Содержание
-
Профессиональная компетентность педагога
«Талант – Солнце, только дайте ему светить». Сократ
-
Какими качествами должен обладать «новый учитель»?
Уметь определять цели и образовательные результаты ребенка на языке умений (компетенций); Уметь включать учащихся в разные виды деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы; Уметь использовать разнообразные приемы и способы мотивации учащегося для включения в различные виды деятельности, позволяющие ему наработать требуемые компетентности (ключевые); Уметь организовывать и руководить групповой проектной деятельностью учащегося; Уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых учащимся компетенций и оценивать их при помощи соответствующих критериев; Иметь четкий, понятный гибкий язык с образными выражениями;
-
уметь организовать дискуссию и участвовать в ней, принимая, что своя точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике; Понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы, способности; Уметь учиться вместе с учениками, владеть исследовательским мышлением, компьютерными технологиями; Демонстрировать увлеченность своим предметом; Иметь собственную позицию и свою манеру обучения , не быть безликим; Демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат; Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся; Уметь организовать рефлексию своей деятельности своего поведения в процессе занятий и корректировать их.
-
Понятие «Профессиональная компетентность» пришло к нам из HR - менеджмента (МакКлеланд и Спенсер).
Специалист любой области деятельности должен обладать набором ключевых компетенций: Информационная компетенция: Социально-коммуникативная компетенция: Компетенция в решении проблем: Способность к эффективному поведению на рынке труда: Предпринимательская компетенция (способность к самозанятости): Способность к профессиональному росту и непрерывному самообразованию:
-
Пять элементов или видов профессионально-педагогической компетентности. (Н.В. Кузьмина)
Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.
-
Профессиональный стандарт педагогической деятельности(под редакцией Я.И. Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова)Разработан по государственному контракту №П243 от 11.09.2006
Под профессиональным стандартом будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в деятельности. тесты
-
Компетенции – опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав. Компетентность – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
-
При определении компетенций и компетентностей были проведены следующие уровни анализа:
выявление требований к профессиональным качествам педагога, вытекающим из педагогической теории; определение состава компетенций, вытекающих из требований психологической теории системогенеза деятельности; выделение требований к профессиональным качествам педагога, содержащихся в действующих образовательных стандартах по направлениям и специальностям под готовки педагогического профиля; определение состава компетенций на основе опроса студентов и учителей, а также преподавателей педагогических вузов; определение требований к выпускникам вузов и работающим педагогам, формулируемых директорами школ и работниками системы управления образованием (работодателями).
-
-
Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
Личностные качества Постановка целей и задач педагогической деятельности Мотивация учебной деятельности Информационная компетентность Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений Компетенции в организации учебной деятельности
-
-
Оценка уровня квалификации педагогических работников
Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности[1]. [1] Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений п. I.2, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 марта 2010 г. № 209.
-
Принципы проведения аттестации педагогических работников
-
Аттестация педагогических работников проводится в следующих формах:(инвариантных)
тестирование педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности по вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности; экспертиза уровня профессиональной компетентностипо материалам портфолио для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей);
-
Тестирование по вопросам профессиональной деятельности.
-
Положение о критериях оценки уровня квалификации педагогических работников при прохождении аттестации
4.2.1.Тестированиепедагогических работников осуществляется с целью подтверждения соответствия занимаемой должности по вопросам, связанным с педагогической деятельностью. 4.2.2.Для проведения тестирования педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности используются контрольно-измерительные материалы (КИМ), разработанные для профессиональной квалификационной группы должностей работников образования. Содержание КИМ отражает требования, предъявляемые к педагогическим работникам квалификационными характеристиками должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС).
-
4.2.3. Квалификационный тест состоит из двух частей: первая часть включает 20 заданий, определяющих уровень сформированности общепедагогических, психологических, информационных и коммуникативных компетенций (Приложение 3); вторая часть содержит 25 вопросов, включающих знание нормативно-правовых документов, а также предметно–содержательную и методическую деятельность педагогов.
-
Структура КИМ (первая часть)
Профессиональный блок – характеризующей качества действий работника, обеспечивающие эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей. Психологический блок – предполагающей использование в профессиональной деятельности здоровьесберегающих технологий, методик, техник; Информационный блок– обеспечивающей квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; Коммуникативный блок – обуславливающей конструирование прямой и обратной связи с другими людьми; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия и организации совместной деятельности для достижения профессиональных целей;
-
Блок 1. Общепрофессиональные вопросы, вопросы педагогики.
1-2 вопросы – один балл. Выберите правильный ответ 1. Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей их дальнейшему образовательному самоопределению да нет 2.Гуманистическую педагогику характеризует стремление изменить воспитанника да нет
-
3-4 вопросы – 2 балла. Выберите один правильный ответ 3. Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Министерства образования и науки РФ является: «Вестник образования». «Бюллетень Министерства образования и науки РФ». «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». «Собрание законодательства РФ». 4. Метод обучения, при котором учащийся сам ставит проблему, находит пути ее решения, оформляет и представляет результат, называется: эвристическим репродуктивным проектным проблемным
-
5 вопрос –4 балла. Установите соответствие 5. Поставьте в соответствие методу обучения особенности его реализации: А-репродуктивный; Б-проблемное изложение; В-исследовательский Учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания Ученик выполняет действия по образцу учителя Самостоятельная поисковая деятельность учащихся (практическая или теоретическая). Ответ: А-2; Б-1; В-3
-
Блок 2. Психолого-педагогический блок
1. Подтвердите правильность определения: «Здоровье - это состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Да Нет 2. Возрастом называется категория, обозначающая временные характеристики индивидуального развития. Да Нет
-
3. Выберите номер правильного варианта ответа. Общая цель социально-психологического тренинга навыков здорового образа жизни: 1) приобретение знаний; 2) развитие установок, определяющих поведение; 3) повышение компетентности в общении; 4) формирование умений, навыков в области ЗОЖ. 4. Выберите номер правильного варианта ответа. Социальная ситуация развития - это.. 1) место пребывания ребенка; 2) бытовые условия жизни; 3) система отношений с обществом; 4) отношение к себе;
-
5.Установите соответствие возрастных периодов развития ребенка и степенью сформированности отношения к своему здоровью: Ответ 1-В, 2-Б, 3-А.
-
Блок 3. Информационный.
1-2 вопросы – один балл. Выберите правильный ответ 1. Верно ли утверждение: «Электронное письмо нельзя отправить без указания темы»? да нет 2. Верно ли утверждение: «Для работы с интерактивной доской не нужно специальное программное обеспечение»? да нет
-
3-4 вопросы – 2 балла. Выберите один правильный ответ 3. При работе с текстовым редактором необходимы следующие аппаратные средства персонального компьютера: Клавиатура, дисплей, процессор, оперативное запоминающее устройство, внешнее запоминающее устройство (диск), принтер Мышь, сканер, жесткий диск Модем, плоттер Клавиатура, дисплей, мышь, принтер 4. Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет: Web-страницу; IP-адрес; Домашнюю Web-страницу Доменное имя
-
5 вопрос –4 балла. Установите соответствие Соотнесите название графического редактора с его типом Ответ: А-1, Б-2, В-1
-
Блок 4. Коммуникативный
1. Подтвердите правильность определения: « Адаптация к школе – это приспособление к окружающим условиям, обеспечивающее возможность выполнять учебные функции, выстраивать адекватную систему отношений со сверстниками, родителями, педагогами». Да Нет 2. Подтвердите правильность определения : «Учебная деятельность – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении». Да Нет
-
3. Выберите номер правильного варианта ответа. К невербальным средствам общения относятся все ниже перечисленные средства, кроме... 1) позы; 2) состояния здоровья; 3) жестов; 4) мимики. 4 .Выберите номер правильного варианта Начинать беседу лучше с : Высказывания претензий Вопросов, по которым есть расхождение Вопросов, по которым есть согласие с собеседником Критики собеседования
-
5. Установите соответствие: Ответ: 1 – В, 2 – Б, 3 – А.
-
1 часть(40 баллов)
-
2 часть (60 баллов)
-
Единообразие структуры тестовых заданий
-
Положение критериях оценки уровня квалификации педагогических работников при прохождении аттестации
Итоговый балл, сформированный по результатам прохождения квалификационного испытания, представляет собой оценочный критерий, на основе которого принимается решение о соответствии (несоответствии) уровня квалификации педагогического работника занимаемой должности. Значение критерия варьируется в диапазоне от 0 до 100 баллов и фиксируется следующим образом: от 60 до 100 баллов – соответствие занимаемой должности; от 0 до 59 баллов – несоответствие занимаемой должности.
-
Портфолио –индивидуальная папка педагогического работника, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты достижений его учеников и воспитанников в обучении, воспитании и развитии, предоставляется на бумажном и электронном носителях (каждый в одном экземпляре).
-
Критерии портфолио
Критерий I. Владение современными образовательными технологиями и методиками Критерий II. Эффективность применения современных образовательных технологий и методик Критерий III. Стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ Критерий IV. Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания
-
Аттестация педагогических работников проводится в следующих формах:(вариативных)
мастер-класс, представление авторского продукта (педагогическая концепция, педагогический проект, авторская учебная программа, методическая разработка, пособие, опытно-экспериментальная разработка) для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории; творческий отчет[1] (отчетный концерт, представление протокола и видеоматериалов итогового государственного экзамена, итоговый просмотр (выставка) работ учащихся, предоставление протокола итогового просмотра (выставки) работ учащихся с анализом педагогической деятельности руководителя группы). [1] Для педагогических работников образовательных учреждений культуры и искусства, претендующих на присвоение высшей квалификационной категории.
-
Вариативные формы аттестации педагогических работников
Мастер-класс– публичная демонстрация умений и навыков какого л. специалиста в каком л. деле. (Новый словарь иностранных слов, 2009) Мастер-класс- (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
-
Задачи мастер-класса:
передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса; оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
-
Как известно, педагогическая технология представляет собой структуру, которая включает следующее взаимосвязанные блоки: цель научной идеи последовательные действия учителя и ученика критерии оценки качественно новый результат. В технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
-
Технология проведения мастер-класса:
Цель- создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором а) приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика; б) формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы. Основные научные идеи - деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы. Последовательность действий - пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера. Критерии оценки - новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий). Качественно новый результат - умение моделировать деятельность в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.
-
Пошаговый алгоритм технологии мастер-класса (автор Г. Русских)
1-й шаг. Презентация опыта мастера. 1.1. Краткая характеристика обучающихся экспериментальной группы, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся. 1.2. Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе с экспериментальной группой. 1.3. Описание достижений в опыте работы Мастера, которые зафиксированы в информационной сети. 1.4. Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии. 1.5. Определение проблем и перспектив в работе учителя. 2-й шаг. Представление системы занятий. 2.1. Описание системы занятий в режиме эффективной педагогической технологии. 2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.
-
3-й шаг. Имитационная игра. 3.1. Учитель-Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися. 3.2. Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке. 4-й шаг. Моделирование. 4.1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии урока мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную дея¬тельность слушателей и управляет ею). 4.2. Обсуждение авторских моделей урока. 5-й шаг. Рефлексия. 5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
-
Основными элементами технологии проведения мастер-класса является:
индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.
-
Индукция
Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией). Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников. Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Осознание возможности решения проблемы – необходимое средство для стимулирования интереса.
-
Основные элементы технологии проведения мастер - класса
Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Социоконструкция – важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников. Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
-
Социализация – всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога. Афиширование– представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.
-
Разрыв – ближе всего отражает смысл понятия слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв – это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Рефлексия– последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера его для дальнейшей работы.
-
Рекомендации к организации мастер-класса: 1. Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. 2. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. 3. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников. Таким образом, учитель-Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету. Мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность школьников, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.
-
Критериальная таблица для оценки вариативной формы «мастер-класс»
-
-
Представление авторского продукта
Педагогическая концепция, Педагогический проект, Авторская учебная программа, Методическая разработка, пособие, Опытно-экспериментальная разработка. Описание авторского продукта является приложением к портфолио. По решению экспертной группы, возможна публичная зашита авторского продукта.
-
Концепция – (от латинского conceptio понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. (Современная энциклопедия) Педагогическая концепция – это структурированная совокупность идей (собственных или заимствованных), знаний, представлений, описывающих и обосновывающих профессиональные идеи. Концепция имеет прогностическийхарактер, надо показать перспективы, нерешённые проблемы, задачи.
-
Структура описания педагогической концепции:
титульный лист; введение; основная часть; заключение; источники информации.
-
Рекомендации к оформлениютитульного листа по описанию педагогической концепции:
полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом и указанием района (города) (обозначить в верхней части листа); тема педагогической концепции (в середине листа); фамилия, имя и отчество автора (полностью) (в родительном падеже); имеющаяся квалификационная категория и указать квалификационную категорию, на которую педагогический работник претендует; должность (с указанием преподаваемого предмета); год составления работы в нижней части листа.
-
Рекомендации по составлению введения педагогической концепции:Введение содержит:
обоснование актуальности той проблемы, которой посвящено описание педагогической концепции и перспективности использования предлагаемого опыта; определение степени новизны собственной концепции; описание теоретического аспекта с указанием сведений об ученых, на чьи труды опирается педагог при разработке своей концепции; освещение своеобразного терминологического словаря, который используется автором концепции; анализ педагогической ситуации в собственном образовательном учреждении с точки зрения заявленной проблемы (проблемный анализ ситуации); постановка цели, которую автор собирается достигнуть при решении выявленной проблемы; представление диагностического инструментария, который позволит оценить полученный результат.
-
Рекомендации по составлениюосновной части педагогической концепции:
Основная часть содержитописание практического опыта, который предполагает: подробное описание средств, используемых для достижения завяленной цели; примеры эффективной деятельности, на которую автор опирается в своей концепции (они являются составной частью описания); сущностные характеристики авторской позиции, позволяющие понять ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности; соотнесение своего опыта работы с опытом других педагогов (если он известен автору); обоснование выбора диагностического инструментария, который позволит оценить полученный результат.
-
Рекомендации по составлению заключения
Заключение должно содержать: описание полученных результатов, их соотнесение с поставленными во введении целями, которые автор хотел достигнуть при решении обозначенной проблемы; выводы по решению заявленной проблемы; описание планов дальнейшей работы по выбранной проблематике.
-
Примечание: при написании педагогической концепции совершенно недопустимо переписывание целых разделов текста из первоисточников, статей или иных публикаций. В любом случае в работе должна хорошо просматриваться профессиональная позиция автора (должно быть четко видно, что представляет собой педагогическая концепция). Возможны ссылки на других авторов, цитаты ведущих ученых педагогики и т.п. В разделе«Источники информации»необходимо указать источники в соответствии с общепринятыми требованиями и полные библиографические сведения об использованной литературе (в целом, не менее 5 работ).
-
Педагогический проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации; разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий. (Словарь педагогических терминов). Педагогический проект – индивидуальное представление учителя о собственной будущей деятельности. (В.В. Краевский и И.Я. Лернер)
-
Требования к педагогическому проекту:
описание ситуации, в которой возникла педагогическая проблема; постановка проблемы; цель проекта, которая должна быть достижима в рамках предусмотренного периода времени и технологий деятельности; обоснование способа решения проблемы (достаточно, чтобы было обосновано использование известного способа решения проблемы, или способ был скомпонован педагогом из нескольких известных, или явился результатом адаптации известного способа решения похожих проблем); задачи и план деятельности; планируемые образовательные результаты; описание показателей достижения результатов и способов диагностики; описание полученных образовательных результатов, свидетельства их достижения и анализ результативности проекта.
-
Введение содержит:
обоснование актуальности той проблемы, которой посвящено описание педагогического проекта и перспективности использования предлагаемого опыта; определение степени новизны ведущей идеи проекта; описание теоретического аспекта с указанием сведений об ученых, на чьи труды опирается педагог при разработке педагогического проекта; представление научной классификации, на которую опирается автор педагогического проекта; представление понятийного аппарата, который использует автор; указание на применяемые технологии и методы при разработке проекта; анализ ситуации с точки зрения заявленной проблемы (проблемный анализ ситуации); постановку цели и задач, которые автор собирается достигнуть при решении выявленной проблемы; представление диагностического инструментария, который позволит оценить полученный результат.
-
Основная часть содержит
поэтапное описание проектной деятельности педагога, которая предполагает: описание концептуальной линии проекта; определение дидактических, философских принципов, используемых в проектной деятельности; определение объекта и предмета исследования; подробное описание каждого этапа: задача этапа, ожидаемый результат, способы достижения поставленной задачи, временные рамки; сущностные характеристики проектной деятельности; соотнесение своего опыта работы с опытом других педагогов (если он известен автору); выбор диагностического инструментария, который позволит оценить полученный результат.
-
Опытно – экспериментальная разработка
Педагогу необходимо прописать тему опытно-экспериментальной деятельности, если образовательное учреждение участвует в эксперименте, а аттестуемый является учителем-экспериментатором. Целесообразно указать номер приказа, на основании которого в образовательном учреждении организована экспериментальная деятельность. В случае отсутствия экспериментальной деятельности в образовательном учреждении, педагог имеет право индивидуально заниматься опытно-экспериментальной деятельностью на основании приказа по образовательному учреждению. Описание опытно-экспериментальной разработки осуществляется по вышеописанным схемам. Следует обратить внимание на указание возрастных категорий обучающихся, участвующих в эксперименте и временные рамки опытно-экспериментальной деятельности.
-
Педагогическое исследование -
это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях обучения, воспитания и образования, их структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. (Новейший философский словарь / Сост. А.А. Гришанов, стр.53); исследование не просто объясняет педагогический процесс, оно дает знания для его прогнозирования носит теоретический и опытно-экспериментальный характер; по направленности разделяются на фундаментальные и прикладные исследования, разработки.
-
Методы научно-педагогических исследований
1. Метод сравнительно-исторического анализа литературы 2. Метод моделирования 3. Метод причинно-следственного анализа 4. Педагогические наблюдения 5. Беседа 6. Анкетирование и интервью 7. Социометрический метод 9. Метод ранговых оценок 10. Метод обобщения независимых характеристик 11. Метод педагогического консилиума 12. Изучение и обобщение передового педагогического опыта изучения и анализа 13. Статистический метод 14. Педагогический эксперимент
-
Под педагогический экспериментом подразумевается "комплекс методов исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности выдвинутой гипотезы" (Ю.К. Бабанский, 1985). Педагогический эксперимент - это своеобразно сформированный, осуществленный в поддающихся контролю условиях процесс обучения или воспитания, дающий возможность наблюдать педагогические явления, служащий для решения многих задач исследования (Клеев С.А. 1998)
-
Эксперимент -
научно обоснованный опыт; проверка гипотезы; воспроизведение кем-то разработанной методики (технологии, системы и т.д.) в новых условиях; метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуется педагогическое явление, ведется поиск нового, более эффективного способа решения педагогической проблемы, задачи; метод исследования, предполагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности и позволяющий варьировать эти факторы в целях достижения оптимальных результатов.
-
Структура программы ОЭР
Название темы эксперимента. Автор-исполнитель или руководитель эксперимента (фамилия, имя, отчество, должность, звание, адрес, телефон). Краткое обоснование актуальности темы (из каких потребностей и противоречий вытекает необходимость организации эксперимента). Объект исследования. Предмет исследования. Цель эксперимента Задачи. Гипотеза (развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, будущая методика, система мер, т. е. то нововведение, за счет которого ожидается получить высокую эффективность учебно-воспитательного процесса). Методы и контрольные методики исследования (виды анкет, тесты, тексты контрольных работ, экспериментальные дидактические материалы).
-
Примерная структура программы ОЭР
Сроки эксперимента (время начала и предполагаемого завершения). Этапы (сроки и содержание работы). Состав участников эксперимента. Распределение функциональных обязанностей всех лиц, участвующих в опытно-экспериментальной работе или привлекаемых к ней. База (вся школа, параллель, отдельный класс, группа детей – оговорить экспериментальные и контрольные объекты). Формулировка критериев оценки ожидаемых результатов. Прогноз: а) положительных результатов; б) потерь, возможных негативных последствий; в) компенсационные механизмы. Научный консультант эксперимента. Предложения по кандидатурам рецензентов программы эксперимента (с указанием должности и места работы); Форма представления результатов эксперимента (письменный отчет, текст доклада, методические рекомендации, статья в журнал, и пр.).
-
Авторская учебная программа
может быть приложена к портфолио как по учебному курсу, так и по элективному курсу, а также по предметам дополнительного образования. Для подтверждения соответствия авторской учебной программы требованиям образовательных стандартов следует приложить рецензию или экспертное заключение школьного или муниципального, регионального или федерального уровней.
-
Методическая разработка
может включать: разработку урока, любого другого учебного занятия; разработку занятия кружка, спортивной секции, клуба по интересам, ученической конференции, исследовательской деятельности, родительского собрания; методические рекомендации по проблемам в образовании; памятки, алгоритмы, разработанные педагогом; сценарии внеклассных мероприятий и др.
-
Критериальная таблица для оценки вариативной формы «авторский продукт»
-
Положениео критериях оценки уровня квалификации педагогических работников при прохождении аттестации
Итоговый балл, сформированный по результатам оценивания вариативной формы, представляет собой оценочный критерий, на основе которого принимается решение о зачете (незачете) вариативной формы при определении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории. Значение критерия варьируется в диапазоне от 0 до 100 баллов и интерпретируется следующим образом: от 75 до 100 баллов – зачет вариативной формы; от 0 до 75 баллов – незачет вариативной формы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.