Презентация на тему "Методическая разработка "Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в 3 классе""

Презентация: Методическая разработка "Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в 3 классе"
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Методическая разработка "Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в 3 классе"" для 3 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 19 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    19
  • Аудитория
    3 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методическая разработка "Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в 3 классе"
    Слайд 1

    Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в 3 классе с использованием компьютерных технологий

    Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогических работников учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования «Методическая разработка» Долгополова С.Р Миасский городской округ 2011 г.

  • Слайд 2

    Содержание.

    Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка. 1 2 3 Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии. Виды работ со словарными словами. Введение Глава I Теоретические положения изучения словарных слов на уроках русскогоязыка. Глава II ИКТ на уроках русского языка. Пословицы и поговорки, фразеологические обороты со словарными словами. 1 2 Загадки, ребусы, игры в словарно – орфографической работе. Заключение. Литература. Приложение (диск).

  • Слайд 3

    Введение.

    Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приёмы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение так называемых словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в "трудных" словах и в начальной, и в средней школе. Поэтому необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Вместе с тем актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед словарным диктантом. Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия психологически безопасного учебного взаимодействия, т. е. будут иметь здоровьесберегающий контекст. Сравнительно недавно одним из основных методических приёмов проведения словарно-орфографической работы в начальной школе передовые педагоги стали рассматривать этимологический анализ. Этот приём способствует расширению общего и лингвистического кругозора школьников, так как позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей развития русского языка.

  • Слайд 4

    Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов. Ведь УМК «Школа России» не нацелен на проведение словарно-орфографической работы с использованием этимологии "трудных" слов. Поэтому проблема организации словарно-орфографической работы на основе этимологического анализа так актуальна в современной методике преподавания русского языка. Важно, чтобы работа по изучению непроверяемых написаний велась с опорой на закономерности процесса усвоения материала, особенности памяти младших школьников с учётом их возрастных особенностей и включала использование игровых приёмов. Это позволит учителю создать гибкую систему мотивации и облегчить усвоение трудных слов. Сейчас общество переживает период бурной информатизации. Что является актуальным для образования, это связано с необходимостью ускорения научно-технического прогресса, который требует широкого применения компьютеров в различных сферах производства, науки, искусства и т. д. Для решения таких задач компьютер является хорошим помощником каждому педагогу. Компьютер существенно повышает мотивацию учения, активизирует познавательную деятельность школьников. В начальной школе происходит смена игровой деятельности на учебную, что очень болезненно для детей и сопровождается известными психологическими проблемами. Использование компьютера позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности и повышает интерес к учёбе. Цель работы: - показать значимость игровых заданий при работе со словарными словами; - показать игровые приемы с использованием ИКТ, которые способствуют развитию орфографической зоркости, мышления, внимания, речи, памяти, повышают интерес к предмету.

  • Слайд 5

    Глава 1.Теоретические положения при изучении словарных слов на уроках русского языка.

    1. Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка. Программой начального обучения русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение написания словарных слов достигается путем их частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой урока. Но, почему – то работу над словами, данными в «Словаре», многие учителя сводят к тому, чтобы дети выучили эти слова. Заучивают эти слова несколько дней. Каждый день пишут под диктовку эти слова, причем, допуская ошибки. Отсюда главная задача учителя - предупреждение ошибок. Зная, что ученик может сделать в слове ошибку, необходимо сконцентрировать его внимание на этом слове, попросить произнести слово по слогам без правил орфоэпии, показать это слово, разбить его на слоги для переноса, выделить орфограмму, поставить ударение и только после этого разрешить писать, комментируя. Словарная работа сводится к тому, чтобы ученик понимал значение этого слова и, если возможно, этимологию его; умел им пользоваться, т.е. употреблял это слово в речи, устной и письменной, мог оперировать им безошибочно в разных позициях. Порядок работы над трудными словами состоит из нескольких этапов. 1 этап. Подготовительная работа учителя. Учитель группирует слова из словаря в блоки. Группировка слов в блоки по усмотрению учителя может проводится в различных вариантах – по тематическому, морфологическому признакам или в алфавитном порядке. Подбирая дидактический материал: загадки, ребусы, стихотворения, пословицы и поговорки, фразеологизмы, тексты диктантов с изучаемыми словами. Готовит демонстрационный материал.

  • Слайд 6

    2 этап. Совместная деятельность учителя и ученика. Каждый день учитель проводит с учащимися работу по ознакомлению с правописанием изучаемых слов (изучая по одному слову блока). После изучения всех слов в блоке проводится словарный диктант. Алгоритм работы над словарными словами: 1. Выделение словарного слова (загадка, ребус, стихотворение, «доскажи словечко», «слово рассыпалось» и др.). 2. Определение учащимися «опасных мест» в слове (после чего учитель показывает картинку и слово с пропусками). 3. Нахождение слова в словаре, орфографическое проговаривание, запись слова цветными ручками (все слово - синим цветом, орфограммы – зеленым), выделение орфограмм и постановка ударения. 4. Знакомство с лексическим значением и этимологией. 5. Работа с пословицами и поговорками, фразеологическими оборотами с изучаемым словом и др. виды работ. Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов, составление предложений. Давать слова в разных позициях, употребляя в устных и письменных рассказах. Давать коллективные творческие диктанты с этими словами, где наилучшее предложение записывается под диктовку с комментированием, предупреждая тем самым ошибки. Если такая работа проводится в системе, результаты будут прекрасные, но при этом надо обязательно в тексты вставлять другие орфограммы, проводить разбор слов по составу, фонетический разбор. Задача учителя заключается в том, чтобы ученик расширил свой словарный запас и мог безошибочно писать слово, осмыслив, а не заучив его наизусть. Ведь человеческой памяти дано прекрасное свойство забывать, а когда нужно - вспоминать. И лишь при правильном обучении результат будет хорош. Таким образом, дети усваивают не только тот перечень слов, который дан в «Словаре» учебника, а в десятки раз больший. Безусловно, освоение нового - сложный и противоречивый процесс. Любые методы, приемы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему, приняты и прочувствованы учителем проверившим на практике и убежденным, что данная методика даст высокий результат и в плане обучения, и в плане развития, и в плане психологически комфортного состояния ребенка в школе.

  • Слайд 7

    2. Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии. Этимологический анализ – эффективный приём обогащения словаря младших школьников. Этот прием может служить важным средством объяснения значений непонятных слов, относящихся к природоведческим, нравственным и эстетическим понятиям на уроках русского языка и чтения. Основываясь на том, что орфографический навык формируется в процессе речевой деятельности, обладает содержательной и операционной сторонами, можно выделить четыре этапа, способствующих качественному изменению навыка правописания непроверяемых и труднопроверяемых слов. 1. Подготовительный этап. Целью данного этапа является вооружение учащихся необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями. На этом этапе формирования орфографического навыка решаются следующие задачи: - познакомить детей с непроверяемым словом, выяснить и уточнить его лексическое значение; - научить школьников орфоэпическому и орфографическому проговариванию данного слова; - приступить к формированию умения осознано находить орфограмму, определять ее тип; - познакомить школьников с этимологической справкой к непроверяемому слову. Таким образом, на подготовительном этапе учащиеся овладевают знаниями, составляющими содержательную сторону навыка правописания словарных слов. 2. Ориентировочный этап. На данном этапе учащиеся знакомятся со структурой орфографического действия, т.е. вплотную подводятся к решению вопроса о том, что нужно сделать, чтобы правильно написать непроверяемое слово. Перед младшими школьниками на этом этапе четко формулируется объект и цель действия. Так, объектом является непроверяемое слово, а целью правильность и осознанность его написания. 3. Закрепительный этап. На этом этапе посредством применения различных упражнений вырабатываются такие качества орфографического навыка, как сознательность и правильность. На данном этапе этимологические сведения о слове следует повторять всякий раз, когда учащиеся нарушают правописание или нормы речевого употребления слова (корова образовано от кор – «рог», огурец – от огур – «незрелый»). На данном этапе можно использовать разнообразные задания творческого характера, которые бы развивали ум, активизировали воображение и фантазию детей.

  • Слайд 8

    4 Этап контроля и самоконтроля. Необходимость данного этапа обусловлена самой сущностью орфографического навыка: во – первых, навык формируется в речевой деятельности (ее письменной форме), которая предполагает выполнение не только ряда грамматических упражнений, но и работ творческого характера, способствующих как речевому развитию учащихся, так и повышению грамотности выполняемых работ; во – вторых, сформированность навыка проявляется в том случае, когда написание изучаемой орфограммы становится для учащихся не целью, а средством в решении речевых задач. На этом этапе следует проводить диктанты, изложения и игры из занимательной грамматики. Итак, использование этимологического анализа на уроках русского языка при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение орфографии на научную основу. При этом оказывается задействованным сознание ребёнка, благодаря чему словарно-орфографическая работа становится более эффективной. При использовании на уроках этимологического анализа необходимо чёткое разграничение его с морфемным анализом во избежание неверного морфемного членения слов. Этимологический анализ в начальной школе должен применяться как вспомогательный приём для орфографических, лексических и других практических целей и проводиться учителем с учётом возрастных особенностей учащихся. В этом случае этимологические справки доступны младшим школьникам, воспринимаются им с большим интересом. При этом объясняемые слова усваиваются школьниками и по значению и со стороны правописания. К сожалению, этимологический анализ довольно редко используется в начальной школе в орфографических целях. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ. Поэтому, представленные ниже виды работ помогут учащимся закрепить полученные знания, умения и навыки в процессе словарной работы с опорой на этимологию. 1. Рассказы. а) рассказы, в которых в поэтической форме раскрывается историческая общность слов. "Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Всё его обхаживаю. Надо думать, что получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льётся - течёт через нашу матушку - землю, через всю родину, кормит народ. И все эти слова как бы родня между собой". (К. Паустовский) б) рассказы, содержащие ответ на проблемный вопросЧто общего между словами капитан и капуста?

  • Слайд 9

    Если не считать их принадлежности к категории имён существительных, то между этими словами как будто нет ничего общего. Оба слова начинаются с одного буквосочетания кап. Но так ли это существенно? Разве мало слов, имеющих в своём составе одинаковые буквенные отрывки и тем не менее абсолютно никакого отношения друг к другу не имеющих? Сколько угодно. Примером могут служить те же омонимы.Данные русской этимологии говорят, что совпадение "кусочка" кап в словах капуста и капитан не случайно и они состоят между собой в известном родстве, хоть и очень далёком.Слово капуста произошло от латинского "капут" - "голова" = "кочан, головка капусты". А слово капитан = "голова, начальник".2. На основе таких справок, предлагаемых учителем или выясняемых самими школьниками, учащиеся составляли на уроках этимологические словарики "К истокам слова", в которые записывали сведения из истории только что проанализированного на уроке слова. Записи в словариках выглядят следующим образом: СТОЛИЦА (СТОЛ), КАРТИНА (КАРТА), СЕГОДНЯ (СЕЙ ДЕНЬ). Такие простые и лаконичные записи делались в целях запоминания учащимися написания слов с непроверяемыми орфограммами.3. Игра "Верно ли?", разработанная О.Н. Лёвушкиной. Эта игра помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных им слов. Приведём несколько вопросов для этой игры.Верно ли, что… … слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню?(Неверно. Слово портной исконно русское и восходит к слову порт в значении "полотно". Слово портфель восходит к французскому портер, что значит "носить")… слово газета образовано от слова газ?(Неверно. Слово газета образовано от итальянского газа, что значит "сорока" - изображение птицы на мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией. Слово газ восходит к греческому хаос в значении "первичное, бесформенное состояние мира")… слова капитан и капуста восходят к одному и тому же историческому корню?(Верно. Слова капуста и капитан восходят к латинскому капут в значении "голова") 4. Этимологические кроссворды.

  • Слайд 10

    5. Диктант с обоснованием. Этот вид задания хорошо известен в методике русского языка и широко используется учителями при закреплении написания слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Если же учитель постоянно использует в словарно-орфографической работе этимологический анализ, этот вид диктанта можно использовать и при работе со словами с непроверяемыми гласными. Школьникам предлагается записать трудные слова под диктовку, предварительно обосновав их написание.Выполняя это задание, учащиеся вспоминают слово или исторический корень, к которому восходит данное, и записывали сначала его, а потом уже диктуемое слово. Например, (сольдо) солдат, (тетра) тетрадь, (кара) карандаш, (раб) работа, (огур) огурец.Этот вид диктанта способствует закреплению в сознании детей сведений о происхождении "трудных" слов, развитию навыка писать слова, вызывающие затруднения, предварительно подобрав проверочное слово.6. Самодиктант.Задание: вспомни и запиши как можно больше слов…… имеющих в своём составе исторический корень - кол - (от коло) со значением "круг".(Колесо, коляска, кольцо, кольчуга, около, околица, колобок и др.)… имеющих в своём составе исторический корень - кор - (от кора).(Корабль, кораблик, кораблестроитель, корабельный, корыто, короб, коробка, корица, коричневый)… имеющих в своём составе исторический корень - лоп - в значении "лист".(Лопасть, лопата, перелопатить, лопатка, лопух, лопоухий и др.) В основу этого задания легло составление учащимися этимологического гнезда. Составление этимологического гнезда оказалось очень интересным и полезным для учащихся при обучении орфографии, так как обращало их внимание не только на смысловую общность этимологически родственных слов, но и на графический облик корня и его вариантов, на наличие "проверяемых" написаний для слов.7. Аукцион "трудных" слов.Проводится устно. Побеждает тот, кто последним назовёт слово с указанным в задании признаком.Назови слова, имеющие в своём составе полногласие -оро-.(Город, горох, воробей, мороз, огород, дорога, ворона, корова, хорошо и др.)Опираясь на знание этимологии, такая работа развивает внимание учащихся, так как дети не должны повторять уже названных слов.

  • Слайд 11

    8. Сочинение - миниатюра.Учащимся предлагается из предложенного списка изученных слов выбрать одно и написать маленькое сочинение на тему: "Почему это слово так называется?"9. Этимологические упражнения.1) Скажите, от каких слов образованы слова заяц, машина, работа.2) Определите, на какой признак предмета указывает его название.Берёза, воробей, капуста, земляника, лопата, пенал, тетрадь.3) Объясните правописания слов.Деревня (от дерево = "место, очищенное от леса").Лисица (от древнерусск. лисый - "желтоватый" = "рыжая").Капуста (от лат. капут - "голова" = "растущая кочаном").4) Выделите в словах исторически-опорные написания.Работа, медведь, песок.5) Пользуясь этимологическим словариком, найдите исторически проверочные слова к словам сорока, ворона, заяц, коньки.6) Используя этимологический словарик, объясните написание данных слов:м. дведь, м. роз, л. пата, п. стух. Описанные виды работы способствуют закреплению полученных школьниками знаний об этимологии слов, умению членить слова на морфемы как в современном, так и в историческом плане, навыка сопоставлять созвучные слова по значению (а значение слова выводить из его происхождения), знаний о правописании словарных слов.

  • Слайд 12

    3. Виды работ со словарными словами.

    Разучивание с детьми правописания трудных слов. Слова в стихах (по темам). Словарные диктанты. Письмо по памяти. Подобрать однокоренные слова. Ребусы, загадки и кроссворды. Слуховые и зрительные диктанты. Метод языкового анализа. Проверить по словарику, подчеркнуть орфограммы. Составить тематические группы – блоки. Составить словосочетания, предложения с трудными словами. Придумывание сказок, рассказов со словарными словами. Записать цепочки слов. Записать слова с аналогичной орфограммой (а, о, сс…). Нахождение «опасных» мест. Группировка по составу, по частям речи, по количеству слогов, по месту ударения. Определить число. Записать слова с пропуском букв (г* р* х, п* с* д*). Разделить слова на слоги. Разделить слова для переноса. Определить часть речи. Определить ритмический рисунок Определить род. Определить количество звуков и букв. Разобрать слова по составу. Назвать орфограмму.

  • Слайд 13

    27. Подобрать синонимы, антонимы. 28. Выписать собственные имена существительные. 29. Записать существительные только мужского, только женского, только среднего рода. 30. Работа с деформированным текстом. 31. Вставить в пословицу или поговорку нужное словарное слово. 32. Объяснить и записать фразеологический оборот со словарным словом. 33. Слово «рассыпалось». 34. «Доскажи словечко». 35. Обобщить слова одной темой. Данные виды работ со словарными словами позволят учителю заинтересовать детей, обогатить их словарный запас, сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

  • Слайд 14

    Глава 2.ИКТ на уроках русского языка.

    Использование компьютера освобождает учителя от рутинной работы на уроке: запись, стирание с доски. Делает его свободным в выборе наглядного материала. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не силой воображения, а с помощью компьютерных технологий, позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Используя компьютер на уроке, мы решаем следующие важные задачи: Наглядность и доступность изучаемого материала. Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления учащихся. Контроль. Развитие интереса учащихся.

  • Слайд 15

    1. Пословицы и поговорки, фразеологические обороты со словарными словами.

    Грамоте учиться – Всегда пригодится. Слово грамота в переводе с греческого языка означает «чтение и письмо». С помощью пословиц и поговорок, устойчивых словосочетаний расширяется словарный запас языка, речь становится грамотной, красивой, остроумной и живой. Пословицы и поговорки дошли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавали свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму – разуму. Вот почему в пословицах заключена мудрость народа, вот почему в них отразились взгляды на жизнь. Старинные пословицы и поговорки, «меткие» выражения живут в нашем родном языке и сегодня: и в разговоре, и в книгах. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, и записывали пословицы , поговорки, фразеологические обороты, поэтому, читая их книги, мы часто можем встретить и народную мудрость. Так, даже при изучении словарных слов на уроках русского языка можно провести прекрасную работу, используя пословицы, поговорки и фразеологизмы. Такая работа вызывает большой интерес у учащихся. Расширяется кругозор, словарный запас, развивается речь, мышление, память, орфографическая зоркость у младших школьников, поэтому на уроках я использую пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Можно предложить учащимся такие виды работ: - прочитай пословицу, объясни, почему так говорят; - найди в пословице или фразеологическом обороте словарные слова, укажи над ними часть речи или раздели на слоги, поставь ударение, найди мягкие (твёрдые) согласные и т. д.; - продолжи пословицу; - вставь пропущенное слово и др.

  • Слайд 16

    2. Загадки, ребусы, игры в словарно – орфографической работе.

    Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена. Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе, так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо. Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило. Один из сложнейших разделов русской орфографии — правописание непроверяемой безударной гласной в корне. Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения; осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению навыком. Несколько тысяч уроков приходится на долю школьника за годы учёбы. И если все они будут проводиться в одной и той же форме, то это будет однообразно, скучно и для ученика, и для учителя. Такой урок, конечно, не принесёт пользы, и не будет результативен. Одной из главных задач учителя является пробуждение интереса к учению, к познанию. Использование компьютера и игровые моменты помогают преодолевать детям трудности обучения, формируют у учащихся устойчивый интерес к процессу познания, снимают напряжение, скованность, помогают формировать навыки учебной деятельности. На уроках русского языка в словарной работе я использую загадки, ребусы, занимательные игры со словами, составленные в программе Power Point с различными анимационными эффектами. Загадки и ребусы можно использовать как при знакомстве с новым словом, так и при повторении. Отгадывание загадок, разгадывание любых ребусов требует сообразительности, фантазии, обширных знаний, четкой работы мысли. Использование на уроке такой формы работы способствует повышению активности ребят, увеличению их словарного запаса, развитию орфографической зоркости.

  • Слайд 17

    Дети очень любят игры со словами, например, такие: «Лесенка» - вспомнить и записать словарное слово на заданную букву, где количество букв в слове постепенно увеличивается. (Орех Осина Огород Октябрь) «Наборщик» - из словарного слова составить все возможные слова. «Крот помог» «Доскажи словечко» «Вставь пропущенное слово» «Вставь гласные» «Слово рассыпалось» «Сквозная буква» - в середине слова известна буква, нужно правильно подобрать и записать словарное слово. (Заяц Сахар Лагерь Картина Памятник Картофель Расстояние) На этом этапе реализуются важные задачи: 1. Наглядное представление материала (яркое красочное оформление); 2. Применение  развивающих методов обучения (анализ, сравнение, обобщение, классификация); 3. Контроль. Все эти игры составлены в программе Power Point с различными анимационными эффектами.

  • Слайд 18

    Заключение.

    В заключение следует отметить, что обучение русскому языку требует применения на уроке разнообразных методов. Развивающие игры, загадки, ребусы, пословицы и поговорки помогают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях, помогают преодолевать детям трудности обучения, формируют у учащихся устойчивый интерес к процессу познания, снимают напряжение, скованность, помогают формировать навыки учебной деятельности. Особую пользу такие задания приносят слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию, где ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Система словарно-орфографической работы с опорой на этимологию способствует формированию у школьников умения замечать новые слова и объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней, к которым они восходят, или элементов, из которых они состоят. Следствием этого становится повышение орфографической грамотности учащихся. Кроме того, вследствие обогащения словаря с опорой на этимологию у младших школьников формируется представление о языке как о развивающемся явлении, о связи языка с историей страны, народа, о взаимодействии языков мира, закладываются основы лингвистического мышления. Этимологический анализ способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным, что само по себе способствует организации внимания учащихся, повышает мотивацию к учению, не говоря уже о развитии всех психических процессов. Несомненно, использование компьютерных дидактических средств на уроках русского языка позволяет сделать процесс познания интереснее, значительно повышает качество обучения и экономит время на уроке.

  • Слайд 19

    Литература

    Бессчастная Е. И. Ещё раз о словарной работе на уроках русского языка // Начальная школа. – 1999. - № 8. Гамзюкова Т. А. Лучшие открытые уроки и внеклассные мероприятия для начальных классов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. Грушникова П. А. Виды работ со словарём // Завуч начальной школы. – 2008. - № 4. Евсюкова Г. А. Формирование навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласными // Начальная школа. – 2006. - № 6. Занимательная грамматика. – М., Омега, 1995. Лунин В. И. Загадки. Скороговорки: Любимые стихи. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. Мишина А. Л. Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. – 2007. - № 8. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. – 4 –е изд. Дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007. – 944 стр. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1: учеб. – М.: - Дрофа, 2006. Светлова И. Е. Домашний логопед. – М.: Изд – во Эксмо, 2005. Соболева А. В. Загадки – смекалки. – М.: Изд – во «ГНОМ и Д», 2000. Старинные русские пословицы и поговорки/ Сост. предисл. и примеч. В. П. Аникина. – М.: Дет. лит., 1983. Тырычева Л. А. Окружающий мир в ребусах, кроссвордах и загадках. – Чел.,2001. Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т., - М.: Цитадель, 1997. Шанский Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. – М.: «Просвещение», 1975.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации