкам. Брать надо по одному семечку, определять его на ощупь, называть и класть в ту ячейку, где наклеен образец такого вида. Игра закончена, когда все семена разложены по «своим домикам».
-
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.