Содержание
-
Мастер-класс: «Приемы мотивации учащихся к исследовательской деятельности»
-
Актуализация. Постановка проблемы
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как одно их ключевых направлений деятельности дополнительного образования предусматривает высокопрофессиональное педагогическое участие, где педагог – это мастер, консультант. Исследовательская деятельность учащихся, выстроенная как самостоятельный творческий поиск, исключает пассивную роль учащегося, не вписывается в репродуктивные рамки, а является собственно творческой деятельностью. Как подметил академик А.М. Матюшкин, мысль в голове исследователя рождается голенькой и понятной ему одному. Только в «одетом» виде она может стать достоянием других. Проектные идеи, исследовательские замыслы могут быть реализованы только деятельностным путем.
-
Цель: показать некоторые приемы организации исследовательской деятельности при выборе темы исследования Задачи: 1.Определить основные черты проектной и исследовательской деятельности 2.Продемонстрировать приемы, направленные на формирование мотивации к исследовательской деятельности на этапе выбора, формирования и формулирования темы.
-
Разминка (активизация деятельности участников)
«Чтобы сделать колесо, нужно перегнуть палку». • Панорама проектных идей «Ледяная избушка». Стимулирование проектного мышления участников мастер-класса. • Анкета «Выявление мотивов участия педагогов в проектно-исследовательской деятельности»
-
Анкета
Каковы мотивы Вашего участия в проектно-исследовательской деятельности: • Потребность времени • Инициатива администрации ОУ • Образовательный запрос учащихся • Заказ родителей • Желание освоить технологию проектно-исследовательской деятельности • Собственная инициатива Наиболее предпочтительным в собственной педагогической практике считаете • проектную деятельность • исследовательскую деятельность (Материалы анкеты не обсуждаются, их цель – побудить участников мастер-класса к внутренней рефлексии).
-
Демонстрация (отработка с участниками) основных элементов педагогического опыта
Разведем понятия - «проект» - «исследовательская работа» Иногда проектную или исследовательскую деятельность рассматривают как синонимы. Так ли это на самом деле? Исследование и проектирование – принципиально разные виды деятельности. Каковы черты проектной и исследовательской деятельности?
-
«Исследование – бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает, к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него и других людей полезны и приятны» [Савенков, 2007].
(таблица составляется в ходе обсуждения)
-
Как выбрать тему исследования?
Многолетний педагогический опыт показал, что эффективность исследовательской деятельности повышается с учетом некоторых организационных приемов, например, объединение группы исследователей общей (не значит одной) темой. Как рождается тема? Мотивом выбора тем исследовательских работ, внутренней побудительной силой могут стать характер учащихся, их склонности: «физики» выбирают одно, «лирики» - другое. Личный интерес, профильная направленность, склонность к абстрагированию или образное мышление, систематика или эмоциональность, профессиональное самоопределение могут быть основанием выбора темы.
-
Активизация деятельности участников мастер-класса в ходе составления таблицы по отбору и дополнению правил выбора темы и правил ее формулирования из числа предложенных:
•проблемность; • актуальность (востребованность в науке, во времени, общественная значимость); • краткость; • желание автора (личный интерес, желание изучить тему более глубоко); • накопленный практический опыт; • лексическая грамотность формулировки; • тема выбирается с учетом личных познавательных интересов автора исследовательской работы; • учет исследовательских возможностей; • учет времени, отводимого на исследование • в теме должно просматриваться поле исследования (ошибка формулирования: «узкая или широкая формулировка».
-
-
Технология полифокусного видения объекта
Организация метапредметных технологий на уроке описана в работах российского психолога, педагога - Юрия Вячеславовича Громыко "Мыследеятельностная педагогика"
-
Прием активизации участников мастер класса
-Подснежник - первый весенний цветок. Он первый познает мир. Его можно назвать первооткрывателем. Вокруг него еще лежит белый снег – символ белого листа, на котором будут записаны все его открытия. Появляются проталины – черные точки на снегу. А подснежник – нежный, беззащитный как дитя. Он познает мир, учится мыслить, жить. Мы сегодня поможем подснежнику мыслить и рассуждать. -Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «весна»? (Зелень, радость, красота, пение птиц и т.д.) -На один вопрос было много вариантов ответов. Как вы думаете, почему? (Все люди мыслят и рассуждают по-разному) -Что объединяет все ваши ассоциации о весне? (Названные слова символизируют добро, рождение новой жизни) -Весна – начало жизни, символ обновлений. Наш подснежник – это символ чистоты, часть природы. А природа открывается только добродушным и трудолюбивым людям.
-
Прием активизации участников мастер-класса
-Вспомните, в каком литературном произведении подснежник стал наградой за труд и щедрость души? (Славянская сказка «Двенадцать месяцев» в переводе С.Маршака). -Назовите главных героев этого литературного произведения. (Падчерица, принцесса, мачеха с дочкой) Ведущий открывает на доске рисунки трех героинь. Если называют 12 месяцев, то надо уточнить, что это волшебные помощники, которое помогают победить добру, помогают главным героям. -Охарактеризуйте падчерицу. (Педагог открывает на доске карточки: добрая, трудолюбивая, внимательная, заботливая) -Охарактеризуйте принцессу. (Педагог открывает на доске карточки: заносчивая, властная, упрямая, капризная) -Охарактеризуйте мачеху. (Педагог открывает на доске карточки: алчная, жадная, злая, бессердечная) -Внутренний мир героя можно определять не только по поступку, но и по отношению к окружающему. Давайте изобразим рождение подснежника движениями, создадим «Живую картину весны».
-
Чтение стихотворения с различной интонацией. -Сейчас вы передали характер подснежника с помощью пантомимы и мимики. А как передать характер падчерицы, принцессы, мачехи, читая стихотворение П.Соловьевой «Подснежник»? Какие средства выразительности речи вы будете использовать? (Тембр, темп, громкость, интонация, тон). -Сейчас вы выберете роль и прочитаете стихотворение, рисуя образ того героя, который вам укажет подснежник. (За мачеху читают равнодушно, за принцессу капризно, за падчерицу – удивляясь и радуясь красоте природы) Участники выбирают подснежник из корзины, на лепестке написана роль. Разыгрывают стихотворение. - Подснежник символизирует обновление в природе, в обществе, которое происходит со школы. Дорого то знание, которое дается не в готовом виде, а которое рождается в результате поиска, исследования, наблюдения. Вся жизнь подснежника будет состоять из вопросов и ответов, проблем и их решений. Наш путь познания бесконечен, поэтому мы поставим многоточие…
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.