Презентация на тему "Речевое развитие. Навыки коммуникации"

Презентация: Речевое развитие. Навыки коммуникации
Включить эффекты
1 из 60
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Речевое развитие. Навыки коммуникации" по педагогике, включающую в себя 60 слайдов. Скачать файл презентации 0.82 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    60
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Речевое развитие. Навыки коммуникации
    Слайд 1

    Речевое развитие. Навыки общения.

  • Слайд 2

    Развитие речи и коммуникативных способностей направлено на формирование основных функций речи коммуникативной фиксирующей сопровождающей познавательной регулирующей

  • Слайд 3

    1 этап

  • Слайд 4

    Формирование умения узнавать и показывать предметы, совершать действия с ними, знакомство со свойствами предметов Темы: - игрушки части тела предметы одежды предметы туалета предметы домашнего обихода отдельные названия предметов из окружающей ребёнка жизни ( вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины и т.д.) - семья

  • Слайд 5

    « Покажи, где у тебя ручки ( глазки, носик)?» « Покажи, как ты спишь?» « Покажи, как ты играешь на барабане?» « Покажи, где зайка?» « Топни ножкой!» « Потрогай ушко!» « Спой песенку- а-а-а, ля-ля-ля» « Покажи, как мама печет блины» « Покажи, как ты умеешь кружиться»

  • Слайд 6

    Пример: « Где твоя кукла? Вот она. Покачай куклу», « Покажи, где у Маши нос, глаза, рот, уши».

  • Слайд 7

    Накопление пассивного словарного запаса без собственного речевого сопровождения, по тем же темам. Взрослый, используя ситуации повседневной жизни, называет предметы, которые берёт ребёнок, учит различать их среди других, называет действие, которое производит ребёнок или взрослый с этим предметом, называет те ощущения, которые испытывает ребёнок ( «холодно», «тепло», «вкусно» и тому подобное).

  • Слайд 8

    Пример: «Сборы на прогулку» Взрослый говорит: « Сейчас мы пойдём с тобой гулять ( вещи, необходимые для прогулки, разложены на диване). Возьмём шапку. Где наша шапка? Правильно, молодец! Наденем её на голову. Шапка у нас красная, красивая, посмотри в зеркало. А где ленточки у шапки? Вот какие ленточки у шапки. Завяжем ленточки, чтобы ушки не замёрзли, чтобы Алёше было тепло. Тебе тепло? Да?» И так далее.

  • Слайд 9

    2 этап

  • Слайд 10

    Ребёнка просят при чтении знакомых стихов или потешек: «Мишка косолапый» «Зайка беленький сидит…» « Идёт коза рогатая…» « Мы весёлые мартышки» « Две лягушки» и т.д. выполнить конкретное действие.

  • Слайд 11

    3 этап

  • Слайд 12

    « Тра-та-та, тра-та-та, мы везём с собой кота» «Ти-ли-бом, ти-ли-бом, загорелся кошкин дом» « Наша Таня громко плачет» « Зайку бросила хозяйка» « Идёт бычок качается» « Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» и т.д.

  • Слайд 13

    4 этап

  • Слайд 14

    1. Поём звуковые цепочки: ля-ля-ля, ма-ма-ма, да-да-да, ба-ба-ба, па-па-па, ду-ду-ду.

  • Слайд 15

    2. Делаем гимнастику для губ, языка, щёк: «Улыбка» - «Надуваем щёчки» «Трубочка» - « Прячем язычок» «Заборчик» - « Щёлкаем язычком»

  • Слайд 16

    3. Вырабатываем воздушную струю: дуть на лицо взрослого дуть на ватку, листочек, бабочку, кораблик выдувать мыльные пузыри играть на дудочке

  • Слайд 17

    5 этап

  • Слайд 18

    Нужно создавать условия для развития у ребёнка потребности подражать слову взрослого. Подража-тельные речевые реакции могут выражаться в лю-бых звуковых комплексах, в жестах: « Наша Таня громко плачет. А-а-а! Почему Таня плачет? Уронила в речку мячик « Бух!» Покажи, как она плачет! А-а-а!» «Посмотри в небо! Самолёт летит: в-в-в-ва! Просим ребёнка посмотреть вверх, вместе «поле-тать на самолёте», расставив руки в стороны и бегая по комнате.

  • Слайд 19

    Ам - ам Топ-топ Бух Ку-ку Бай-бай

  • Слайд 20

    Мяу-мяу Гав-гав Му-му Кап-кап Тук-тук Би-би

  • Слайд 21

    6 этап

  • Слайд 22

    « Покажи, где мальчик! Покажи, где девочка!» « Покажи, где кубики!» и т.д. « Покажи, где девочка играет с куклой!» « Покажи, где мальчик катит машину!

  • Слайд 23

    7 этап

  • Слайд 24

    «Миша, ты хочешь рисовать?» – «Да! Нет!» « Миша, ты будешь пить сок?» – «Да! Нет!» Детей учим произносить отраженно отдельные слова в определённой ситуации: «Хочу, не хочу, буду, не буду, упал, спать, пить, сиди, гулять, кушать, сок, руки, мама, папа, баба, мама Надя, папа Витя, баба Катя, деда Вася, каша, мишка, туда, пока, Ваня, Катя, Тома, стой, лови, вот, там, идём и т.д.

  • Слайд 25

    8 этап

  • Слайд 26

    « Кто там?» « Кто пришёл?» « Где мама?» « Что это?» «Кто это?» « А зачем?» « Куда пойдем?» « Почему?»

  • Слайд 27

    9 этап

  • Слайд 28

    Ребёнка учим в определённой ситуации повторять фразу из двух слов, отражающую просьбу или желание ребёнка: « Дай пить!» « Дай сок!» « Хочу пить!» «Хочу играть!» « Дай куклу!» « Хочу спать!»

  • Слайд 29

    10 этап

  • Слайд 30

    Развиваем в процессе драматизации сказок, дидактических игр, бесед. Детей учим задавать вопросы по картинке, после прочитанного рассказа, произносить различные считалки, поговорки. Грамматический строй речи усваивается в речевых играх и упражнениях: «Где матрёшка? Вот она под столом. Поставь матрёшку на стол». « Где колокольчики? Дай один колокольчик».

  • Слайд 31

    Главное в занятиях по развитию речи – сформировать у детей потребность к речевым высказываниям.

  • Слайд 32
  • Слайд 33

    Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного поведения», выполнение простых инструкций ( в том числе, «Дай» и «Покажи»).

  • Слайд 34
  • Слайд 35

    Программа обучения выполнения инструкции «Дай».

    Выбирают один предмет, пониманию названия которого будут обучать ребёнка ( часто встреча-ющийся в быту, ребёнок может взять его рукой). Ребёнок и взрослый сидят за пустым столом. Взрослый кладёт на стол предмет, затем привлекает внимание ребёнка. Даётся инструкция – например, «Дай чашку». Если ребёнок выполняет инструкцию, немедлен-но следует подкрепление (конфета, любимая иг-рушка).

  • Слайд 36

    4. Если ребёнок не выполняет инструкцию, за ней немедленно следует физическая помощь: взрослый своей рукой берёт руку ребёнка и ею выполняет действие. Затем следует подкрепление со словами: «Умница, ты дал чашку!». Каждый следующий раз стараются уменьшить степень помощи. В результате инструкция должна выполняться без помощи.

  • Слайд 37

    Учим отличать этот предмет от других, непохожих на него предметов.

    Помещаем на стол два предмета . Даём ту же самую инструкцию «Дай чашку», и оказываем помощь так, чтобы ребёнок взял правильный объект. Подкрепляем. Помощь уменьшаем. Добиваемся самостоятельности. Предметы меняем местами и повторяем ту же инструкцию, что и в первый раз. Если ребёнок выполняет инструкцию безошибочно 5-6 раз, переходим к изучению второго слова.

  • Слайд 38

    Второй предмет должен резко отличаться от первого и по внешнему виду (цвету, форме, величине) и по семантическому содержанию.

  • Слайд 39

    После того, как ребёнок научился давать второй предмет в отсутствии первого, переходят к обучению различать эти предметы в ответ на инструкцию. Затем постепенно вводят новые слова и увеличивают число предметов на столе, из которых ребёнок должен выбирать.

  • Слайд 40

    Программа обучения выполнения инструкции « Покажи»

    Следовать инструкции «Покажи» обучают таким же образом, как и инструкции «Дай». Проводится дополнительное обучение формированию указательного жеста -путём развития навыка подражания (пальчиковая гимнастика), - временно прибегая к искусст- венным средствам (перчаткам с отверстием для указательного пальца).

  • Слайд 41

    3. В некоторых случаях бывает трудно научить ребёнка отличать новую инструкцию «Покажи» от уже известной ему инструкции «Дай». Если у ребёнка присутствует навык соотнесения предметов и их изображений, то можно начинать обучение с использования картинок. При этом сначала берут изображения уже знакомых предметов, которые он умеет давать по инструкции. 4. Картинки должны быть реалистичными, четкими. 5. Можно сначала поместить их на фланелеграф (проще показывать), в дальнейшем класть на стол.

  • Слайд 42

    Итак, повторим порядок обучения:

    1. «Покажи» с одним предметом (картинкой). 2. «Покажи» (первый предмет) из 2-6 других предметов (картинок). 3. «Покажи» со вторым предметом (картинкой). 4. «Покажи» (второй предмет) из 2-6 других предметов (картинок). 5. «Покажи» по выбору между первым и вторым (инструкции даются в случайном порядке, расположение предметов меняются).

  • Слайд 43

    Все слова, пониманию которых ребёнок научился в учебной ситуации, должны употребляться в контексте повседневной жизни ребёнка. Если начальные навыки понимания речи будут поощряться и закрепляться, если ребенок будет успешен, то у него постепенно будет складываться собственная мотивация обучения речевым навыкам.

  • Слайд 44
  • Слайд 45

    Обучение выполнению инструкций: простые движения.

    В ответ на инструкцию ребёнка учат выполнять то или иное действие ( «Встань», «Иди сюда», «Сядь», «Положи», «Похлопай», «Потопай»). Учим выполнять одну инструкцию. Обучаем выполнению следующей. Переходим к дифференциации двух инструкций. Постепенно число инструкций увеличивается, их употребляют в новых, более естественных условиях.

  • Слайд 46
  • Слайд 47

    Обучение выполнению инструкций с предметами.

    На столе перед ребёнком кладут предмет, с которым он в быту умеет совершать какие-либо действия (например, пьёт из чашки). Даётся инструкция «Пей». Далее отрабатывается другая инструкция с другим предметом («Рисуй» с карандашом). Когда несколько инструкций отработаны изолированно, ребёнка учат выполнять их при наличии нескольких предметов. Например, на столе лежит карандаш, стоит кружка с соком, лежат пазлы: даётся инструкция «Пей».

  • Слайд 48
  • Слайд 49

    Обучение пониманию действий по фотографиям (картинкам).

    На столе одна фотография (картинка). Даётся инструкция: «Покажи, где мама спит» (ударение делается на последнем слове). Когда ребёнок правильно показывает одну картинку, добавляют альтернативные (например, изображения предметов). Обучают показывать вторую картинку (например, «Покажи, где мама пьёт»). На столе две картинки. Ребёнка обучают показывать их по выбору. Важно: на начальных этапах обучения не стоит использовать изображения животных, лучше фотографии, на которых изображены люди (мама спит, мама пьёт, мама моет и т.д.)

  • Слайд 50
  • Слайд 51
  • Слайд 52

    Обучение навыку подражания звукам и артикуляционным движениям

    Главная задача - установление контроля над подражанием, что достигается при помощи правильного использования подкрепления. Выбирать звуки и артикуляционные движения следует индивидуально, предпочтительно использовать те из них, которые встречаются в спонтанном поведении ребёнка. Артикуляционные движения: открыть рот, показать язык, надуть щёки, подуть и т.д. 3.Обучение повторять звуки начинают с гласных, но, если вокализации ребёнка сложнее, то можно использовать их.

  • Слайд 53

    Формирование навыка называния предметов.

    1.Подбирают простые, доступные ребёнку по звуковому составу слова ( мама, папа, дом). 2.Проводят обучение пониманию этих слов. 3.Отрабатывают произнесение этих слов на уровне подражания. а) задаём вопрос «Что это?», показываем предмет, б)быстро не дожидаясь, пока ребенок начнёт повторять вопрос (эхолалия), говорим: «Дом», в)как только ребёнок повторил ответ, следует поощрение, г)далее степень помощи уменьшаем, д)в итоге ребёнок в ответ на вопрос «Что это?» должен назвать предъявляемый предмет (картинку, фотографию).

  • Слайд 54

    Учим выражать свои желания при помощи звуков и слов.

    Обучение использовать указательный жест. При показе желаемого предмета учим произносить его название. Обучение словам, выражающим просьбу: «Дай», «Помоги», «Открой» и т.д. Учим произносить фразы: «Дай пить!», « Мама, помоги!»

  • Слайд 55

    Учим выражать согласие и несогласие с чем-либо: Ребёнку показывают предмет, который является для него желанным (машинка). Задаём вопрос: «Ты хочешь?» и тут же подсказываем ответ (кивок головой или «Да»). Когда ребёнок «отвечает» правильно, ему дают то, что он хочет. Обучение продолжают до тех пор, пока ребёнок сам не будет выражать согласие. Выражению несогласия учат по той же схеме ( если ребёнок не возражает, можно дать ему попробовать что-то невкусное – немного соли на чайной ложке).

  • Слайд 56

    Учим называнию собственных действий

    В будущем ребёнок сможет использовать усвоенные глаголы в спонтанной речи. 1.Даём инструкцию совершить то или иное действие, например, «Рисуй». 2. Когда ребёнок выполняет действие, его спрашивают: «Что делаешь?» 3. Следует подсказка: «Я рисую» (или «Рисую»). 4. Подсказка уменьшается. Чтобы ребёнок не повторил вопрос, действуют также, как и при обучении называть предметы (см. выше).

  • Слайд 57

    Спектр называемых ребёнком действий постепенно увеличивают, стараются сделать ситуацию более естественной. Когда ребёнок начинает называть собственные действия, его речь теснее связывается с реальностью. В результате обучения у многих детей навык называния действий и предметов постепенно перерастает в попытки самостоятельных комментирующих высказываний . В таких случаях возможности для обучения значительно расширяются, выходя за рамки учебных занятий.

  • Слайд 58

    Важно:

    При обучении речевым навыкам ни в коем случае нельзя останавливаться на том, что уже достигнуто. Как только навык сформирован, перенесён в повседневную речь, надо двигаться дальше, думая, чему и как нужно учить ребёнка, какие навыки нужны ему для будущего.

  • Слайд 59

    Дальнейшие направления в развитии речи

    Функциональное назначение предметов. Обучение отвечать на вопросы о себе. Обучение пониманию признаков предметов. Обучение отвечать на вопрос «Где? (употребление предлогов «на, под, в, за»). Работа над увеличением числа спонтанных высказываний и т.д.

  • Слайд 60

    Многие приёмы, которые кажутся простыми и даже иногда примитивными, при продуманном и систематическомиспользовании доказывают свою эффективность при формировании речевых навыков даже в случаях тяжёлых нарушений развития.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке