Презентация на тему "Мнемоника на уроках русского языка"

Презентация: Мнемоника на уроках русского языка
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Мнемоника на уроках русского языка" по педагогике. Состоит из 31 слайда. Размер файла 1.25 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Мнемоника на уроках русского языка
    Слайд 1

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 станицы ПридорожнойМнемоника на уроках русского языка

    Литвинова Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №10

  • Слайд 2

    Мнемо́ника (от греческого τὰ μνημονικά — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций(связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальные, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в  памяти различных типов для упрощения запоминания.

  • Слайд 3

    Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончания, окончания и предлога или только по смыслу Ловит (кого?) рыбу

    Запомните! Не являются словосочетаниями: 1) сочетание сказуемого и подлежащего: идет дождь, четверть кончается; 2) однородные члены предложения: газеты и журналы; светит, но не греет; 3) существительное (или заменяющее его слово) с предлогом: возле дома, в течение года, около него; 4) сложные формы будущего времени и сравнительной степени: буду учиться, будешь тренироваться, более глубокий, самый хороший; 5) идиомы: вставлять палки в колеса, гонять лодыря, засучив рукава.

  • Слайд 4

    Назовите словосочетания:

    Щи да каша Небо и земля Очень интересно Привезли вовремя Лучший день Соответствует требованию Вокруг школы Зеленые листья Несмотря на успех Солнечные лучи Беговая дорожка Юбка в складку Воробей взлетел Составить словосочетание Опавший лист Морской берег Составить список Наступило утро В течение дня Быстро бегая Насчёт успеваемости Навстречу ветру

  • Слайд 5

    Типы связи слов в словосочетании

    Запомни: тип связи в словосочетании определяется не по главному, а по зависимому слову! Рассмотрим типы связи слов с помощью аббревиатуры согласование управление примыкание Если ты не так уж глуп, Знай, что значит этот СУП! Обрати внимание На СУПа содержание - Это Согласование, Управление, Примыкание.

  • Слайд 6

    Давайте рассмотрим типы связи слов в словосочетании с точки зрения семейных взаимоотношений, т.к. словосочетание чаще всего состоит из пары слов.

    Итак, будем считать, что согласование – семья, где муж – требовательный, но справедливый глава, а жена согласна во всем подчиняться ему (зависимое слово стоит в том же роде, числе, падеже, что и главное. Это прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение, отвечающее на вопрос какой?) СОЮЗ (КАКОЙ?) КРЕПКИЙ

  • Слайд 7

    Управление – семья, в которой глава (главное слово) управляет всем, но к жене(зависимому слову) почти не требователен (важно, чтобы зависимое слово стояло в том же падеже, что и главное. Это существительное, в том числе и субстантивированное, местоимение, количественное числительное) УПРАВЛЯЕТ (ЧЕМ?) МАШИНОЙ

  • Слайд 8

    Примыкание – семья,состоящая из упрямых людей , в которой никто никому ничего не должен (зависимое слово не изменяется: не склоняется, не спрягается. Это наречие, деепричастие, глагол в начальной форме, притяжательное местоимение его, её, их) ПРИМКНУТЬ (КАК?) НЕНАДОЛГО

  • Слайд 9

    Тренировка. Распределите словосочетания по колонкам

    Очень гибкий Совершенно бесплатно Не заботясь ни о ком Мой учитель Предлагать помощь Желание познакомиться Бежать по дорожке Одиннадцатый час Сверяя часы Хороший друг

  • Слайд 10

    Способы замены словосочетаний на синонимичные

    Находим в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова(то, к которому задаётся вопрос от главного). Главное слово оставляем без изменения (ФОРМА СЛОВА ОСТАЕТСЯ ТОЙ ЖЕ!).  3. Меняем только зависимое слово. Для этого еще раз внимательно читаем задание: а) если требуется заменить примыкание (зависимое слово – наречие, деепричастие, глагол в начальной форме) на управление, то, скорее всего, потребуется однокоренное существительное с предлогом. Например, работал уверенно > работал с уверенностью. б) если требуется заменить согласование на (чаще всего зависимое слово – прилагательное) на управление, то прилагательное заменяем однокоренным существительным, при этом допустимо поменять местами главное и зависимое слово, использовать предлоги (по необходимости). Например, лесной царь > царь леса. Рыбак тот же, рыба - другая 

  • Слайд 11

    Тренировка.Замените словосочетания на синонимичные (В2)

    Юбка в клетку Дом родителей Беговая дорожка Заросли черники Городскими жителями Лошадиного глаза Мой подарок Легко подпрыгнуть Рассказать выразительно Культурные ценности Общественная жизнь Сказать с уверенностью Стены кремлевской Творческим процессом Работаю без аккуратности Железная дверь Костяным молоточком Металлическая банка Крикнуть с радостью Растительном мире Осенний лес Школьная жизнь Снежных чехольчиках Французский живописец

  • Слайд 12

    Проверка (В2)

    Клетчатая юбка Родительский дом Дорожка для бега Черничные заросли Жителями города Глаза лошади Подарок для меня Подпрыгнуть с легкость Рассказать с выражением Ценности культуры Жизнь общества Сказать уверенно Стены Кремля Процессом творчества Работаю неаккуратно Дверь из железа Молоточком из кости Банка из металла Крикнуть радостно Мире растений Лес осенью Жизнь школы Чехольчиках из снега Живописец из Франции

  • Слайд 13

    Тест (В2)

    Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СВЯЗЬЮУПРАВЛЕНИЕ. с предлогом: 1. бессонная ночь – 2. подземный переход – 3. алгебраическая задача – 4. школьный портфель - 5. плюшевый медвежонок - 6. приморский парк - 7. клетчатый шарф – без предлога: 1. полковое знамя – 2. солнечная энергия – 3. лесной запах – 4. учительский стол - 5. конское ржание - зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание: 1. двухэтажное здание – 2. шестилетний ребёнок – 3. белоствольная берёза - 4. голубоглазая девочка - 5. островерхие ели -  Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СВЯЗЬЮСОГЛАСОВАНИЕ.  1. каша из гречки – 2. снаряд для спортсменов – 3. тропинка в гору - 4. человек без совести - 5. вопрос по литературе - 6. гостиница при вокзале - 7. костюм в полоску – 8. кусты сирени – 9. совет отца – 10. ком снега – 11. судьба матери – 12.занятия музыкой – 13.собака с гладкой шерстью - 14.ружьё с двумя стволами - 15.парень с рыжими волосами - 16.особняк в три этажа - 17.девушка двадцати лет - 

  • Слайд 14

    Задание 3. Замените данные словосочетания со способом связи ПРИМЫКАНИЕ синонимичным со связью УПРАВЛЕНИЕ. 1. жалостно посмотрел – 2. смело спрыгнул – 3. устало шагал – 4. осторожно слез – 5. спокойно делал – 6. беззаботно жил - 7. бесшумно едет - 8. бесстрашно бросился – 9. бездушно пел –  Задание 4. Замените данные словосочетания со способом связи УПРАВЛЕНИЕ синонимичным со связью ПРИМЫКАНИЕ 1. говорил с тревогой – 2. ждал с напряжением – 3. охранял с заботой – 4. глядел со смущением – 5. уезжал со спокойствием - 6. отзывался с гордостью – 7. сделал с аккуратностью – 8. плакал без звука - 9. поступил без жалости -

  • Слайд 15

    Предложение- это основная единица синтаксиса, которая представляет собой грамматически оформленное и интонационно законченное соединение слов.

    Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое (В3, В6). В поисках подлежащего и сказуемого.Когда перед вами задача – найтиГлавные члены предложения, Прежде всего отыщите глагол,Глагол в любом наклонении.Когда обнаружится этот глаголМежду другими словами,То подчеркните его поскорейСразу двумя чертами.Этот глагол нам необходимВ нашей работе школьной.Он будет сказуемым – и не простым!А даже простым глагольным.Потом от него мы вопросы Кто? Что?К другим словам направляемИ подлежащее, как на крючок,На эти вопросы поймаем.Тут мы его одною чертойВмиг подчеркнём без сомнения,И полюбуйся – перед тобойГлавные члены предложения!(Песенка из радиопередачи «Радионяня»).

  • Слайд 16

    Подлежащее

    Способы выражения подлежащего

  • Слайд 17

    Сказуемое

    Сказуемое наряду с подлежащим является элементом грамматической основы предложения. Сказуемое обозначает действие, которое выполняет субъект, а также его состояние или признак, следовательно, сказуемое отвечает на вопросы что делать? что сделать? что происходит с предметом? каков предмет? что он такое? кто он такой? Как правило, сказуемое выражается глаголом, но есть и иные способы его выражения – существительное, прилагательное, местоимение, причастие и др. Сказуемое русского языка представлено тремя видами – простое глагольное сказуемое, составное глагольное и составное именное.

  • Слайд 18

    Виды сказуемых Простое глагольное Составное сказуемое составное именное составное глагольное Плывут облака Облака были разноцветными Хочу смотреть на облака

  • Слайд 19

    Простое сказуемое может быть только глагольным. Простого именного сказуемого НЕ БЫВАЕТ! Составное глагольное сказуемое состоит из нескольких частей (основной и вспомогательной). Основная часть – инфинитив, вспомогательная – желание, продолжение, возможность, необходимость, начало, конец, эмоциональность действия. Глагол-связка + инфинитив Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части. Наиболее употребительный глагол-связка быть, но можно встретить и иные связки, в некоторых предложениях глагол-связка отсутствует. Именная часть выражается прилагательным, существительным, наречием, причастием, местоимением и др. Глагол-связка + именная часть

  • Слайд 20

    Способы выражения простого глагольного сказуемого

  • Слайд 21

    По наличию главных членов предложения делятся на односоставные (присутствует только один главный член предложения) и двусоставные (есть и подлежащее, и сказуемое) подлежащее сказуемое

  • Слайд 22

    Виды односоставных предложений

  • Слайд 23

    Обобщенно – личные предложения

    1. Не пером пишут, а умом.2. На всех не угодишь.3. Цыплят по осени считают.4. Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.5. После драки кулаками не машут.6. Голыми руками ежа не ухватишь.

  • Слайд 24

    Однородные члены предложения – это дети, принадлежащие одним родителям

    однородные члены Соединяются союзами и, или, либо, да, а, но, то-то, не то – не то, не столько, сколько, не только, но и , однко, зато и др.

  • Слайд 25

    Тренировка.Выпиши грамматические основы из следующих предложений (В3)

    Весны ждала, ждала природа. Давай сходим в кино. Как только я вошел, несколько гостей начали суетливо переговариваться между собой. Татьяна прыг в сани. Вот вырасту и стану инженером. Весело смеясь, друзья ввалились в комнату. Морозный день. День был морозный. Все еще читаешь? Пришел бы побеседовать. Арктика – родина этих птиц. В парке шумно и весело. В дверь постучались. Я рад тебя выслушать. Люди должны стремиться к совершенству. Девочки очень любят красивые банты. Это было великолепно. В комнате душно и тесно. Нет ничего прекрасней лета. Об этом она могла только мечтать. Витя сел в галошу. Курить – здоровью вредить.

  • Слайд 26

    Проверка.

    Весны ждала, ждала природа. Давай сходим в кино. Как только я вошел, несколько гостейначали суетливо переговариваться между собой. Татьяна прыг в сани. Вот вырасту и стану инженером. Весело смеясь, друзья ввалились в комнату. Морозный день. День был морозный. Все еще читаешь? Пришел бы побеседовать. Арктика – родина этих птиц. В парке шумно и весело. В дверь постучались. Я рад тебя выслушать. Люди должны стремиться к совершенству. Девочки очень любятносить красивые банты. Это было великолепно. В комнате душно и тесно. Нет ничего прекрасней лета. Об этом она могла только мечтать. Витя сел в галошу. Курить – здоровью вредить.

  • Слайд 27

    Простые и сложные предложения

    При выполнении задания В6 не забывайте о том, что по количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные ! Назовите, в чем отличие простых предложений от сложных. Наступил розовый вечер. Наступил вечер, и облака окрасились в розовый цвет.

  • Слайд 28

    Типы сложных предложений СложносочиненныеСложноподчиненные Бессоюзные

  • Слайд 29

    Тест «Готовимся к ГИА. Задание В3. Грамматическая основа предложения»

    1. Из предложения выпишите грамматическую основу: В корчме не было ни одной женщины. (Б.Акунин) 2. Из предложения выпишите грамматическую основу: После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.(Г.Голубев) 3. Из предложения выпишите грамматическую основу: Отправив связного с сообщением, Рябинкин велел бойцам выполнять этот его приказ. (В.Кожевников) 4. Из предложения выпишите грамматическую основу: Одинокая чайка, подхваченная ветром,ослепительно белая в свинцовом небе, косо пронеслась над лесом, ныряя и остро махая крыльями. (Ю.Бондарев) 5. Из предложения выпишите грамматическую основу: Вскоре отец с матерью ушли на работу. (А.Мусатов) 6. Из предложения выпишите грамматическую основу: Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. (К.Паустовский) 7. Из предложения выпишите грамматическую основу: Ланового вдруг перевели на административную работу в штаб округа. (А.Беляев) 8. Из предложения выпишите грамматическую основу: После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. (А.Иванов) 9. Из предложения выпишите грамматическую основу: Солнце косыми лучами освещало птичий розовый остров. (И.Соколов-Микитов) 10. Из предложения выпишите грамматическую основу: Дом с подветренной стороны по самую крышу занесло снегом. (В.Свинцов)

  • Слайд 30

    Спасибо за внимание!

  • Слайд 31

    Источники:

    http://www.licey.net/russian/syntax/r1_1_3 http://www.tutoronline.ru/blog/vidy-skazuemyh-v-russkom-jazyke.aspx http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test138.xml http://baranowa.ru/lessons/rus/gia/b8/#1 http://www.saharina.ru/metod/ege/theory/les1/ http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%ED%E5%EC%EE%ED%E8%EA%E0 http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B0%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA&fp=3&pos=96&uinfo=ww-1007-wh-630-fw-782-fh-448-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fav.li.ru%2F846%2F3930846_13752743.gif

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке