Содержание
-
Конкурсное задание«Методический семинар»
Учитель начальных классов I квалификационной категории Протопопова Светлана Викторовна МБОУ «Депутатская СОШ»
-
Тема: «Проектно-исследовательская деятельности, как средство развития познавательных способностей младших школьников» Актуальность темы: В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования передо встала проблема поиска эффективных форм, методов, обучения для активизации познавательной деятельности младших школьников.
-
Особое внимание в новом ФГОС уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.
Совместное выполнение проектов способствует развитию коммуникативных навыков При использовании интерактивных технологий лучше усваивается информация
-
Цель: создать условия для развития познавательных способностей младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности.
Задачи: 1. изучить материалы научно-методической литературы; 2. подготовить учащихся к овладению универсальными учебными действиями на основе взаимосвязанных педагогических способов; 3. развивать у ребенка естественную потребность познания окружающего мира;
-
Принципы:
1. создавать условия для приобретения обучающимися опыта проектно-исследовательской деятельности; 2. учитывать возрастные психологические особенности развития детей; 3. не преподносить ученикам новое знание в готовом виде, а организовывать процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной проектно-исследовательской деятельности; 4. создавать доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия, создавать ситуацию успеха; 5. формировать у обучающихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора; 6. предлагать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивать при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.
-
Методы проектов
1. создавать условия для приобретения обучающимися опыта проектно-исследовательской деятельности; учитывать возрастные психологические особенности развития детей; 2. не преподносить ученикам новое знание в готовом виде, а организовывать процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной проектно-исследовательской деятельности; 3. создавать доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия, создавать ситуацию успеха; 4. формировать у обучающихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора; 5. предлагать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивать при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.
-
Дидактические средства
Использую следующие дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательская задача; проблемный вопрос; моделирование эксперимента. Учебные исследования дети выполняют на уроке и в ходе подготовки домашнего задания; проведение наблюдений, постановка несложных опытов, проблемный анализ текста, подготовка вопросов для дискуссии, творческие работы (сочинение – путешествие, рассказы, стихи). На мой взгляд, в методике изучения окружающего мира в начальных классах проектно-исследовательская деятельность занимает значительное место. Она представляет собой способ организации процесса познания, который обеспечивает поисковую деятельность учащихся в открытии фактических знаний и взаимосвязи между ними. Его реализация предполагает использование таких методов, как наблюдения, опыты, самонаблюдение. В ходе наблюдений осуществляется и изучение исследовательских способностей детей.
-
Организация учебно-воспитательного процесса в рамках методического опыта «Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательных способностей младших школьников», предполагает использование метода проектов для достижения вышепоставленных целей обучения. Метод проектов – ведущий метод моего опыта, который опирается на уже имеющийся опыт ребенка, на его собственный путь поиска и преодоления затруднений. Ученик сам исследует изучение какого-либо правила, темы и ищет научные знания в форме диалога учителя, ученика и другого источника получения знаний. Роль учителя в данном случае – роль организатора, руководителя, не подменяющая самостоятельной работы ребенка. Велика роль проектно-исследовательской деятельности как в общем, так и в индивидуальном развитии школьника. Она дает представление о широкой картине мира, обогащает нравственно и эмоционально, развивает воображение, речь, развивает собственное творчество.
-
Наблюдая за детьми в ситуациях, требующих исследовательского поведения, необходимо ориентироваться на следующие критерии:умение видеть проблемы;умение ставить вопросы;умение выдвигать гипотезы;умение классифицировать;умение делать выводы и умозаключения;умение структурировать материал;умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.Проектно-исследовательская деятельность проходит в форме небольших междисциплинарных исследований. Содержанием проектной деятельности младших школьников становятся извечные детские «почему?». Осуществляя работу над проектом, ребенок получает возможность самостоятельно (конечно с помощью взрослых) найти ответы на свои вопросы.
-
Учащиеся с большим удовольствием принимают участие в разработке проектов по темам: «Моя малая Родина»; «Газета :Они сражались за Родину»; «Книжки- малышки»; « Народные праздники»; «Моя родословная»; «Моя семья»; «Мои друзья»; «Узоры на посуде»; «Рифма» «Мой родной язык»; «Словарные слова»; «Наши домашние животные». Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний.
-
Вывод:
Учебное проектирование в начальной школе – это универсальное средство комплексного развития личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных действий младших школьников, это способ формирования социально ориентированной личности гражданина России.
-
-
-
Материал для газеты.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.