Презентация на тему "Методика преподавания русского языка и литературы"

Презентация: Методика преподавания русского языка и литературы
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.2
6 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Методика преподавания русского языка и литературы" по педагогике, включающую в себя 29 слайдов. Скачать файл презентации 0.64 Мб. Средняя оценка: 3.2 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

Содержание

  • Презентация: Методика преподавания русского языка и литературы
    Слайд 1

    Методика преподавания русского языка и литературы

    Выполнила студентка 1 курса магистратуры Миронова Т.

  • Слайд 2

    Одним из первых определение методики дал Н.И. Новиков (XVIIIв.):

    «Одну из важнейших частей сей науки составило бы точнейшее показание, как надлежит располагать ученье по различию наук и знаний, кои должно доставлять юношеству, по различию учащихся, их способностей, склонностей и будущего их определения. Сия часть педагогики научала бы нас образу ученья, употреблению наблюдений и выводимых из них правил».

  • Слайд 3

    В.В.Голубков (XXв.): «Все методики, какой бы учебной дисциплины они ни касались, сходны между собой в том, что они в определенной последовательности рассматривают принципы, материал и методы работы учителя, отвечают на три основных вопроса: зачем, что и как?».

  • Слайд 4

    Дидактические правила методики (по М. А. Рыбниковой)

    обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся; учащиеся должны ясно понимать поставленную перед ними задачу; искусство методиста - показать сложное в простом, новое в знакомом.

  • Слайд 5

    Ассоциация учителей литературы и русского языка (АССУЛ)

    Цели Ассоциации: объединение усилий граждан и юридических лиц в деле формирования у широкого круга лиц бережного и ответственного отношения к русскому языку; консолидация сил преподавателей в целях формирования интереса у школьников к богатому наследию русской классической и современной литературы; создание единого информационного пространства, необходимого для распространения в профессиональном сообществе современных технологий преподавания.

  • Слайд 6

    Основные задачи: повышение воспитательной и развивающей роли русского языка в деле формирования у школьников гражданского самосознания; содействие созданию условий для профессионального общения педагогов и обмена опытом; оказание помощи в установлении постоянных связей между преподавателями и другими специалистами в области русского языка и литературы; содействие повышению престижа педагогической профессии; проведение общественной экспертизы учебно-методической литературы; содействие социально-правовой защищенности учителей; содействие распространению и изучению русского языка в странах СНГ и в мире.

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    Методика преподавания русского языка

  • Слайд 9

    Ф.И. Буслаев первый системно написал о том, что процесс преподавания русского языка нуждается в растолковании (1844г. «О преподавании отечественного языка»).

  • Слайд 10

    Предмет

    Принципы, цели, задачи обучения школьников родному языку; Процесс обучения русскому языку: содержание обучения, языковой материал, языковые умения; деятельность учителя по отбору и подаче материала; деятельность учащихся по усвоению знаний.

  • Слайд 11

    Задачи

    «зачем изучать» (цель) «чему учить» (содержание) «как учить» (методы, технологии, принципы) «как контролировать усвоенное» (диагностика)

  • Слайд 12

    Актуальные проблемы

    Проблема развития письменной речи Полиэтническая среда Проблема единого учебника Преемственность между этапами обучения

  • Слайд 13

    Методика преподавания литературы

  • Слайд 14

    Конец XIX – начало ХХ вв.

    Впервые методика ориентируется не просто не школьную практику, но и обретает статус науки.

  • Слайд 15

    Предмет

    Процесс изучения литературы

  • Слайд 16

    В методике преподавания литературы исследованы:

    классификация, содержание, структура урока; его идейно-нравственное и эстетическое воздействие на учащихся; место урока в системе развивающего обучения; специфика урока литературы, его творческий, эмоциональный характер.

  • Слайд 17

    Актуальные проблемы

    Проблема создания мотивации к чтению; Примитивизация технологий литературного образования; Обилие программ и учебников, в которых сохранились идеологические штампы; Проблема форм итоговой аттестации; Содержание литературного образования.

  • Слайд 18

    Актуальный глоссарий

  • Слайд 19

    АССУЛ Единый учебник Единое образовательное пространство Интерпретационная деятельность читателя-школьника Итоговое сочинение Концепция школьного филологического образования Литературная компетентность Литературное развитие

  • Слайд 20

    АССУЛ

    Общероссийская общественная организация«Ассоциация учителей литературы и русского языка». Организация осуществляет деятельность по следующим направлениям: - общественный мониторинг уровня образования в области русского языка и литературы в школах; - осуществление научных исследований и разработок в сфере гуманитарного знания; - взаимодействие с органами государственной власти по вопросам совершенствования государственной политики в области образования; - взаимодействие с государственными структурами, общественными и иными объединениями по вопросам совершенствования государственной политики в части отношения к русскому языку и литературе; - взаимодействие с органами исполнительной власти, в том числе путем участия в комиссиях и рабочих группах, регламентирующих обеспечение школ учебно-методическими материалами; представление и защита своих прав и законных интересов, а также прав и законных интересов своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления; - и др.

  • Слайд 21

    Единый учебник

    Концепция, направленная на создание единой линейки учебников про предметам: «Русский язык», «Литература», «История».

  • Слайд 22

    Единое образовательное пространство

    принцип государственной и международной политики в сфере образования и его организации в исторически, экономически, религиозно, национально и политически разнородных территориях (или государствах).

  • Слайд 23

    Интерпретационная деятельность читателя-школьника

    механизм становления и развития диалогических отношений читателя-школьника с художественным произведением, миром и самим собой, который представляет собою органичный природе искусства слова, обучения и бытия ценностно-смысловой процесс диалогового взаимодействия мира текста и литературного и жизненного опыта учащегося, результатом которого является творческая работа; метод и технология организации процесса литературного развития читателя-школьника.

  • Слайд 24

    Итоговое сочинение

    Форма итоговой аттестации в выпускных классах, определяющая допуск учащихся к ЕГЭ и поступление в высшие учебные заведения.

  • Слайд 25

    Концепция школьного филологического образования

    определяет подходы к изучению русского языка и литературы в общеобразовательной школе. Концепция содержит характеристику школьного филологического образования в России, предлагает пути совершенствования изучения русского языка и литературы с учетом современных требований общества и государства, а также в свете отечественной и мировой культурно-исторической перспективы.

  • Слайд 26

    Литературная компетентность читателя-школьника

    потребность учащегося в чтении хороших книг, способность и готовность воспринимать, анализировать и истолковывать художественный текст, исходя из программы текста и программы интерпретатора, в роли которого он выступает, на основе своего литературного и жизненного опыта.

  • Слайд 27

    Литературное развитие

    открытый системный процесс развития у учащихся литературно-творческих способностей, умений и навыков чтения художественных произведений в системе школьного литературного образования; ключевой концепт отечественной методики преподавания литературы и главная цель школьного литературного образования.

  • Слайд 28

    Источники

    Ассоциация учителей литературы и русского языка [Электронный ресурс]. – URL: http://uchitel-slovesnik.ru/ (Дата обращения: 27.12.14). Беляева Н. В. Вызовы и риски современного школьного литературного образования // Русская словесность. - 2012. - № 6. - С. 6-10. Богданова О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. — М., 1999. Болотов В.А. О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_320(Дата обращения: 20.12.14). Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. Обучение русскому языку в школе. М., 2004. Возвращение выпускного сочинения [Электронный ресурс]. – URL: http://sochinenie.wikivote.ru/ (Дата обращения: 13.12.14). Грузан И.Е. Проблемы преподавания литературы в школе в современных социокультурных условиях [Электронный ресурс]. – URL.: http://bank.orenipk.ru/Text/t37_331.htm (Дата обращения: 19.12.14). Дейкина А. Д. Книга Ф. И. Буслаева "О преподавании отечественного языка" (1844 г.) - первооснова методической науки / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. - 1995. - N 2. - С. 117-118.

  • Слайд 29

    Доклад Людмилы Вербицкой «Задачи РОПРЯЛ и проблемы языкового и литературного образования в школе и вузе» [Электронный ресурс]. – URL.: http://rusacademedu.ru/presscentre/66 (Дата обращения: 15.12.14). Методика преподавания литературы: Учебник для пед.вузов / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. — В 2 ч. - М., 1994. Методика преподавания русского языка в школе/ Под ред. Баранова М.Т. М., 2001. Ольшанский Д.А. Современные проблемы преподавания литературы: о преодолении тоталитарности педагогических стратегий // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.159-167. Пономарев Е.Р. Воспитание новых людей. Методика преподавания литературы в советской школе 1930-х гг. // Детские чтения. Т.5. №1 (2014). Романичева Е.С., Сосновская И.В.Введение в методику обучения литературе. — М., 2012. Ядровская Е. Р.  Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования (5–11 классы): монография. — СПб., 2012.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке