Содержание
-
Государственное автономное учреждение Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков»
Тема презентации Семинар-практикум с элементами тренинга с педагогами и специалистами образовательных организаций по теме:«Современные подходы в организации профилактической работы по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе применения «Навигатора профилактики». Действия специалистов в системе образования в ситуации социальных рисков». Ведущий семинара: педагог-психолог ГАУ КО «ЦДиК детей и подростков» Безручкина Ольга Васильевна Калининград, 2020 г.
-
Цель семинара: повышение психолого- педагогической компетентности специалистов в осуществлении работы по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних в образовательной организации на основе применения современных подходов, методических материалов («Навигатора профилактики»).
-
Задачи семинара - практикума:
Систематизация представлений участников семинара –практикума о причинах возникновения социально-психологической дезадаптации и раннего проблемного (отклоняющегося) поведения, об основных признаках и видах отклоняющегося поведения подростков Расширение понимания участников через совместный анализ и обсуждение основных факторов риска и угроз психологической безопасности, жизни детей и подростков в ситуациях социального риска. Развитие компетенций участников в области оказания эффективной помощи детям и подросткам с помощью современных подходов, различных алгоритмов действий на основе применения методических материалов, с учетом психолого-педагогической и социально-психологической специфики поведенческих проблем.
-
План семинара:
1.Введение участников в тему. Постановка цели, актуальности рассматриваемой проблемы. 2. Знакомство участников семинара. 3. Правила работы в условиях семинара –практикума (с элементами тренинга). 4. Упражнение -разминка «Гора с плеч». 5.Информационный блок: представление «Методических материалов по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся».6.Работа участников семинара по подгруппам с использование методических разработок «Навигатора профилактики» по разрешению проблемных ситуаций в поведении подростков. Обобщение опыта групповой работы. 7.Завершение семинара-практикума . Подведение итогов работы. Обратная связь участников семинара.
-
1. Введение участников в тему семинара.
Ведущий представляется, знакомит участников с темой и целью семинара. Раскрывает актуальность рассматриваемой проблемы. Подростковый возраст – важнейший этап жизни, во многом определяющий судьбу человека. Его можно сравнить с распутьем, где Иван –Царевич остановился в раздумье около камня с надписью: «Налево пойдешь.. Направо пойдешь…». В одну сторону –путь к реальной взрослости, когда человек принимает на себя ответственность за свою жизнь, понимает смысл собственного бытия, ощущает радость жизни. В другую – к взрослости иллюзорной, инфантильной или асоциальной с множеством проблем». «…Но особенно трудно приходится подростку, когда его взросление проходит в условиях нестабильности в экономической и культурно-ценностной сферах развития современного общества, кризиса семьи».
-
2. Знакомство участников семинара. Цель: снятие напряжения, снятие барьеров общения, создание условий для продуктивного взаимодействия.3.Правила работы в условиях семинара –практикума (с элементами тренинга).
Примерные правила, которые ведущий может обсудить с участниками: Активного участия; Правило поднятой руки; Уважение друг к другу. Я – высказывание, говорить от своего имени; Безоценочный подход( принимается любая идея); Правило безопасности (принятие, уважение, понимание) 4. Упражнение –разминка «Гора с плеч» Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.
-
5. Информационный блок –представление участникам«Методических материалов по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся».
В рамках реализации Плана первоочередных мер по повышению эффективности профилактики правонарушений обучающихся и обеспечению безопасности образовательных организаций Министерства просвещения Российской Федерации (ранее Министерства образования и науки Российской Федерации) коллективом специалистов факультета Юридической психологии и Центра экстренной психологической помощи МГППУ для педагогов, классных руководителей и других специалистов образовательных организаций разработаны памятки по различным видам девиантного поведения и алгоритмы действий.
-
Методическое пособие«Навигатор профилактики»
-
6.Работа участников семинара по подгруппам с использование методических разработок «Навигатора профилактики» по разрешению проблемных ситуации в поведении подростков методом мозгового штурма.
Задания по подгруппам: 1.На основе практического опыта, анализа участникам необходимо сформулировать причины социально-психологической дезадаптации ребенка, подростка в школе (внешние, внутренние). 2. Используя практический опыт, описать критерии, которые помогут определить, что это серьезные проблемы в поведении несовершеннолетнего, т.е. девиантное поведение. Как выявить его отличие от нормативного кризиса? 3.В каких формах проявляется трудное поведение, поведение ненадлежащего характера? Что необходимо учитывать педагогам в случае возникновения проблемного поведения? 4. Разработать различные алгоритмы действий, с учетом психолого-педагогической и социально-психологической специфики поведенческих проблем ребенка, на основе конкретного случая из опыта работы.
-
Обобщение опыта работы каждой группы.
Выступление группы 1. Причины социально-психологической дезадаптации ребенка, подростка в школе (внешние, внутренние): -Поступление в школу; -Переход на другую ступень образования; -Смена классного руководителя- Трудности в адаптации в школе/ классе; - Экзаменационные ситуации - Опасные или кризисные ситуации в жизни ребенка
-
Выступление группы 2.Как определить, что это серьезные проблемы в поведении несовершеннолетнего, т.е. девиантное поведение. Как выявить его отличие от нормативного кризиса?
-
Выступление группы 3.В каких формах проявляется трудное поведение, поведение ненадлежащего характера? Что необходимо учитывать педагогам в случае возникновения проблемного поведения?
-
Выступление группы 4.Представление алгоритма оказания помощи ребенку в случае возникновения проблемного поведения, с учетом психолого-педагогической и социально-психологической специфики поведенческих проблем ребенка, на основе конкретного случая из опыта работы:-Поговорить с ребенком, при этом поддерживать контакт с ним на основе доверия.- Поговорить с родителем (законным представителем ребенка.- Обратиться к администрации школы, специалистам (психологу, социальному педагогу).- Инициировать психолого-педагогический консилиум, с целью разработки необходимых мер и оказания комплексной помощи ребенку.- Рекомендовать родителям обратиться за помощью в специализированные центры (центры ППМС помощи), центры социального обслуживания, в службу Детского телефона доверия и др.- Привлечь специалистов из других учреждений ( ПДН, КДН) для работы с ребенком или его семьей.
-
7. Завершение семинара-практикума . Подведение итогов работы. Обратная связь участников семинара.
-
Литература:
Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения. ––М.: Институт практической психологии, 1996. – 224 с. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб: «Ривьера», 1994. – 178 с. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. Интернет –ресурсы/ сайт: При разработке и публикации семинара-практикума использовались "Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся» (Навигатор профилактики) с сайта: Московский государственный психолого-педагогический университет: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour Министерство просвещения РФ ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»: http .//www.fcprc.ru/.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.