Содержание
-
Методический семинар на тему: «Формирование УУД на уроках математики в 5-6 классах» Учитель математики МБОУ СОШ №2 г. Кызыл Хомушку ЧодурааМергеновна Конкурс «Учитель года – 2016»
-
Формирование УУД в 5-6 классах
Модернизация современного российского образования потребовала новых подходов к организации учебного процесса в школе, к методам, средствам и формам обучения. В связи с этим с 2011 года начальная школа переходит к новым ФГОС, а с 2015 года к новым ФГОС переходят 5-6 классы[].
-
НОВЫЕ ФГОС
ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ (с объяснительного на деятельностный) ИЗМЕНЕНИЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (оценка не только предметных ЗУН, но и метапредметных и личностных результатов) Согласно новым ФГОС[] главное заключается в изменении метода обучения с объяснительного на деятельностный. В связи с этим изменяются оценки результатов обучения- оценка не только ЗУН, но и метапредметных и личностных результатов.
-
Как обучать?С помощью чего учить?Как проверить достижение новых образовательных результатов?
-
Понятие УУД
Основной целью школьного математического образования согласно новым ФГОС является формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД). Анализ психолого-педагогичсекой и методической литературы показывает что под УУД понимают |способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
-
Основу системно-деятельностного подхода составляют теоретические положения отечественных ученых (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.С.Петерсон, Д. и др). Различают следующие виды УУД:
-
Функции УУД
-
Личностные УУД
-
Познавательные УУД
-
-
-
Структура технологии деятельностного подхода: Самоопределение к деятельности (оргмомент) : создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») выделение содержательной области («могу») Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Постановка учебной задачи Построение детьми проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) Первичное закрепление во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия деятельности (итог) Современный урок по новым ФГОС имеет следующую структуру:[4]
-
Дидактические принципы
-
Концептуальная база для реализации системно-деятельностного подхода
-
Требования к современному уроку Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока. Учитель выступает в роли организатора, а не информатора. Обязательная рефлексия учащихся на уроке. Высокая степень речевой активности учащихся. Основные требования к современному уроку таковы:
-
Структурные элементы урока Мобилизующий этап - включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Целеполагание - формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить - узнать – научиться. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний. Коммуникация. Взаимопроверка и взаимоконтроль. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
-
Схема урока
-
Организационно-деятельностные методы обучения, формирующие «умения учиться»: методы ученического целеполагания методы ученического планирования методы создания образовательных программ учеников методы нормотворчества методы самоорганизации обучения методы взаимообучения метод рецензий методы контроля методы рефлексии методы самооценки
-
Прошел первый этап реализации ФГОС нового поколения в учебном процессе в начальной школе, началось внедрение и в среднее звено современной школы. Беседа с учителями, анализ соответствующей литературы показывает, что самым сложным является этап целеполагания- формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить - узнать – научиться. Остановимся на некоторых примерах, которые можно использовать на уроках математики на этапе самоопределения учащихся. При проведении урока на тему «Сумма внутренних углов треугольника» во время педагогической практики мною были использованы следующие приемы, чтобы подвести учащихся к постановке цели урока. Каждому ученику было предложено нарисовать в тетради любой треугольник и выполнить задание: измерить углы треугольника с помощью транспортира; найти сумму внутренних углов; определить вид треугольника; сделать выводы. Дается следующее задание, непосредственно связанное с предыдущим: чему равен угол равностороннего треугольника; чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника; могут ли быть два прямых угла в треугольнике; чему равна сумма углов тупоугольного треугольника. В результате выполнения этих заданий самими учащимися формулируется гипотеза- сумма внутренних углов треугольника равна 180. Такую работу необходимо проводить систематически и она требует терпения, творчества, самоотдачи. В заключение отметим, что введение новых ФГОС способствует развитию самостоятельности и формированию «умения» учиться, в целом способствует улучшению качества знаний школьников.
-
Анализ психолого-педагогической, методической литературы и опыт преподавания математики по новым ФГОС показывает, что учителя нуждаются прежде всего в методической помощи по разработке технологических карт уроков и разработки уроков по новым ФГОС. С другой стороны, введение новых ФГОС способствует улучшению качества знаний школьников.
-
Литература: Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения// Педагогика, №4, 2009г, С. 18-22. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985 Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.,1996 Емануилов А.В. Конструирование учебных занятий: Методические рекомендации. Омск. 2005. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. : Политиздат, 1977. 7. ФИСЕНКО Т. И. Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А. Формирования мотивации учения. – М., 1993. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012 . Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. – М., 2008. Селевко Г.К. Информационные технологии в школе //Информационно-компьютерные средства в школе. Ярославль. 2003. Технология разноуровневого обучения учащихся основной школы (итоги опытно-экспериментального исследования). Омск, 2003. Третьяков П. И. Управление школой по результатам. – М., 1998. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с Юнина Е. А. Технологии качественного обучения в школе. – М., 2012. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2010. – 544 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века") Интернет-ресурсы: http://www.slideshare.net/agafonovalv/ss-19904992?next_slideshow=1 https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=http://pptcloud.ru/sites/default/files/2012/02/06/prezentaciya_po_uud_k_metodobedineniyu.ppt http://festival.1september.ru/articles/621824/
-
Спасибо за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.