Содержание
-
Педагогические открытия Льва Николаевича Толстого
Духовный и практический опыт ненасилия Лев Николаевич Толстой Портрет И.Н. Крамского. 1873 г. Педагогическое наследие : выдающиеся педагоги и педагогические школы руководитель МО учителей эстетического циклаМБОУСОШ №56 г.Тулы - Грекова С.В.
-
Яснополянская школа
Основные философско-педагогические идеи учения Л. Н. Толстого: духовность, любовь, непротивление злу насилием, свобода, самосовершенствование, движение
-
-
Толстой и дети
Философия любви в творчестве Л. Н. Толстого непосредственно связана с его педагогическими установками. Еще в период яснополянской школы он заметил, что «совершенный учитель соединяет любовь к предмету и к детям».
-
Основные подходы к вопросам воспитания:
И.Е.Репин. Лев Толстой босой, 1901 1. Воспитание Л. Н. Толстой в последний период жизни понимал как создание условий для духовного, «гармонического» развития ребенка, для его движения к идеалу, для самосовершенствования
-
Обложка рукописного журнала братьев Толстых «Детские забавы». 1835 г. Рукопись «Войны и мира» с планом Бородинского сражения. Автограф Л.Н. Толстого. 1867г. Письма Л.Н. Толстому от Р.Роллана (16/IV 1887 г.), К. Токутоми (21/I 1906 г.), М. Ганди (4/IV 1910 г.) и Ж. Бергмана (29/V 1910 г.). 2. Главная цель воспитания, по мнению Толстого, состоит в «гармонии» развития ребенка, а не в наращивании, прибавлении хороших качеств, привычек, черт личности в соответствии с эталоном «наилучшего человека», задаваемым обществом или педагогом.
-
Л.Н. Толстой. 1849 г.Петербург. Л.Н. Толстой-поручик. 15 февраля 1856 г.Петербург. Л.Н. Толстой. 1885 г. Москва. Л.Н. Толстой. 1876 г. Москва. 3. Содержание воспитания Л. Н. Толстой связывал с умением педагога донести до детей на доступном для них языке учение о духовности каждого существа, осуществить в совместной с ребенком творческой деятельности поиск ответов на самые важные вопросы бытия.
-
4. Главными условиями успеха в духовном воспитании Л. Н. Толстой считал любовь воспитателя к ребенку (совершенный учитель соединяет любовь к предмету и к детям) и его способность к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию. И.Е.Репин. Портрет Л.Н.Толстого И.Н Крамской.Л.Н. Толстой. Масло, 1873г. Павел Петрович Трубецкой (1866–1938) лепит бюст Л.Н. Толстого. Ясная Поляна. 28 августа 1899 г. Фотография С.А. Толстой. И.И. Горбунов-Посадов (справа) при этом читал вслух, чтобы позирование было менее утомительным для Л.Н. Толстого
-
«Детский образ есть первообраз гармонии». Л.Н.Толстой.
Воспитание в таком понимании предполагает свободу творчества и свободу выбора, направленные на выработку у ребенка способности решать жизненные проблемы, делать правильный жизненный выбор, умения обращаться «вовнутрь себя». Это поиск личностью (сначала с помощью взрослого наставника, затем – самостоятельно) способов нравственной, достойной, подлинно человеческой жизни. Цель воспитания в этом случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к миру и собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. В таком понимании воспитание детей становится «одним из самых важных людских дел в жизни». Отдельные толстовские идеи духовного воспитания нашли свое воплощение в педагогических концепциях С. И. Гессена, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили.
-
Репин, Илья Ефимович. Толстой на отдыхе в лесу. 1891 Холст, масло. 60 х 50 Государственная Третьяковская галерея, Москва.
-
Картина была приобретена известным коллекционером и меценатом Иваном Евменьевичем Цветковым, который собрал обширную коллекцию произведений русских художников ХVII—ХХ веков. В 1909 году И.Е. Цветков передал свое собрание в дар Москве, а в 1925 году знаменитое собрание, в том числе и портрет Л.Н. Толстого, забрали в Третьяковскую галерею.
Репин считал нужным и интересным изображение Толстого в различные моменты его жизни. Поэтому в каждый свой приезд в Ясную Поляну он делал массу зарисовок Толстого. Скульптор И. Я. Гинзбург рассказывал: «Как влюбленный, Илья Ефимович ходил за Львом Николаевичем; слушая его разговоры, он думал о том, что выражают черты его лица, как это выражение передать на бумаге или холсте... „Смотрите, — восторженно говорил мне Илья Ефимович в 1891 году, когда мы вместе очутились в Ясной, — знаете, где мы находимся? — на четвертом бастионе! Шутка ли, кого мы лепим и рисуем...“» (Художники в гостях у Льва Толстого // Голос минувшего. 1916. № 11. С. 192—193). Привязанность к Льву Николаевичу, поклонение его духовному облику поднимали, окрыляли огромный талант Репина. В 1891 году Репин создает очаровательную небольшую картину «Толстой на отдыхе в лесу». Очень красивая по живописи, она полна солнечного света. Мастерство передачи природы тем удивительнее, что Репин писал картину по памяти, через две недели после отъезда из Ясной Поляны. Тепло вспоминая свое пребывание там, он пишет Татьяне Львовне Толстой из Петербурга о своих переживаниях: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Лев Николаевич лежал недалеко от меня с книгой в руке, в уютном месте, под деревьями. В тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света!.. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался; красивая картина выходит... Надолго хватит мне Ясной, все туда тянет, к тому свету; или это закон тяготения малых тел к большим?» (Письмо Репина Т.Л. Толстой от 31 июля 1891 г. // И.Е. Репин и Л.Н. Толстой. Переписка в 2-х томах. Т. 1. — М.; Л., 1949, С. 32.).
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.