Презентация на тему "Надо ли обучать дошкольника грамоте?"

Презентация: Надо ли обучать дошкольника грамоте?
Включить эффекты
1 из 6
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Надо ли обучать дошкольника грамоте?" по педагогике. Презентация состоит из 6 слайдов. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 2.26 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    6
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Надо ли обучать дошкольника грамоте?
    Слайд 1

    Надо ли обучать дошкольника грамоте?

    Распространено мнение: «Если научить ребёнка читать до школы, то ему будет неинтересно учиться». По мнению современных педагогов, психологов и физиологов, это не так. Чтение является очень сложным психофизиологическим процессом: в нём задействовано множество психических процессов и функций, которые должны быть развиты у ребёнка до начала его обучения. Это: слуховое и зрительное сосредоточение, фонематическое восприятие (умение различать звуки речи), фонематический анализ (умение определять последовательность звуков в слове), слухоречевая память, зрительная память и пространственные представления (создание четких графических образов букв и т.д. Процесс «наладки» взаимодействия всех этих функций в процессе чтения у разных детей занимает различное время. Но в любом случае – для того, чтобы в достаточной степени овладеть навыком чтения, букварного периода (который по некоторым школьным программам длится всего 2-3 месяца!) явно не хватит. А ведь навык чтения и понимания прочитанного является основой успешного обучения ребёнка в школе с первого класса. С первых дней пребывания в школе читающий ребёнок окажется успешнее своего сверстника, не умеющего читать. Зачастую у учителя не бывает возможности уделять достаточно внимания ребёнку, находящемуся на начальном этапе обучения грамоте, а дома необходимо выполнять домашнее задание, общее для всего класса. В такой ситуации получается, что выделить время для совершенствования навыка чтения очень трудно, и с трудом читающий ребёнок попадает в ситуацию стресса. Когда лучше начинать занятия по подготовке к обучению грамоте? Возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

  • Слайд 2

    Как заниматься с дошкольником?

    Ещё один важный вопрос. Могут ли занятия по обучению грамоте быть вредными для ребёнка-дошкольника? Могут, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности малыша, перегружает его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности – игры, ставит самоцелью любой ценой научить ребёнка читать. Обучение дошкольников должно проходить в занимательной, игровой форме. Прежде чем начать непосредственно обучаться чтению, ребёнок при помощи речевых игр должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определённой последовательности. Система речевых игр позволит ребёнку научиться различать понятия звук и буква, овладеть звуковым анализом и синтезом. К.Д. Ушинский говорил: «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова». Занимаясь с ребёнком, старайтесь соблюдать следующие правила – тогда занятия будут более успешными, а ребёнок будет заниматься с удовольствием. Проявляйте искренний интерес к тому, что вы делаете вместе с ребёнком. Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним. Учитывайте состояние ребёнка (до начала занятия). Но если занятие уже началось, постарайтесь довести начатое задание до конца. Не раздражайтесь. Ребёнок должен чувствовать, что Вы – его партнёр и хотите помочь ему. Хвалите за старание. Чаще читайте ребёнку хорошие стихи (С. Михалкова, С. Маршака, А.Барто, Б.Заходера) – это благотворно влияет на восприимчивость детей к звукам речи. Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с успехами других детей. Темп овладения чтением индивидуален для каждого!

  • Слайд 3

    С чего начинать обучение грамоте?

    К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Ребёнок при этом запоминает буквы так, как они называются в алфавите, то есть с призвуком гласных: «эф», «пэ», «ка» и т.д. Это неверный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Вводя своего малыша в мир чтения, Вы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное. Цель первого этапа занятий – привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребёнок усваивает следующее: Когда мы говорим, мы произносим разные слова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать. Приведу варианты игр со звуками. – «Хлопни, если услышишь в слове заданный звук » – «Три слова» Я произнесу 3 слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка, уши, ужин). Вначале звук выделяется из начала слова, затем – из конца (кино, пальто, окно), далее – из середины (сыр, дым, мыло). - «Путешествие по комнате» Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком. – «Поймай словечко в ладошки» (составить слово из отдельно названных звуков). Называть согласные звуки без призвуков гласных (Д, О, М – дом)! – «Звуки перепутались» (вариант предыдущей игры, но звуки даются в нарушенной последовательности Д,М,О – дом). – «Волшебники» (заменяя один звук в слове, превращаем одно слово в другое: СОК –ТОК – ТОМ – ДОМ ТАК – РАК…). Другой вариант этой игры – образовывать новые слова с помощью добавления согласного звука: АНЯ – САНЯ, ВАНЯ, ДАНЯ, МАНЯ, ТАНЯ.

  • Слайд 4

    Как избежать трудностей в овладении грамотой?

    Задолго до изучения грамматических правил ребёнок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разбираться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, это удаётся не всем детям. Уже в первые дни пребывания в школе у многих из них возникают трудности письма, которые называют дисграфией. Под этим понимаются стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил. Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв в словах, в заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв и т.п. Появление таких ошибок говорит о неготовности ребёнка к началу школьного обучения, о его недостаточной психофизиологической зрелости. Правда, и у готовых к школьному обучению детей на самых первых порах могут иногда наблюдаться такого рода ошибки, но они не носят стойкого характера и быстро исчезают по мере овладения грамотой.

  • Слайд 5

    Ошибки, обусловленные недоразвитием грамматического строя речи.

    При аграмматическойдисграфии дети неправильно согласовывают слова в словосочетаниях (НА СТОЛОМ, ДЕТИ БЕЖИТ, КРАСНЫЯ ПЛАТЬЕ, МНОГО ДЕРЕВОВ), нарушают последовательность слов во фразе, даже при слуховом диктанте не способны записать правильно предложения. Такие ошибки часто возникают у детей, не владеющих так называемым «языковым чутьём», то есть чувством языка. Эти дети овладевают нормами родного языка (правилами построения фразы, изменения и согласования слов с помощью окончаний, образования однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов) не спонтанно, по подражанию, как в норме, а лишь путём целенаправленных упражнений. Таким образом, и в этом случае, когда речь ребёнка старше 5 лет изобилует аграмматизмами – слова во фразе изменяются и образовываются неправильно – родителям следует обратиться за помощью к логопеду.

  • Слайд 6

    Ошибки, связанные с недоразвитием пространственных представлений, зрительного узнавания.

    У детей с оптической дисграфией с трудом формируются зрительные образы букв. При этом наблюдаются стойкие замены графически сходных букв (П – Н, Д – У, Д – Б) либо искажения букв (зеркальное написание, пропуски элементов, написание лишних элементов). Для предупреждения подобных ошибок необходимо в дошкольном возрасте сформировать у ребёнка чёткие образы букв. В этом помогут такие игры, как: – Разрезные буквы – пазлы; – «От какой буквы деталь?»; – «Допиши букву» (буквы с недописанными элементами); – «Найди правильные буквы» (различение правильно и зеркально написанных букв); – «Какая буква смотрит в окошко?»; – «Какая буква лишняя? (сравнение по начертанию); – «Найди букву, которую я назову» (связь звука с буквой). Если у ребёнка возникают трудности при выполнении подобных заданий, надо обратиться за помощью к логопеду. Дорогие родители! Я надеюсь, что эти рекомендации помогут вам в обучении малыша грамоте. Удачи вам и терпения!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке