Содержание
-
Практическое применение методов сенсорной интеграции в работе с детьми.
-
Понятие сенсорной интеграции
Сенсорная интеграция – это упорядоченный процесс взаимодействия всех органов чувств, с целью адекватного адаптивного ответа на внешние раздражители
-
Основательница метода -американский эрготерапевт, специалист в области лечебной педагогики Дж. Айрес. Методики в основном направлены на развитие баланса в двигательной, вестибулярной и тактильной системах. Приёмы работы с использованием различных спортивных снарядов, тканевых текстур, а так же бассейнов различными наполнителями. Последователи метода Айрес - Улла Кислинг, Крановиц, Як, Аквилла, Банди, привнесли собственные наработки в теорию и практику сенсорной интеграции.
-
Сенсорный профиль - индивидуальное сочетание обработки и интеграции ощущений, позволяющие адаптироваться в окружающей среде. Модель Данн(1997г) – заложен принцип фокусировки на регистрации импульса, что определяет качество совладания. Гипочувствительные- высокий порог чувствительности, находятся в поиске сенсорных ощущений, используют активную стратегию, ищут дополнительные сенсорные стимулы. Гиперчувствительные - избегание сенсорных стимулов, так как являются сензитивными к различным воздействиям.
-
Смешанный профиль - в одних системах гипо-чувствительность, в других гипер. Существуют опросники для определения нарушений в сенсорной обработке: К.С. Крановиц, Данн, Аквилла, як, шала SIPT качественное нейропсихологическое обследование.
-
-
-
Коррекция нарушений обработки вестибулярных ощущений Периферический отдел – вестибулярный аппарат, расположенный во внутреннем ухе. Проводящие пути, обеспечивающиеся нейронами. Центральный отдел – вестибулярные ядра продолговатого мозга, таламуса и проекционные зоны коры в постцентральной извилине. Вестибулярная система помогает ребёнку преодолевать земное притяжение и сохранять вертикальное положение. Известно, что вестибулярная система начинает функционировать на 21 день внутриутробного развития.
-
-
Приёмы работы при гиперчувствительности вестибулярных ощущений Проявление: Ребёнок избегает активности, не любит передвижений, его укачивает в транспорте. Методы и приёмы: Мягкое включение маятниковых движений, с обеспечением безопасности. «Яйцо» - сидя на полу, ребёнок находится между согнутых колен родителя или специалиста, которые совершают небольшие покачивающиеся движения вперёд-назад. Движения сопровождаются песенкой или повторением звуков, которые издаёт ребёнок. «Кочки» - сидя на коленях у родителя или специалиста, спина ребёнка плотно прижата к груди специалиста, руки специалиста обхватывают ребёнка. Под потешки: «по кочкам, по кочкам» или «Ваня-Ваня простота…» совершать небольшие подпрыгивающие движения.
-
«Качели» - двое взрослых (папа и мама или родитель и специалист) сплетают из собственных рук «гамак», ребёнок плотно прижат с двух сторон взрослыми, которые совершают покачивающие движения. Катание с невысокой горки. Сначала ребёнка поддерживают за руку и со спины, затем, постепенно он начинает скатываться самостоятельно. Упражнение сопровождается плавной музыкой, меняющейся по темпу и высоте звука на подъеме и спусках. Качание в гамаке по типу «капля», движения вперёд-назад и справа – нелево.
-
Приёмы работы при гипочувствительности вестибулярных ощущений
Проявление: ребёнок постоянно в движении, плохо соблюдает дистанцию, любит качели и карусели. Методы и приёмы: Лучше начинать с проработки глубокой чувствительности (см. приёмы работы с проприорецепцией). Упражнения, помогающие сбалансировать хаотичные движения: Упражнения на фитболе, ребёнок сидит на мяче, взрослый его удерживает за руки, выполняются чёткие ритмические движения под считалки или песенки.
-
«Качели», ребёнок аккуратно берётся за руки и за ноги, взрослые раскачивают его из стороны в сторону или вверх и вниз. Можно под песенки: «еле-еле, еле – еле, раскачали мы качели, раскачали, раскрутили, Васю на пол положили» или «В поле гуляли трое гуляк, после прогулки делали так –апчхи-апчхи-апчхи». «Маятник» - ребёнок стоит ногами на ногах взрослого, ноги расставлены по ширине плеч ребёнка, взрослый совершает ритмичные раскачивания из стороны в сторону, лучше под стишок, например: «шалтай-болтай сидел на стене, шалтай-болтай – свалился во сне…». «Поезд из одеяла» - ребёнок сидит на одеяле, а взрослый везёт его по полу, изображая поезд, делая остановки на станциях.
-
Упражнения с балансирами, «кочками», «брёвнышками». Обыгрывать можно в зависимости от актуальных целей, важно, чтобы упражнения выполнялись последовательно, в ритмичном темпе.
-
Коррекция нарушений обработки проприоцептивных, кинестетических ощущений Позволяет выполнять дифференцированные движения. Мышечное чувство формируется при изменении напряжения мышц, их оболочек, суставов, связок, сухожилий. Типы проприоцепции: Чувство позы или ощущение положения конечностей и ориентация их частей относительно друг друга. Чувство движения, когда проприоцепторы воспринимают как направление, так и скорость движения при изменении угла в суставах. Чувство силы, необходимое для поднятия чего-либо, оценивается самим человеком.
-
Развитие кинестетической системы также начинается с первых недель внутриутробной жизни. Сталкиваясь с сопротивлением околоплодных вод он ощущает лёгкое напряжение мышц, сухожилий и суставов. После четвертого месяца он соприкасается со стенками матки, рефлекторно отталкивается от них ручками и ножками. Сосание пальчика оказывает мощное воздействие на развитие чувствительности челюсти, затылка, плеч, области бедер. Самый важный процесс для развития проприо-кинестетической чувствительности – акт рождения.
-
Приёмы работы при гиперчувствительности проприоцептивных (постуральных) ощущений
Проявления: ребёнок зажат, избегает активности и напряжений, неловкий. Методы и приёмы: Начинать с безопасных заданий из положения лёжа на животе. "Пирожок" - пассивное упражнение, ребёнок лежит на животе, взрослый (специалист или родитель), глубокими, надавливающими движениями проходит тело ребёнка от шейно-воротниковой зоны до пяточек, приговаривая потешку про пирожок.
-
"Лепёшечка" - ребёнок лежит на животе, взрослый мячом-фитболом прокатывает его с пяточек до шеи, несильно надавливая на мяч. "Утяжелённое одеяло" - пассивная проработка глубинной чувствительности. "Тачка" - ребёнок лёжит животом на фитболе или на гимнастическом ролле, взрослый удерживает его за ноги, а ребёнок должен пройти вперёд за какой-либо целью. Игры с мячом на более поздних этапах работы. "Повтори движение", "я знаю 5", "дама сдавала в багаж".
-
Приёмы работы при гипочувствительности проприоцептивных (постуральных) ощущений
Проявления: ребёнок стремится к обнимашкам, любит перетаскивать тяжести и бегать. Методы и приёмы: "сосиска в одеяле" - ребёнок ложится в одеяло, взрослый плотно его заворачивает и аккуратно прокатывет в правую и в левую стороны. «Ролл из одеяла" - плед или байковое одеяло размером 180х220 сворачивается в 3 или 4 слоя, ребёнок плотно в него заворачивается, затем этот ролл с ребёнком прокатывается в стороны.
-
"Тяни-толкай" - дети сидят друг против друга или взрослый напротив ребёнка, берутся за плечи и тянут каждый в свою сторону. "Лодочка" - ребёнок лежит на жвиоте, одновременно приподнимая руки и ноги на 5-7 секунд. "Корзиночка" - ребёнок лежит на животе, руками удерживает ноги и покачивается. "Утяжелённые мешочки" - метать в корзину или в любую другую мишень. "Собираем урожай" - деревянная или пластиковая тележка в которую необходимо собирать вязаные или сшитые овощи, набитые крупой, камушками, солью.
-
Коррекция нарушений обработки тактильных ощущений
Тактильная система связана с вестибулярной. Развитие этой системы также начинается внутриутробно, малыш сначала ощущает околоплодные воды, а затем и касание стенок матки и прикосновение собственных ручек и ножек. На третьем месяце внутриутробного развития ребёнок начинает сосать палец. В коже малыша формируются рецепторы, воспринимающие различные возбудители: боль, холод, тепло. Число нервных волокон, идущих от кожи к спинному мозгу более полмиллиона.
-
Приёмы работы при тактильной гиперчувствительности
-
-
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.