Содержание
-
Методика преподавания русского языка и литературы
Выполнила студентка 1 курса магистратуры Миронова Т.
-
Одним из первых определение методики дал Н.И. Новиков (XVIIIв.):
«Одну из важнейших частей сей науки составило бы точнейшее показание, как надлежит располагать ученье по различию наук и знаний, кои должно доставлять юношеству, по различию учащихся, их способностей, склонностей и будущего их определения. Сия часть педагогики научала бы нас образу ученья, употреблению наблюдений и выводимых из них правил».
-
В.В.Голубков (XXв.): «Все методики, какой бы учебной дисциплины они ни касались, сходны между собой в том, что они в определенной последовательности рассматривают принципы, материал и методы работы учителя, отвечают на три основных вопроса: зачем, что и как?».
-
Дидактические правила методики (по М. А. Рыбниковой)
обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся; учащиеся должны ясно понимать поставленную перед ними задачу; искусство методиста - показать сложное в простом, новое в знакомом.
-
Ассоциация учителей литературы и русского языка (АССУЛ)
Цели Ассоциации: объединение усилий граждан и юридических лиц в деле формирования у широкого круга лиц бережного и ответственного отношения к русскому языку; консолидация сил преподавателей в целях формирования интереса у школьников к богатому наследию русской классической и современной литературы; создание единого информационного пространства, необходимого для распространения в профессиональном сообществе современных технологий преподавания.
-
Основные задачи: повышение воспитательной и развивающей роли русского языка в деле формирования у школьников гражданского самосознания; содействие созданию условий для профессионального общения педагогов и обмена опытом; оказание помощи в установлении постоянных связей между преподавателями и другими специалистами в области русского языка и литературы; содействие повышению престижа педагогической профессии; проведение общественной экспертизы учебно-методической литературы; содействие социально-правовой защищенности учителей; содействие распространению и изучению русского языка в странах СНГ и в мире.
-
-
Методика преподавания русского языка
-
Ф.И. Буслаев первый системно написал о том, что процесс преподавания русского языка нуждается в растолковании (1844г. «О преподавании отечественного языка»).
-
Предмет
Принципы, цели, задачи обучения школьников родному языку; Процесс обучения русскому языку: содержание обучения, языковой материал, языковые умения; деятельность учителя по отбору и подаче материала; деятельность учащихся по усвоению знаний.
-
Задачи
«зачем изучать» (цель) «чему учить» (содержание) «как учить» (методы, технологии, принципы) «как контролировать усвоенное» (диагностика)
-
Актуальные проблемы
Проблема развития письменной речи Полиэтническая среда Проблема единого учебника Преемственность между этапами обучения
-
Методика преподавания литературы
-
Конец XIX – начало ХХ вв.
Впервые методика ориентируется не просто не школьную практику, но и обретает статус науки.
-
Предмет
Процесс изучения литературы
-
В методике преподавания литературы исследованы:
классификация, содержание, структура урока; его идейно-нравственное и эстетическое воздействие на учащихся; место урока в системе развивающего обучения; специфика урока литературы, его творческий, эмоциональный характер.
-
Актуальные проблемы
Проблема создания мотивации к чтению; Примитивизация технологий литературного образования; Обилие программ и учебников, в которых сохранились идеологические штампы; Проблема форм итоговой аттестации; Содержание литературного образования.
-
Актуальный глоссарий
-
АССУЛ Единый учебник Единое образовательное пространство Интерпретационная деятельность читателя-школьника Итоговое сочинение Концепция школьного филологического образования Литературная компетентность Литературное развитие
-
АССУЛ
Общероссийская общественная организация«Ассоциация учителей литературы и русского языка». Организация осуществляет деятельность по следующим направлениям: - общественный мониторинг уровня образования в области русского языка и литературы в школах; - осуществление научных исследований и разработок в сфере гуманитарного знания; - взаимодействие с органами государственной власти по вопросам совершенствования государственной политики в области образования; - взаимодействие с государственными структурами, общественными и иными объединениями по вопросам совершенствования государственной политики в части отношения к русскому языку и литературе; - взаимодействие с органами исполнительной власти, в том числе путем участия в комиссиях и рабочих группах, регламентирующих обеспечение школ учебно-методическими материалами; представление и защита своих прав и законных интересов, а также прав и законных интересов своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления; - и др.
-
Единый учебник
Концепция, направленная на создание единой линейки учебников про предметам: «Русский язык», «Литература», «История».
-
Единое образовательное пространство
принцип государственной и международной политики в сфере образования и его организации в исторически, экономически, религиозно, национально и политически разнородных территориях (или государствах).
-
Интерпретационная деятельность читателя-школьника
механизм становления и развития диалогических отношений читателя-школьника с художественным произведением, миром и самим собой, который представляет собою органичный природе искусства слова, обучения и бытия ценностно-смысловой процесс диалогового взаимодействия мира текста и литературного и жизненного опыта учащегося, результатом которого является творческая работа; метод и технология организации процесса литературного развития читателя-школьника.
-
Итоговое сочинение
Форма итоговой аттестации в выпускных классах, определяющая допуск учащихся к ЕГЭ и поступление в высшие учебные заведения.
-
Концепция школьного филологического образования
определяет подходы к изучению русского языка и литературы в общеобразовательной школе. Концепция содержит характеристику школьного филологического образования в России, предлагает пути совершенствования изучения русского языка и литературы с учетом современных требований общества и государства, а также в свете отечественной и мировой культурно-исторической перспективы.
-
Литературная компетентность читателя-школьника
потребность учащегося в чтении хороших книг, способность и готовность воспринимать, анализировать и истолковывать художественный текст, исходя из программы текста и программы интерпретатора, в роли которого он выступает, на основе своего литературного и жизненного опыта.
-
Литературное развитие
открытый системный процесс развития у учащихся литературно-творческих способностей, умений и навыков чтения художественных произведений в системе школьного литературного образования; ключевой концепт отечественной методики преподавания литературы и главная цель школьного литературного образования.
-
Источники
Ассоциация учителей литературы и русского языка [Электронный ресурс]. – URL: http://uchitel-slovesnik.ru/ (Дата обращения: 27.12.14). Беляева Н. В. Вызовы и риски современного школьного литературного образования // Русская словесность. - 2012. - № 6. - С. 6-10. Богданова О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. — М., 1999. Болотов В.А. О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_320(Дата обращения: 20.12.14). Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. Обучение русскому языку в школе. М., 2004. Возвращение выпускного сочинения [Электронный ресурс]. – URL: http://sochinenie.wikivote.ru/ (Дата обращения: 13.12.14). Грузан И.Е. Проблемы преподавания литературы в школе в современных социокультурных условиях [Электронный ресурс]. – URL.: http://bank.orenipk.ru/Text/t37_331.htm (Дата обращения: 19.12.14). Дейкина А. Д. Книга Ф. И. Буслаева "О преподавании отечественного языка" (1844 г.) - первооснова методической науки / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. - 1995. - N 2. - С. 117-118.
-
Доклад Людмилы Вербицкой «Задачи РОПРЯЛ и проблемы языкового и литературного образования в школе и вузе» [Электронный ресурс]. – URL.: http://rusacademedu.ru/presscentre/66 (Дата обращения: 15.12.14). Методика преподавания литературы: Учебник для пед.вузов / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. — В 2 ч. - М., 1994. Методика преподавания русского языка в школе/ Под ред. Баранова М.Т. М., 2001. Ольшанский Д.А. Современные проблемы преподавания литературы: о преодолении тоталитарности педагогических стратегий // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.159-167. Пономарев Е.Р. Воспитание новых людей. Методика преподавания литературы в советской школе 1930-х гг. // Детские чтения. Т.5. №1 (2014). Романичева Е.С., Сосновская И.В.Введение в методику обучения литературе. — М., 2012. Ядровская Е. Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования (5–11 классы): монография. — СПб., 2012.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.