Содержание
-
Песочная терапия в ДОУ
Диагностика и развивающие игры на песке
-
Язык символов есть истинный, всемирный, Всечеловеческий язык, одинаково справедливый для всех времен и народов. В.Шмаков
Использование песка для отображения внутренних видений имеет длинную долгую историю. Древние племена рисовали защитные круги на земле и создавали рисунки из песка. Во все времена люди проецировали на объекты живой и неживой природы свои видения и пытались их объяснить. Проективные техники берут свои истоки в исследованиях Ф.Гальтона, изучавшего ассоциативный процесс. Гальтон первым убеждается в том, что так называемые свободные ассоциации таковыми не являются, а определяются прошлым опытом личности.
-
Посреди двора гора, на горе идет игра. Прибегайте на часок, залезайте на песок Чистый, желтый и сырой, хочешь рой ты или строй,Хочешь куклам испеки золотые пирожки.Приходите к нам, ребята не забудьте взять лопатыЭкскаваторы, совки, ведра и грузовики.Тут и крики, тут и смехИ работа есть у всех!
Ребенок, игра, развитие….. Эта последовательность нам хорошо знакома и изучена многими известными педагогами, философами, психиатрами и психологами. Если есть игра, появляются игрушки и игровая среда. Здесь в детском мире действует один из известнейших постулатов Аристотеля: «Все может быть всем!» А теперь посмотрим на такую замечательную среду как емкость с песком и набор миниатюрных объектов. Получается следующая последовательность: ребенок, игра, песок, игрушки, развитие…..
-
На своих занятиях по пескотерапии в детском саду я использую диагностику и коррекционные сессии. Все фиксируется на фото и видео камеру. Необходимые материалы для работы: песочница с сухим или влажным песком, коллекция миниатюрных объектов (люди, животные, растения, транспорт, контейнеры и емкости, объекты связанные с питанием, предметы строительства и мебели)
Во время диагностики ребенку предлагается построить свой мир или построить деревню. При интерпретации учитываются знаки агрессии (солдаты, борющиеся, раненые животные, паления, катастрофы, шторм); знаки пустоты( мало символов, отсутствие главных групп: без людей, только дети, только полиция и т. д.); знаки искажения («закрытые» миры, «структурированные», «дезорганизованные»). В разных возрастных группах по разному использовались некоторые фигуры и темы. Так, фигуры людей использовались во всех возрастных группах, темы связанные с едой использовались детьми до 5 лет, а дети постарше активно строили фермы, использовали много животных, тема транспорта появлялась с 5 лет, затем темы отношений и социальных ролей.
-
-
Во время сессий можно использовать сенсорные игры(прикосновения, отпечатки, необыкновенные следы, песочный дождик, массаж ладошек, рисование на песке, лепка, пересыпание, узоры и т.д.); дидактические игры (найди пару, лепим цифры, профессии, сказки, эмоции и т.д.); социальные игры (один дома, подарки, обида, ссора, портрет друга, общение, едем в гости и т.д.); игры драмматизации (игра с семьей, переговоры, перепроектирование жизни, метафорический автопортрет, параллельные миры, событие и т.д.); игры с правилами (создай мир, собери фигуру и т.д.). Во время проведения сессий я также ставлю сказочные задачи, а ребенок, с помощью песка их решает. Например: «Налетел страшный вихрь. «Спасибо тебе Иван Царевич!-сказал Кощей Бессмертный. –Теперь никогда не видать тебе Марьи Моревны, как своих ушей!-и вылетел в окно, подхватив Марью Моревну. А Иван Царевич горько заплакал, снарядился и пошел в путь дорогу.» «Жители деревни рассказали юноше, что их любимая, огромная яблоня перестала плодоносить. Что они только не делали, а она и не живет и не умирает, как уснула. Что необходимо сделать, чтобы дерево снова стало плодоносить?» «Принцессу-бабочку несло через горы и леса ураганом злой ведьмы и когда ветер стих, она упала на скалистый утес. Намокнув от брызг прибоя, она ползла по земле. Когда она пыталась взлететь, ветер сбрасывал ее обратно, и пыльца на крыльях намокла и осыпалась.» Детям очень важно вступать в игру, предлагать свои правила, следовать заявленным правилам. Это задает им параметры внутренних и внешних границ, уважение чужой свободы и обретение своей. Пескотерапия – это дверь в творческий мир игр на песке. Не останавливайтесь на предложенных здесь играх, создавайте свои игры, которые позволят нашим детям быть более здоровыми, радостными, успешными!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.