Содержание
-
ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный структурное подразделение «Детский сад «Семицветик» м.р. Волжский
ПРОдетейосновная общеобразовательная программа дошкольного образования II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
-
-
II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация предметно-развивающей среды Основные принципы организации предметно-развивающей среды Особенности организации предметно-развивающей среды (среда как скаффолдинг) Режим дня
-
Основные принципы организации предметно-развивающей среды
1. Групповое пространство разделено на центры активности. 2. В группе имеется специальное место для группового сбора и занятий. 3. Группа выглядит чисто, красиво, в ней достаточно места, чтобы дети могли проводить групповые сборы 4. Центры активности отделены друг от друга невысокими полками или шкафчиками, желательно мобильными, что позволяет небольшим группам детей играть и взаимодействовать в различных центрах. 5. Игровая площадка оборудована стационарными структурами (горки, лесенки и т. д.) 6. Центры искусства и науки расположены на полу с жестким покрытием, недалеко от раковины.
-
7. Центры сюжетно-ролевой игры и строительства размещены рядом друг с другом. 8. «Шумные» центры активности (например, строительства и игры) расположены вдалеке от «тихих» (например, грамоты и письма). 9. В группе выделен уголок уединения — место с мягкой мебелью и игрушками, где ребенок может побыть в тишине в любое время дня. 10. В группе представлены работы, выполненные детьми. 11. После экскурсий, выступлений приглашенных гостей или просмотра видео, относящихся к изучаемой теме, в центрах активности размещаются фотографии, напоминающие детям об этих событиях и способствующие появлению новых идей для игровых сюжетов, построек или экспериментов. 12. В группе имеются круглые (диаметр — 90 см) и прямоугольные (55×105 см) столы с регулируемой высотой ножек для использования во всех центрах активности. Рекомендуемое количество столов — 6–7 шт.
-
Особенности организации предметноразвивающей среды (среда как скаффолдинг)
В программе «ПРОдетей» организация предметной среды рассматривается как один из способов оказания ребенку педагогической поддержки — скáффолдинга. Термин «скаффолдинг» означает специфический вид педагогической поддержки, которую взрослый организует для продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития. Правильно организованная среда позволит уменьшить потребность ребенка в поддержке, оказываемой непосредственно воспитателем, что особенно важно в группах с большим количеством детей.
-
Особенности среды, способствующие развитию у детей самостоятельности:
материалы размещены таким образом, чтобы дети могли самостоятельно использовать их в активное время, а затем самостоятельно убирать на место; материалы в открытом (для детей) доступе периодически обновляют; материалы, не используемые для текущих проектов или игровых тем, убирают в закрытые шкафы или кладовки; коробки, контейнеры и полки для хранения материалов обозначают соответствующими картинками (для старших детей можно использовать также словесные обозначения),что позволяет детям легко находить нужный предмет и так же легко убирать его на место по окончании деятельности.
-
Особенности среды, способствующие оптимальному формированию у детей знаковой функции и других когнитивных компетенций:
Наглядные пособия и стенды выбирают и оформляют с учетом того, какую функцию они выполняют в образовательном процессе. Необходимо избегать дублирования материалов. При выборе наглядного материала для изучения детьми конкретных символов (например, букв или цифр) следует отслеживать, чтобы эти символы были максимально четкие и их восприятию не мешал «зашумленный» или декорированный фон (например, когда буквы частично закрыты картинками) Важно, чтобы дети могли использовать наглядный материал, расположенный в центрах, в соответствующей активности (он не должен служить декорацией). Например, в центре строительства можно повесить схемы построек или конструкций из «Лего», в центре ролевой игры — фотографии, сделанные во время последней экскурсии, а в центре искусства — пошаговую иллюстрированную инструкцию выполнения конкретных поделок. Наглядный материал следует менять или дополнять по мере изменения педагогической задачи или развития активности детей.
-
Центры активности как средство развития у дошкольников навыков ролевой игры.
Основные центры активности: 1) грамоты и письма; 2) сюжетно-ролевой игры; 3) науки; 4) искусств; 5) строительства; 6) математики и манипулятивных игр; 7) физических упражнений; 8) открытая площадка.
-
Наряду с основными центрами, которые, как правило, остаются открытыми постоянно, можно создавать временные (функциональные) центры.
-
Открытое пространство, где обычно происходит утренний или вечерний сбор, можно превратить:
1) в центр физических упражнений 2) в центр безопасности 3) центр кулинарии может открываться, когда есть возможность обеспечить присутствие в нем взрослого 4) по мере вовлечения детей в проекты или игровые темы может возникнуть потребность в расширении того или иного центра за счет использования свободного пространства. В подобных случаях частичное объединение, например, центров искусств и ролевой игры может привести к открытию нового временного центра «Театр».
-
Примеры наполнения основных центров активности
-
Каждому из основных центров следует присвоить определенный цвет, который впоследствии будет использоваться детьми при составлении планов работы в центрах. Цветет на табличке с названием центра, а также может закрепляться за оборудованием центра . Названия центров должны максимально отражать их направленность Табличку с названием центра необходимо размещать таким образом, чтобы она была хорошо видна детям и тогда, когда они находятся в центре, и во время планирования своей работы Помимо названия, на табличке должно присутствовать символическое изображение конкретного центра активности — знак, который детям было бы легко ассоциировать с активностями в этом центре и рисовать в своих планах Если наполнение центра меняется в соответствии с изучаемой темой, то к основной табличке можно прикрепить дополнительную с новым названием и символом (например, прикрепить табличку «Гараж» к табличке «Центр строительства»).
-
-
Принцип многослойности в организации центров активности.
Для обеспечения гибкости и многофункциональности центров активности в программе «ПРОдетей» предлагается рассматривать их наполнение как осуществляющееся на двух уровнях: базовом и игровом.
-
Базовый уровень.
Наполнение центров происходит с учетом педагогических задач, преимущественно решаемых в рамках данного центра (например, в центр грамоты помещают материалы, взаимодействуя с которыми дети знакомятся с буквами). При этом детские активности могут носить как характер свободного исследования, так и быть структурированы педагогом (например, в центре науки дети зарисовывают стадии роста растений из посаженных ими семян).
-
Игровой уровень.
Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, а детский сад для современного ребенка часто становится единственным местом, где он может играть. Одного центра ролевой игры в группе явно недостаточно. Рекомендуется дополнить все центры активности материалами, позволяющими детям развернуть сюжетно-ролевую или режиссерскую игру.
-
Материалы которые смогут помочь детям развернуть игру, например:
В центр строительства добавить маленькие фигурки людей и животных, для которых дети смогут строить дома или зоопарк и впоследствии проигрывать сценарии похода в зоопарк, ухода за животными и т. д.; в центр грамоты в дополнение к уже имеющимся там материалам для письма и книгам поместить копии некоторых учебных материалов (алфавит, календарь), что позволит детям играть в детский сад или школу; центр воды и песка положить игрушечные кораблики или машинки, для которых можно будет строить дороги.
-
Другой способ добавления игровых элементов в центр активности — это реорганизация центра в соответствии с игровым проектом, развертывающимся в группе. В этом случае центрам можно временно присвоить другое название, отражающее их новую функцию. Часть материалов в центре останется без изменения, что позволит детям продолжить понравившиеся им активности, однако часть материалов изменит свою функцию в соответствии с новой задачей (игрой), например: при игре в ресторан дети всю игрушечную еду готовят в центре искусств, в центре грамоты изготавливают меню, а в центре воды моют и вытирают тарелки и т.д.
-
Программа «ПРОдетей» предлагает два варианта режима дня:
для групп полного дня пребывания ребенка в ДОО (12 ч); для групп кратковременного пребывания ребенка в ДОО (4 ч).
-
Примерный режим дня на сентябрь-май при 12-часовом пребывании детей в дошкольной образовательной организации
Утром воспитатель встречает ребенка, здоровается с ним и задает загадку («Методика „Загадки“» настоящей Программы). Ребенок отвечает на вопрос, а затем до начала круга самостоятельно играет с предложенным ему материалом (пазлы, конструктор, настольные игры и т. д.). Утренний круг7 может включать в себя приветствие, линейный календарь, пальчиковые игры, моделирование письма, «Лабораторию историй». Занятия в центрах активности предполагают планирование работы в центрах (не более 10 минут), ознакомление детей с материалами центров активности, игровую практику, работу в центрах, уборку.
-
«Методика „Загадки»
Методика «Загадки» помогает быстро, ненавязчиво, незаметно для ребенка провести диагностику усвоения им того или иного понятия
-
4) При переходе от одного вида активности к другому рекомендуется проводить разминку (5 минут): подвижные игры типа «Замри», танец и т. п. 5) Во время работы в парах или группах (10 минут) чередуются следующие методики: чтение с партнером, графическая практика, счет с партнером, «Волшебная лупа» и т. д. 6) Во второй половине дня педагоги проводят прогулку или свободную (без планирования) работу в центрах активности, свободную игру детей. 7) Вечерний круг (около 10 минут) может включать в себя «Лабораторию историй», подвижные игры.
-
Примерный режим дня на сентябрь—май для групп кратковременного пребывания детей в дошкольной образовательной организации:
В группах кратковременного пребывания детей важно обеспечить использование основных методик Программы, используемых при встрече детей, проведении утреннего круга, работы в центрах активности. Проведение второго круга вместо вечернего даст возможность обсудить с детьми их работу в центрах. Содержание работы в парах или группах рекомендуется чередовать: один день — грамота, один день — математика.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.