Содержание
-
Методы и приёмы работы на уроках русского языка, способствующие повышению мотивацииУчитель начальных классов КОУ ВШИ№1 для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей г.ВоронежГостева Е.В.
-
Методы и приёмы работы на уроках русского языка, способствующие повышению мотивации.
-
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
-
Рассмотрим приемы на предмете “Русский язык”, т.к. является достаточно сложным для усвоения младшими школьниками. Почти во всех УМК за последнее время произошло увеличение количества знаний. Авторы комплектов по-разному решают данную проблему: используется дифференцированные задания (по выбору), даются памятки для более прочного усвоения навыка использования того или иного правила, присутствуют герои, которые помогают объяснить ребенку определенные темы через диалог.
-
Возникает проблема – как построить урок, чтобы ученику эти знания были интересны, чтобы они были для него значимы. Девиз моей педагогической деятельности: « Учение без принуждения ». Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
-
1. Одно из направлений – это использование современных образовательных технологий. Все большую реализацию на уроках русского языка получает технология развития критического мышления (ТРКМ). В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: Вызов (создание проблемной ситуации) осмысление, рефлексия.
-
Очень важно на уроках использовать следующие приемы: 1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания; 2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, 3) рефлексия, 4) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, установление противоречий; занимательность, через использование музыкальных фрагментов, юмористические минутки.
-
Выполнить задание и найти буквы
мать молот сестра щенята дочь жена Условия для поиска букв: выделить слова, содержащие мягкие согласные звуки; среди них найти трехсложное слово; из него выписать буквы, обозначающие мягкие согласные звуки Буквы Н, Щ. Продолжить ряд: нщ Нщ НЩ нщ… нщ Нщ НЩ нщ …
-
2. Творчество Развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие работы и задания формируют положительное отношение к учебной деятельности. Творческие задания следует давать систематически, так как нельзя “завести” детей на какую-то интересную работу, а потом всё взять и бросить. Сначала (в 1 классе) следует давать творческие задания на сугубо добровольных началах Необходимо помнить, что перегружать заданиями нельзя – это отобьёт интерес к ним.
-
Какие же творческие задания я чаще всего использую? 1 класс грамматические сказки “лесенки” «На что похожа буква»
-
Рифмованные упражнения В блеснуть, в опасно и ужасно Букву Т писать опасно. Всем известно, как прелестно Букву Т писать уместно.
-
Мнемотехника (“Ассоциативные зацепки”) – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающая объём памяти за счёт искусственных ассоциаций.
-
а) Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания).Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Например: “КОСтя пришёл в КОСтюме, а ПАвел в Пальто». Пассажир – пассажир берет билет в кассе.Улица – на улице встречаю знакомые лица.Запад – на западе солнце падает.
-
б) В слове спряталось другое слово.Горизонт – гори, зонт! (Нарисуй этот фантастический сюжет.)Облако – на облаке лак.Пловец – пловец плывет в плове.Соловей – соловей поет соло.
-
В)Графические ассоциации – мнемотехника К. Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их налету».
-
-
-
2-й класс Очень важны скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, темп речи. Увлекает ребят и изучение пословиц и поговорок. Шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушным. Этот занимательный материал помогает детям в усвоении орфографии. Кроссворды со словарными словами – одно из любимых творческих домашних заданий, оно направлено на повышение эффективности работы с орфографическим словарём.
-
3–4- класс вводить на уроках элементы занимательной фразеологии Мои ученики очень любят изобразительное творчество, поэтому они рисуют фразеологические обороты, а их одноклассники отгадывают, что хотел сказать автор рисунка. (Наиболее любимы изображения: “уши развесить”, “повесить нос”, “вешать лапшу на уши”, “сердце в пятки ушло”, “дело в шляпе”, “кот наплакал”). составление словарей
-
3. Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. 4 .Взаимопроверка работ.
-
Планомерное и систематическое применение названных приемов и методов дает возможность повысить эффективность обучения. Желаю удачи!
-
Богоявленский Д. Б. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии, 1969.Т.2. Кабанова-Меллер Е.Н. Структура и закономерности учебной деятельности в условиях развивающего обучения. Структура познавательной деятельности. Владимир, 1976. Коротаева Е.В.Педагогические технологии:вопросы теории и практики внедрения// Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. Талызина Н.Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. М.: Изд-во МГУ, 1975. Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников. М., 1984. Список литературы
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.