Презентация на тему "Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях" 9 класс

Презентация: Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.19 Мб). Тема: "Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях". Предмет: русский язык. 23 слайда. Для учеников 9 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    23
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях
    Слайд 1

    Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях

    ОГЭ Задание 4

  • Слайд 2

    Примерная формулировка задания: 

    Замените словосочетание «солдатские могилы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________________. Замените словосочетание «музыку звёзд» (предложение 22), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________________.

  • Слайд 3

    Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

    СЛОВОСОЧЕТАНИЕ - это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (при помощи подчинительной связи): узнать (что?) правду, яблоко (какое?) зеленое, научиться (чему?) писать

  • Слайд 4

    Не являются словосочетанием

    Словосочетанием не считаются слова, связанные при помощи сочинительной связи: мороз и солнце, не ветер, а дождь. сочетание предлога и существительного: в течение дня (= за день), около стола (= у стола), перед домом (= около дома, у дома), вследствие  неприятностей (= из-за неприятностей). грамматическая основа, так как это уже предложение, а не словосочетание: ветер подул, море взволновалось и т.п. Не являются словосочетанием и сложные формы слов: форма будущего сложного времени глагола: буду петь (запою), будем читать (зачитаем); формы составной сравнительной и превосходной степени имен прилагательных и наречий: более умный, менее способный, более тонко, лучше всех.

  • Слайд 5

    В структуре словосочетания выделяется главное и зависимоеслово. Зависимое слово связано с главным по смыслу и грамматически (при помощи окончаний, предложно-падежной связи). Такая связь может быть трех видов:согласование, управление или примыкание. Способ связи можно определить по зависимому слову.

  • Слайд 6

    Согласование

    СОГЛАСОВАНИЕ - это такой вид связи, при котором зависимое слово согласовано с главным в роде, числе и падеже. Например: шкаф (какой?) книжный. Главное слово - шкаф, так как от него задаем вопрос к зависимому. Шкаф - мужского рода, единственного числа, Именительного или Винительного падежа, следовательно, и зависимое слово книжный имеет форму мужского рода, единственного числа, Именительного или Винительного падежа.При изменении формы главного слова обязательно изменится форма зависимого, ср.: шкафы (какие?) книжные, шкафов (каких?) книжных, о шкафе (каком?) книжном

  • Слайд 7

    При СОГЛАСОВАНИИглавное слово - существительное или местоимение. Зависимое слово может быть выражено:1.ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМНапример: зелёный луг2.МЕСТОИМЕНИЕМ, похожим на прилагательноеНапример: мой портфель 3.ПРИЧАСТИЕМНапример: летящий шар 4.ПОРЯДКОВЫМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫМНапример: второй этаж

  • Слайд 8

    Управление

    УПРАВЛЕНИЕ - это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово управляет зависимым при помощи вопросов косвенных падежей (всех, кроме Именительного). Например:  ждать (чего? Р.п.) помощи, удивляться (чему? Д.п.) решению, вижу (кого? В.п.) друга, нарисовать (чем? Тв.п.) красками, говорить (о ком? П.п.) обо мне.При изменении формы главного слова форма зависимого слова не изменится: жду (чего?) помощи, буду удивляться (чему?) решению, видел (кого?) друга, нарисую (чем?) красками, говорит (о ком?) обо мне.

  • Слайд 9

    Главное слово чаще всего является глаголом, существительным, прилагательным, зависимое - существительным, количественным числительным, местоимением: 1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМНапример: иду в школу2. МЕСТОИМЕНИЕМ, похожим на существительноеНапример: письмо для меня

  • Слайд 10

    Примыкание

    ПРИМЫКАНИЕ - это такой вид подчинительной связи, при котором слова связаны только по смыслу, примыкают друг к другу. Например: говорить (как?) громко - наречие, идти (как?) быстрее - наречие в сравнительной степени, читать (как?) лёжа - деепричастие, шарф (чей?) её - притяжательное местоимение, цвета (какого?) беж - неизменяемое прилагательное, научить (чему?) читать -   инфинитив вопросы к зависимому слову могут быть разными, да и само зависимое слово будто случайно примкнуло к главному.

  • Слайд 11

    При ПРИМЫКАНИИглавное слово может быть выражено глаголом, существительным, наречием, прилагательным. А на месте зависимого слова могут быть только неизменяемые части речи или неизменяемые формы слов: наречия, наречия и прилагательные в сравнительной степени, деепричастия, притяжательные местоимения, неизменяемые существительные, начальная форма глагола (инфинитив):1. НАРЕЧИЕНапример: говорить тихо2. ДЕЕПРИЧАСТИЕНапример: меняемся не глядя3. НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛАНапример: уехал учиться

  • Слайд 12

    4. Особое внимание следует обратить на словосочетания с притяжательными местоимениями его, ее, их: они, в отличие от омонимичных им форм личных местоимений, не изменяются и, соответственно, вступают только в связь примыкание. Сравните:«Назавтра его должны были освободить» - должны были освободить (кого? ) его – его здесь форма родительного падежа личного местоимения он, следовательно, перед нами связь управление. «Его голова была устроена иначе, чем моя» - голова (чья? ) его – это притяжательное местоимение, которое не изменяется: его голова, его головой, его голове, следовательно, примыкает к главному слову.

  • Слайд 13

    СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 

    СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ - это словосочетания, которые имеют одинаковое значение, но разные грамматические связи, то есть разный вид связи. Например: платье (чье?) - мамино (согласование) - платье (кого?) мамы (управление), хрустальная ваза (согласование) - ваза из хрусталя (управление), радостно прижимая (примыкание) - прижимая с радостью (управление).

  • Слайд 14

    Трудности, которые могут возникнуть при выполнении задания 4:

    Случай 1. При замене словосочетания синонимичным, например, книжный шкаф у девятиклассников, как правило, возникает выбор меду словосочетанием шкаф для книги шкаф с книгами.  задумайтесь о лексическом значении данных словосочетаний. Любой ли шкаф с книгами является книжным шкафом? Скажем, шкаф может быть платяной, но сейчас в нем стоят книги. Является ли он шкафом для книг? А если шкаф, предназначенный для книг, то есть книжный шкаф, будет без книг, разве он перестанет быть книжным шкафом? Конечно же, нет. Поэтому синонимичными являются словосочетания книжный шкаф - шкаф для книг.

  • Слайд 15

    Случай 2. Многие девятиклассники словосочетание книжный шкаф перестраивают как шкаф книжный. Это ошибка, потому что вид подчинительной связи при этом не меняется. В обоих случаях вид связи - согласование. 

  • Слайд 16

    Тренировочные упражнения

    с предлогом:1. бессонная ночь – 2. подземный переход –3. алгебраическая задача – 4. школьный портфель - 5. плюшевый медвежонок - 6. приморский парк - 7. клетчатый шарф – с предлогом:1. бессонная ночь – ночь без сна2. подземный переход – переход под землёй3. алгебраическая задача – задача по алгебре4. школьный портфель - портфель для школы5. плюшевый медвежонок - медвежонок из плюша6. приморский парк - парк при море7. клетчатый шарф – шарф в клетку Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

  • Слайд 17

    без предлога:1. полковое знамя – 2. солнечная энергия – 3. лесной запах – 4. учительский стол - 5. конское ржание – зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:1. двухэтажное здание – 2. шестилетний ребёнок – 3. белоствольная берёза - 4. голубоглазая девочка - 5. островерхие ели - без предлога:1. полковое знамя – знамя полка2. солнечная энергия – энергия солнца3. лесной запах – запах леса4. учительский стол - стол учителя5. конское ржание - ржаниеконя зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:1. двухэтажное здание – здание в два этажа2. шестилетний ребёнок – ребёнок шести лет3. белоствольная берёза - берёза с белым стволом4. голубоглазая девочка - девочка с голубыми глазами5. островерхие ели - ели с острым верхом

  • Слайд 18

    Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.(то есть делаем всё наоборот)

    1. каша из гречки – 2. снаряд для спортсменов – 3. тропинка в гору - 4. человек без совести - 5. вопрос по литературе - 6. гостиница при вокзале - 7. костюм в полоску – 8. кусты сирени – 9. совет отца – 10. ком снега – 11. судьба матери – 12.занятия музыкой –13.собака с гладкой шерстью - 14.ружьё с двумя стволами - 15.парень с рыжими волосами - 16.особняк в три этажа - 17.девушка двадцати лет 1. каша из гречки – гречневая каша2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд3. тропинка в гору - горная тропинка4. человек без совести - бессовестный человек5. вопрос по литературе - литературный вопрос6. гостиница при вокзале - привокзальная гостиница7. костюм в полоску – полосатый костюм8. кусты сирени – сиреневые кусты9. совет отца – отцовский совет10. ком снега – снежный ком11. судьба матери – материнская судьба12.занятия музыкой – музыкальные занятия13.собака с гладкой шерстью - гладкошёрстная собака14.ружьё с двумя стволами - двуствольное ружьё15.парень с рыжими волосами - рыжеволосый парень16.особняк в три этажа - трёхэтажный особняк17.девушка двадцати лет - двадцатилетняя девушка

  • Слайд 19

    Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

    1. жалостно посмотрел – 2. смело спрыгнул – 3. устало шагал – 4. осторожно слез – 5. спокойно делал – 6. беззаботно жил - 7. бесшумно едет - 8. бесстрашно бросился – 9. бездушно пел – 1. жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью3. устало шагал – шагал с усталостью4. осторожно слез – слез с осторожностью5. спокойно делал – делал со спокойствием6. беззаботно жил - жил без забот7. бесшумно едет - едет без шума8. бесстрашно бросился – бросился без страха9. бездушно пел – пел без души

  • Слайд 20

    Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).

    1. говорил с тревогой – 2. ждал с напряжением – 3. охранял с заботой –4. глядел со смущением – 5. уезжал со спокойствием -6. отзывался с гордостью – 7. сделал с аккуратностью –8. плакал без звука - 9. поступил без жалости - 1. говорил с тревогой – тревожно говорил2. ждал с напряжением – напряжённо ждал3. охранял с заботой – заботливо охранял4. глядел со смущением – смущённо глядел5. уезжал со спокойствием - спокойно уезжал6. отзывался с гордостью – гордо отзывался7. сделал с аккуратностью – аккуратно сделал8. плакал без звука - беззвучно плакал9. поступил без жалости - безжалостно поступил

  • Слайд 21

    Обратите внимание на то, что для правильной замены некоторых словосочетаний синонимичными очень важен контекст! 1. Замените данные словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

  • Слайд 22

    Лялиной красотой

    (19)Маше сулили чин академика, Ляле – покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, а я просто была их подругой. (20)Мне ничего не сулили. (21)Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, чем собственными достоинствами, именно потому, что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли. Лялиной красотой – красотой Ляли

  • Слайд 23

    Источники

    Автор шаблона: Матюшкина Анжелика Владимировна, учитель начальных классовГБОУ СОШ № 680 г. Москвы. http://img-fotki.yandex.ru/get/5604/natali73123.240/0_4df90_1acbae6b_XL.png : цветы. Материалы ФИПИ. Открытый банк заданий: http://www.fipi.ru/ http://pptcloud.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch http://www.onelegend.ru

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке