Содержание
-
Осторожно:страхи! МАОУ «Бабкинская средняя школа» учитель начальных классов Зуева С.В.
-
Страх …Какую роль он играет в жизни человека? С одной стороны, он может уберечь от необдуманных, рискованных поступков. А с другой – продолжительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и тревожности.
-
Страх - это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий). Это чувство, которое характеризуется привыканием. Один раз, в детстве, испытав биологическую реакцию страха, мы будем её испытывать постоянно в похожих ситуациях. Не секрет, что все мы –взрослые- чего-то боимся: инфляции, катастроф, кризисов, эпидемий… Мы говорим об этом дома, забывая порой, что рядом находятся дети, которые воспринимают происходящее намного серьёзнее, чем нам кажется.
-
Как известно, новорождённый младенец ничего не боится. Но вот он растёт, начинает познавать окружающий мир, а направляем в этом его мы, взрослые, и от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит не только его физическое состояние, но и психическое здоровье. Говоря о детских страхах и их проявлении, необходимо знать, что при этом считать нормой, а что патологией.
-
-
Виды страхов: - навязчивые; - бредовые; - сверхценные. Кнавязчивымстрахам относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств)… Эти страхи ребёнок испытывает в определённых, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.
-
Бредовые страхи –это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Бредовые страхи часто указывают на серьёзные отклонения в психике ребёнка. Детей с бредовыми страхами можно встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжёлая форма.
-
Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с «идеями фикс»), называют сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чём другом ребёнок думать уже не может. Сверхценные страхи составляют 90% от общего количества детских страхов.
-
Основными причинами страхов младших школьников являются: излишнее беспокойство и тревожность родителей; воспитание в социальной изоляции; конфликтные взаимоотношения родителей; алкоголизм в семье; гиперопека над ребёнком, авторитарный стиль общения; запугивание наказанием со стороны родителей; боязнь не соответствовать ожиданиям родителей…
-
Психологическое лечение 1. Наполнение повседневной жизни ребёнка яркими впечатлениями, включение ребёнка в интересную для него деятельность (кружки, секции, хобби…). 2. Поощрение коллективных игр, дружбы со сверстниками. 3. Коррекция поведения взрослых, окружающих ребёнка: - требования взрослых должны соответствовать возрасту и способностям ребёнка; - нет угрозам; - нет вине; - нет чрезмерной опеке; - нет необоснованным запретам;
-
- контроль за соблюдением режима дня (нормализуется психологический фон, восстанавливается психическое равновесие). 4. Исключение стрессовых ситуаций в школьной жизни. 5. «Открытая война» со страхом. 6. Использование фильмов ужасов (условие – фильм должен быть точно по теме страха и с положительным концом). 7. Обучение допустимым способам выражения гнева: - бить «грушу»; - метать дротики, мешочки в мишень; - пинать мяч… 8. Использование игр: - игра «Как я представляю свой страх»; - игра «Прогони страх»;
-
- игра «Петушиный бой»; - мыльные пузыри; - надувание шаров… 9. Использование сказкотерапии: - сочинить сказку (рассказ) на тему страха (обязательно элементы юмора и счастливый конец); - сочинить сказку (историю), в которой страшного героя жаль; - использовать инсценировку (финал – победа над страхом)… 10. Использование тематического рисования: - рисование пружинок, свободная штриховка; - нарисовать страх, сжечь, порвать… - нарисовать страх, посадить в клетку, закрыть на замок; - нарисовать страх маленьким, а себя
-
рядом большим, сильным, вооружённым; - нарисовать страх, подружиться с ним…
-
Нарисовать страх, посадить его в клетку.
-
Нарисовать страх, рядом нарисовать себя сильным, большим, вооружен-ным.
-
Нарисовать страх и подружиться с ним.
-
-
Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребёнка к неврозу. Предлагаем ответить на вопросы теста-опросника, касающиеся особенностей поведения вашего ребёнка. Каждый пункт оценивается в 2 балла, если отмеченная в нём особенность поведения выражена и тем более возрастает в своей интенсивности в последние годы. Если указанные проявления встречаются периодически, то соответствующий пункт оценивается в 1 балл. При отсутствии названных в пункте особенностей поведения выставляется 0 баллов.
-
1.Легко расстраивается, много переживает, всё слишком близко принимает к сердцу . 2.Чуть что – в слёзы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться. 3.Капризничает, ни с того ни с сего раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть. 4.Очень часто обижается, «дуется», не переносит никаких замечаний. 5.Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.
-
6.Всё больше грустит и печалится без видимой причины. 7.Как и в первые годы, снова сосёт соску, палец, всё вертит в руках. 8.Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких; беспокойно спит, часто просыпается ночью; не может сразу прийти в себя утром. 9.Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий. 10.Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.
-
11.Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках. 12.Всё быстрее устаёт, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время. 13.Всё труднее найти с ним общий язык, договориться, становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя. 14.Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи. 15.Снижается аппетит, часто и подолгу болеет, повышается без причин температура, часто пропускает школу.
-
Оценка результатов. 30-20 баллов – невроз у ребёнка несомненен; 19-15 баллов – невроз был или будет в ближайшее время; 14-10 баллов – есть признаки нервного расстройства, но не обязательно достигающего стадии заболевания; 9-5 баллов – есть предрасположенность к возникновению нервного расстройства, необходимо быть более внимательными к состоянию нервной системы ребёнка; 4-0 баллов – отклонения несущественны или являются выражением возрастных, преходящих особенностей ребёнка.
-
1.Становлюсь всё более чувствительным, ранимым и обидчивым. 2.Всё труднее контролирую свои чувства и эмоции, хотя потом и переживаю с чувством вины. 3.Легко расстраиваюсь, раздражаюсь по пустякам, долго не могу прийти в себя. 4.Всё больше беспокоюсь, волнуюсь без видимых причин, не могу ждать, как обычно, нетерпелив и непоследователен в своих действиях и поступках. Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребёнка
-
5.Начинаю видеть опасность там, где её нет, и более чем часто сомневаюсь в правильности своих решений. 6.Всё менее жизнерадостен и активен в новых контактах, многое уже воспринимаю в мрачном свете, часто ворчу и злюсь, как потом оказывается, совсем не по тому поводу. 7.Возникает разлад с самим собой, внутренний конфликт.
-
Оценка результатов. 0-4 балла – благополучное состояние нервной системы; в стрессовых ситуациях возможно некоторое повышение нервозности; 5-9 баллов – наличие эмоционального стресса; вы болели неврозом или можете заболеть им в ближайшее время; 10-14 баллов – невроз уже есть, необходимо обратиться за квалифицированной помощью к специалисту, и чем скорее вы это сделаете, тем меньше трудностей ждёт вас в будущем.
-
Спасибо за работу! До новой встречи!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.