Содержание
-
Департамент образования города Москвы Северное Окружное Управление Образования Частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Первая Школа»
-
Отчёт по теме самообразования
Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников Учитель начальных классов Сиротинская Галина Геннадьевна
-
Актуальность опыта. Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций.
Современные дети мало читают. Книге трудно соперничать с компьютерными играми. В лексику современного школьника приходят новые трудные для написания слова. Одним из способов решения проблемы является изобретение вместе с детьми схем, опор для запоминания.
-
Ведущая педагогическая идея опыта (проблема)
заключается в создании условий, содействующих повышению орфографической грамотности младших школьников на основе использования в учебном процессе приемов моделирования, необходимых для хранения получаемой информации.
-
Новизна опыта
Использование приемов учебного моделирования для формирования у младших школьников умений кодировать и хранить информацию.
-
Цель педагогической деятельности:
создание условий для формирования прочного орфографического навыка на основе использования приемов учебного моделирования для наиболее эффективного средства запоминания и хранения информации
-
Задачи:
совершенствовать орфографический навык учащихся с помощью различных приемов моделирования, направленных на эффективное запоминание изучаемого материала; создавать условия для самостоятельного творческого поиска графических и фонетических ассоциаций для запоминания словарных и трудно проверяемых слов.
-
Предполагаемые результаты:
Приёмы будут мотивировать учеников к более успешному усвоению учебного материала
-
Теоретическая база опыта
В своей работе я рассмотрела оригинальную научную методику, разработанную учёными-психологами И.Ю.Матюгиным, Е.В.Антощуком, Е.И.Чекаберия, И.К.Рыбниковой, Т.Б.Слоненко,Т.Н.Мазиной., Л.С. Выготским
-
-
ЭЙДЕТИКА
Поначалу слово «эйдетика» кажется страшным термином. Но на поверку оказалось, что все очень просто и даже весело. Что такое «эйдетика»? Суть метода Приёмы запоминания слов
-
Что такое эйдетика?
(от греч. eidos образ, вид) А эйдетика — это методика запоминания информации с помощью умения представлять и фантазировать. МЕТОДЫ Мнемотехника (вербально-логическое мышление) Эйдотехника (конкретно-образное мышление)
-
Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения. В играх и упражнениях используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и с энтузиазмом входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют. При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. Приемы эйдетики можно использовать во внеклассной работе и непосредственно на уроке.
-
Суть метода
Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.
-
Принципы работы по системе эйдетики:
радостная, весёлая атмосфера; мобильность и доступность игрового материала; разделение информации в соответствии с особенностями каждого ребёнка.
-
Приемы и методы запоминания слов можно разделить на несколько групп:
Фонетические ассоциации (по схожести звучания). 2. Занимательные четверостишия. В слове спряталось другое слово. Графические ассоциации (по схожести изображения). Изографы . Смысловые ассоциации. Нахождение проверочного слова. «Подкрепление слов», которые трудно проверить. Как звучат слова в других языках. Составление ребусов.
-
1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания).
Суть – в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Береза – белая береза Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!” Герой – Гена – герой Деревня – дед в деревне Железо – железо режу еле-еле Запад – на западе солнце падает Инженер – Женя – инженер Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап Комната – комната у Наты Лопата – лопата лопнула
-
Мебель – мебель белая Пассажир – пассажир берет билет в кассе Паук – у паука папа Пенал – пенал моют пеной Ребята – ребята решают ребус Сапоги – Саша в сапогах Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня Тарелка – тарелка-это тара Улица – на улице встречаю знакомые лица Чувство – уважай чужие чувства
-
2. Занимательные четверостишия
Суть – в подборе слов-помощников, но для облегчения запоминания, подсказки оформлены в виде занимательных четверостиший. ГАля гАзету домой принесла,И телепрограмму в гАзете нашла.Что там, в гАзете?А ГАля не знает,Только лишь телепрограмму читает. Жила-была собака, Она любила спать, Ее прозвали Соня, Люблю я с ней играть. ГОрка гОроха, Лук и морковь. Мама! Гороховый суп нам готовь!
-
А ДЕдушке МорозуВсе дЕти в дЕкабреГотовят дружно встречуУ елки во дворе. Что дЕлали дЕжурные?Водой залили пол!Ведром в футбол играли,Зато забили гол! ИдИте, ДИРЕКТОР, На помощь идите! Порядок, дИректор, Везде наведИте! «КвАКВАРТИРУ не хочу», – квАкает лягушка. «Мне болото – лучший дом! Где моя подушка?»
-
3.В слове спряталось другое слово
Валенки – валенки у Ленки Горизонт – гори, зонт! Облако – на облаке лак Ракета – в ракете рак Соловей - соловей поет соло Ужин – ужи на ужин?
-
4. Графические ассоциации /по схожести изображения/
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.
-
Информация, подкреплённая эмоциями, фиксируется в памяти лучше.
-
5. Изографы
Изографы - это картинки, на которых слово зашифровано буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает предмет, о котором идёт речь.
-
6. Смысловые ассоциации
Суть этого приема – разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова. Погода – погоду наблюдают по годам Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог! Библиотека – библия Сегодня – сего дня (при Петре I) Урожай – земля рожает урожай
-
7. Нахождение проверочного слова.
Берег – брег /у Пушкина/ Лисица – лис Ботинки – боты Воскресенье – воскрес Впереди – перед, передний Пшеница – пшёнка
-
8. «Подкрепление слов», которые трудно проверить
Суть – подкрепить словами- подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов. Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой ё. С помощью эйдетики можно решить эту проблему раз и навсегда! Шёл – шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно иначе. Букву Ё, вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие кругляшки точек или как две снежинки.
-
9. Как звучат слова в других языках.
/ Арбуз – арбуз /укр./ Морковь – морква /укр./ Вчера – вчёра /укр./ Металл – металл /англ./ Москва – Москоу /англ./
-
10. Составление ребусов.
-
Нам на помощь приходит рисунок и сказка. «Жила-была собака, она любила много спать, поэтому её прозвали Соня».
-
«Жил-был заяц-хваста. Он очень любил хвастаться и всегда говорил: «Я - самый храбрый, Я- самый быстрый, Я - самый умный! Я, Я, Я…». Ребус:
-
Алгоритм по составлению ассоциограммы:
1. Подобрать к слову созвучное слово, где проверяемая буква стоит в сильной (чётко слышимой) позиции и сочинить мини-сказку к придуманному образу. 2. Если это невозможно, то, используя схожесть данной буквы с каким-нибудь предметом, придумать яркий рисунок – ассоциограмму.
-
Слово трудное запомнить нам эйдетика поможет!
В слове кофта ф – опасное место, подбирается созвучное словосочетание: кофта – цвета кофе или буква ф сама похожа на кофту.
-
Адресная направленность опыта.
Мой опыт по этой теме может быть успешно использован учителями в любой общеобразовательной школе, где имеется компьютерный класс и соответствующие мультимедийные продукты и программы.
-
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.